ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5390/2023 от 02.11.2023 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Медной Ю.В.,

при секретаре Каирсапиевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Коллегии адвокатов «Саратовский юридический центр» Адвокатской палаты Саратовской области, заинтересованные лица межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 22 по Саратовской области, межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Коллегии адвокатов «Саратовский юридический центр» Адвокатской палаты Саратовской области (далее по тексту Организиция), заинтересованные лица межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 22 по Саратовской области, межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 8 по Саратовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указывает, что Организация зарегистрирована МРИФНС № 8 по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридический адрес организации: 410012, <адрес>, организационно-правовая форма Организации – адвокатское образование, вид – коллегия адвокатов.

Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении Организации, которой было выявлено, что в ЕГРЮЛ, Организацией не внесены сведения о руководителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации; Устав Организации не устанавливает виды деятельности Организации, относящиеся - к полномочиям адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности; в Уставе Организации предусмотрено право Организации иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а описание эмблемы отсутствует, в то время как регистрация эмблемы законом не предусмотрена, а предусмотрено, то, что в уставе некоммерческой организации при её наличии должно содержаться описание эмблемы; Организацией на проверку в Управление не представлены правоустанавливающие документы на использование помещения по юридическому адресу зарегистрированному в ЕГРЮЛ, кроме того вся заказная корреспонденция, направляемая Управлением по юридическому адресу Организации возвращается отправителю с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», из чего следует, что Организация в нарушение норм действующего законодательства не находится по юридическому адресу и Организацией не внесены в трехдневный срок сведения об изменении своего места нахождения; Организацией не представлены в Управление протоколы Общего собрания об избрании Президиума Организации и сведения о его деятельности, который является исполнительным органом Организации, избираемым общим собранием на три года согласно п. 6.6 её Устава; в Управление не представлены сведения о деятельности Ревизионной комиссии, протоколы Общего собрания об избрании Ревизионной комиссии отсутствуют, в то время как согласно п. 6.17 Устава Организации контроль за её финансовой и хозяйственной деятельностью осуществляет Ревизионная комиссия по итогам года и представляет по ним свое заключение; членами Организации не перечислялись на её счет денежные средства от осуществления адвокатской деятельности, так согласно сведениям УФНС России по Саратовской области представлены сведения об открытом расчетном счете Организации, на который денежные средства за проверяемый период за 2019 – 2021 года не поступали.

Кроме того согласно информации, представленной Управлению Адвокатской палатой Саратовской области в настоящее время членов в Организации не имеется.

По итогам плановой документальной проверки Управлением в адрес Организации было направлено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений выявленных в ходе проведения проверки, а также информационные письма со сроком рассмотрения до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по настоящее время нарушения Организацией не устранены, допущено неоднократное непредставление в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, что является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, административный истец просит суд принять решение о ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц.

Представители административного истца и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителей административного истца и заинтересованного лица межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 22 по Саратовской области поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, причины неявки представителей административного истца и заинтересованных лиц суду не известны.

Представитель административного ответчика в судебное заседание также не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо мотивированных возражений относительно заявленных требований, не представил.

Руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, либо об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и функционирование которых обеспечивается организатором распространения информации в сети "Интернет" (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности), может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом.

Указом Президента РФ от 09.10.2023 № 750 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее Положение) согласно пп.2 п.2 Положения Министерстве юстиции Российской Федерации (далее Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, включающей в себя, в том числе, государственную регистрацию некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

В соответствии с п.п.2 п.5 Положения Минюст России осуществляет контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций, включая контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Согласно п.п.1 п.19 Минюст России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере: государственной регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

В соответствии с п.п.5 п.3 «Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 (далее Положение №26) основными задачами Управления является осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций.

Согласно пп.63 п.6 Положения № 26 Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций).

В порядке пп.74 п.6 Положения № 26 Управление обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

В соответствии со п.1, п.1.1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ № 7 некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п. 3.1 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган (п. 3.2 ст. 32 Закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Согласно п. 7 ст. 32 ФЗ № 7 некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее ФЗ №129), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Согласно ч.1 ст. 5 ФЗ № 129 в едином государственном реестре юридических лиц содержатся: сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.в); сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.л).

В соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ № 129 записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

В соответствии с пп.2 ч.6 ст. 17 ФЗ № 129 для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

Как установлено п. 10 ст.32 ФЗ № 7 неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 24 ФЗ № 7 некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее ФЗ № 63) оказывая юридическую помощь, адвокат: 1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; 3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве; 4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; 5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях; 6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов; 7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях; 8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации; 9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом (ч.3 ст. 2 ФЗ № 63).

В силу п.2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 N 185 "О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций" (далее Приказ №185) некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России): отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (пп. а).

Как установлено в судебном заседании, Организация зарегистрирована МРИФНС № 8 по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН <данные изъяты>. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, юридический адрес организации: 410012, <адрес>, организационно-правовая форма Организации – адвокатское образование, вид – коллегия адвокатов. Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного протоколом общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-26).

Управлением в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32) проведена проверка деятельности некоммерческой организации за её соответствием уставным целям и задачам, а также за соблюдением законодательства РФ. Данной проверкой в отношении Организации, которой было выявлены следующие нарушения: в ЕГРЮЛ, Организацией не внесены сведения о руководителе как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации; Устав Организации не устанавливает виды деятельности Организации, относящиеся - к полномочиям адвокатов при осуществлении адвокатской деятельности; в Уставе Организации предусмотрено право Организации иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а описание эмблемы отсутствует, в то время как регистрация эмблемы законом не предусмотрена, а предусмотрено, то, что в уставе некоммерческой организации при её наличии должно содержаться описание эмблемы; Организацией на проверку в Управление не представлены правоустанавливающие документы на использование помещения по юридическому адресу зарегистрированному в ЕГРЮЛ, кроме того вся заказная корреспонденция, направляемая Управлением по юридическому адресу Организации возвращается отправителю с отметкой почтового отделения «стек срок хранения», из чего следует, что Организация в нарушение норм действующего законодательства не находится по юридическому адресу и Организацией не внесены в трехдневный срок сведения об изменении своего места нахождения, отсутствуют актуальные сведения о её месте нахождения; Организацией не представлены в Управление протоколы Общего собрания об избрании Президиума Организации и сведения о его деятельности, который является исполнительным органом Организации, избираемым общим собранием на три года согласно п. 6.6 её Устава; в Управление не представлены сведения о деятельности Ревизионной комиссии, протоколы Общего собрания об избрании Ревизионной комиссии отсутствуют, в то время как согласно п. 6.17 Устава Организации контроль за её финансовой и хозяйственной деятельностью осуществляет Ревизионная комиссия по итогам года и представляет по ним свое заключение; членами Организации не перечислялись на её счет денежные средства от осуществления адвокатской деятельности, так согласно сведениям УФНС России по Саратовской области представлены сведения об открытом расчетном счете Организации, на который денежные средства за проверяемый период за 2019 – 2021 года не поступали.

По итогам плановой документальной проверки Управлением в адрес Организации был направлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37-39).

Также Управлением в адрес Организации неоднократно направлялось предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении допущенных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-41), Кроме того, административному ответчику Управлением направлялась информация о необходимости устранения нарушений, указанных в предупреждении, а именно: от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45-48), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49-53), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54-57).

Согласно информации, представленной Управлению Адвокатской палатой Саратовской области в настоящее время членов в Организации не имеется (л.д.58).

Таким образом Организация не осуществила внесение в трехдневный срок сведений об изменении адреса своего места нахождения, содержащихся в ЕГРЮЛ, и не проинформировала об этом Управление, тем самым нарушила в п.7 ст.32 ФЗ № 7 и пп.в, л п.1 ст.5 ФЗ №129. Кроме того Организацией не устранены нарушения, выявленные Управлением в ходе проверки, проводимой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указанные в предупреждении.

Как установлено п. 10 ст.32 ФЗ № 7 неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данные законоположения являются гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой обрганизацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение Организацией требований, вышеприведенными правовыми нормами, существенно затрудняет выполнение Минюстом России Положения №750.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств представления в Управление сведений, предусмотренных приведенными выше правовыми нормами.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области удовлетворить.

Ликвидировать Коллегию адвокатов «Саратовский юридический центр» Адвокатской палаты Саратовской области, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>.

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Коллегии адвокатов «Саратовский юридический центр» Адвокатской палаты Саратовской области, ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.

Срок составления мотивированного решения – 08 ноября 2023 года.

Судья Ю.В. Медная