РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 10 июня 2020 года адрес Октябрьский районный суд адрес в составе: председательствующего судьи Поляковой Н.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-739/2020 по иску ОАО «РЖД» к Государственной инспекции труда в адрес, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в адресФИО1, заинтересованному лицу ФИО2 о признании незаконным и отмене предписание, УСТАНОВИЛ: Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что Государственной инспекцией труда в адрес проведена внеплановая документарная проверка эксплуатационного локомотивного депо Кинель - структурного подразделения Куйбышевской дирекции тяги - структурного подразделения Центральной дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД», по результатам которой дата составлен акт проверки №...-ОБ/12-12178-И/53-468/2 и выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства 63/7-4330-19-ОБ/12-12178-И/53-468/3 и в срок до дата: произвести перерасчет сверхурочной работы ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 за период с июля 2018 по июль 2019 года по правилам ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации: за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, с учетом, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсацией. С данным предписанием административный истец не согласен, в связи с чем обратился в суд, где просит признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в адрес от дата№...-ОБ/12-12178-И/53-468/3. Определением от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 В судебном заседании представители административного истца ФИО24, действующая на основании доверенности, ФИО25, действующий на основании доверенности, административный иск поддержали в полном объеме, дав пояснения аналогичные иску, дополнив, что административный ответчик вышел за пределы своих полномочий, так как имеется индивидуальный трудовой спор по порядку оплаты за сверхурочную работу, который подлежит рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом, при судебном разбирательстве рассматривалось также применение срока исковой давности. Кроме того, ссылаются на несоответствие предписания должностного лица требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, в том числе Указанию МПС СССР "Об оплате работы в сверхурочное время работникам с суммированным учетом рабочего времени" от дата N Г-2967у. В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что в ходе внеплановой проверки установлено очевидное нарушение норм трудового законодательства, расчет за сверхурочную работу проводится в нарушении ст.152 ТК РФ, ссылка на письмо МПС необоснованна, так как последнее носит рекомендательный характер, локальные нормативные акты АО «РЖД» не должны противоречить нормам ТК РФ. Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные государственным инспектором труда. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям. Из материалов административного дела следует, что дата Государственной инспекцией труда в адрес издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении Эксплуатационного локомотивного депо Кинель - структурного подразделения Дирекции тяги Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» на основании заявления ФИО2, в котором заявитель просил проверить правильность начисления заработной платы и выплат за сверхурочную работу. дата проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой Главным государственным инспектором труда ФИО1 составлен акт проверки и выдано ОАО «РЖД» предписание от 28.11.2019г. №...-ОБ/12-12178-И/53-468/3, которым обществу предписано в срок до дата устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: произвести перерасчет сверхурочной работы работникам ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 за период с июля 2018 по июль 2019 года по правилам ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации: за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, с учетом, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежной компенсацией. Несогласие с данным предписанием явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском. Рассматривая требования административного истца суд исходит из следующего. Федеральной инспекцией труда осуществляется федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 353 Трудового кодекса Российской Федерации). Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть 1 статьи 354 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий, пятнадцатый статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации). Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абзац шестой части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации). Из приведенных норм следует, что государственные инспекции труда, не являясь органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и по применению в связи с этим определенных мер реагирования в виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона. В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочной работой является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Согласно положениям статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации). В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. Положениями статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от дата N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Установлено, что в ОАО «РЖД» применяется методика расчета заработной платы, утвержденная первым заместителем генерального директора ОАО «РЖД» ФИО26 28.10.2013г. №..., разработанная на основании Указания МПС СССР "Об оплате работы в сверхурочное время работниками с суммированным учетом рабочего времени" от дата N Г2967у (далее - Указания МПС СССР) и письма Министерства транспорта Российской Федерации от дата N 03/1234 (далее - Методика). На основании данной Методики разработано проектное решение «Определение отработанных рабочими локомотивных бригад смен для расчета доплаты за сверхурочную работу в ЕК АСУТР». Согласно пункту 5.4 Методики при суммированном учете рабочего времени количество часов сверхурочной работы определяется по завершении учетного периода (для работников локомотивных бригад он составляет месяц). При этом в полуторном размере оплачиваются часы в количестве равном произведению рабочих смен по графику в данном учетном периоде на два, а остальные сверхурочные часы оплачиваются в двойном размере. Таким образом, размер доплаты за сверхурочную работу зависит от количества рабочих смен (дней) в учетном периоде. Между тем, такой порядок оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени ухудшает положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством и в силу части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, применению не подлежит. Вопреки доводам административных истцов Указание МПС СССР, на основании которого разработана Методика расчета заработной платы в ОАО «РЖД», носит рекомендательный характер, о чем разъяснено письмом Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от дата N адрес-ПГ. Доводы представителей ОАО «РЖД» о том, что изложенные в предписании государственного инспектора труда требования о перерасчете оплаты сверхурочной работы выходят за рамки срока исковой давности, установленного для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не принимаются судом во внимание, поскольку указанные сроки для целей государственного надзора за соблюдением трудового законодательства не применимы. Суд полагает также не согласится с позицией административного истца в части разрешения инспектором труда индивидуального трудового спора между работником и работодателем, поскольку порядок расчета выплаты за сверхурочную работу принимается ОАО «РЖД» не только в отношении лиц обратившихся с заявлением в инспекцию, что следует из пояснений представителей истца в судебном заседании и представленных истцом в материалы дела в обоснование своих требований документов – локальных нормативных актов. Кроме того, из вышеприведенных норм закона следует, что государственный инспектор труда, в случае выявления в ходе проверки очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать предписание, из анализа представленных документов, следует, что инспектором ФИО1 выявленное нарушение в части применения ч.1 ст.152 ТК РФ является очевидным. При этом, суд принимает во внимание, что во время проведения проверки Государственной инспекцией труда в адрес работник ни в комиссию по трудовым спорам, ни в суд не обращался. Также суд находит необоснованными доводы представителей ОАО «РЖД» о том, что при вынесении оспариваемого предписания государственный инспектор труда вышел за пределы предоставленных ему полномочий по следующим обстоятельствам. В силу статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации государственная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателем законодательства, то есть выявляет правонарушения, но не разрешает споры, обязанность по рассмотрению которых возложена в силу статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации на комиссии по трудовым спорам и суды. В соответствии с частью 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Исходя из приведенных законоположений, Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов и принимает меры по их устранению. При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников. Работники ОАО «РЖД», в частности Эксплуатационного локомотивного депо Кинель - структурного подразделения Дирекции тяги Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» имеют право на обращение в Государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда, действуя в пределах предоставленных законом полномочий, установив наличие очевидного нарушения трудового законодательства вынес в адрес работодателя обязательное для исполнения предписание. Исходя из установленных в ходе рассмотрения обстоятельств выявления очевидных нарушений трудового законодательства работодателем, Государственная инспекция труда в пределах предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности устранить допущенные нарушения трудового законодательства, в связи с чем суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных требований. На основании изложенного и руководствуясь ст. 177 КАС РФ суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ОАО «РЖД» о признании незаконным и отмене предписания №...-ОБ/12-12178-И/53-468/3 от дата - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. В окончательной форме решение суда изготовлено дата. Судья подпись Н.В. Полякова Копия верна Судья: Секретарь: |