ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5393/2021 от 16.12.2021 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-5393/2021

УИД 27RS0004-01-2021-006597-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гурдиной Е.В.

при секретаре судебного заседания Ковалевой А.Д.

с участием помощника прокурора г.Хабаровска Потаревой С.В., представителей административных ответчиков Правительства Хабаровского края Ислямовой Е.Г., Министерства строительства Хабаровского края Петровой М.В., Министерства финансов Хабаровского края Ермолиной А.В., представителя заинтересованного лица администрации г.Хабаровска Даниленко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Хабаровска к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности произвести софинансирование расходных обязательств при строительстве дорожной сети в границах <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Хабаровска ФИО7, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Хабаровска, указав Правительство хабаровского края в качестве заинтересованного лица, о возложении обязанности произвести финансирование и построить объект дорожной сети, в обоснование требований указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО8 по факту отсутствия дороги к земельному участку с кадастровым номером , предоставленному в рамках реализации программы по обеспечению многодетных граждан земельными участками, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятие мер к их устранению. Согласно п.2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительств, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участи в случаях и порядке, которые установлены законами субъектом Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе. На основании указанных норм права и в соответствии с Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае» уполномоченными органами гражданам, имеющим трех и более детей предоставлены земельные участки по <адрес>. Постановлением администрации г.Хабаровска о ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории, предусматривающей размещение линейного объекта «Строительство дорожной сети в границах <адрес> в <адрес>, которая до настоящего времени не построена. Строительство данной дорожной сети обеспечит <данные изъяты> земельных участков, выданных многодетным семьям, транспортной инфраструктурой. По результатам проверки прокурором г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ мэру г.Хабаровска вынесено представление во вопросу строительства дорожной сети, а также подъездов к земельным участкам, согласно ответу на представление строительство участком не ведется; в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр предусмотрено финансирование на проведение конкурсного отбора на предоставление из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства; Администрация г.Хабаровска приняла участие в конкурном отборе, однако городской округ «Город Хабаровск» занял четвертое, пятое и шестое место, субсидия не получена. На основании изложенного, в нарушение приведенных норм законодательства Министерством строительства Хабаровского края субсидии из краевого бюджета на комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства администрации г.Хабаровска не предоставлены, в связи с чем строительство автомобильных дорог, а также подъездов к земельному участку не ведется в результате чего нарушаются права многодетных семей, поскольку отсутствие дорог не позволяет начать строительство жилья. Прокурор просил возложить на Правительство Хабаровского края обязанность произвести софинансирование расходных обязательств администрации г.Хабаровска в целях строительства объекта дорожной сети в границах <адрес>; возложить на Администрацию г.Хабаровска обязанность построить объект дорожной сети в границах <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора г.Хабаровска ФИО7 от части административных исковых требований к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности построить объект дорожной сети в границах <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Производство по административному делу в данной части прекращено.

К производству суда принято уточнение предмета заявленных требований, в соответствии с которыми прокурор г.Хабаровска ФИО7 просил суд возложить на Правительство Хабаровского края обязанность произвести софинансирование расходных обязательств администрации г.Хабаровска в размере <данные изъяты> % в целях строительства объекта дорожной сети в границах <адрес> возложить на Администрацию г.Хабаровска обязанность произвести софинансирование расходных обязательств в размере <данные изъяты> % в целях строительства объекта дорожной сети в границах <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ прокурора г.Хабаровска ФИО7 от части административных исковых требований к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности произвести софинансирование расходных обязательств в размере <данные изъяты>% от общей стоимости объекта строительства - дорожная сеть в границах улиц <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Производство по административному делу в данной части и к административному ответчику Администрации г.Хабаровска прекращено. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г.Хабаровска.

Данным определением принято к производству суда уточнение предмета заявленных требований прокурора г.Хабаровска о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности произвести финансирование строительства объекта - дорожная сеть в границах <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Определением суда от 30.09.2021 к участию в деле в качестве административных ответчиком привлечены Правительство Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора г.Хабаровска Потарева С.В. поддержала требования административного искового заявления с учетом представленных уточнений предмета заявленных требований, настаивала на удовлетворении иска о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности произвести финансирование строительства объекта дорожной сети в полном объеме, указывая, что отсутствие дорог и подъездов в районе предоставленных земельных участков не позволяет использовать их многодетным семьям.

Представитель Правительства Хабаровского края Ислямова Е.Г. не согласилась с заявленными требованиями, просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в возражениях. Согласно представленным возражениям Правительство Хабаровского края указывает, что прокурор г.Хабаровска не правомочен на подачу данного административного иска, поскольку не доказал обстоятельства нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в результате признания бездействия незаконным. Правительство края не является уполномоченным органом исполнительной власти по проведению конкурсных отборов и предоставлению субсидий муниципальным образованиям края в соответствии с положениями Порядка предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное освоение и развитие территорий края в целях жилищного строительства, реализуемого в рамках государственной программы края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утв. Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ-пр. В соответствии с данным порядком проводится конкурсный отбор заявок муниципальных образований для предоставления субсидий на строительство, в том числе автомобильных дорог к территориям, на которых предоставляются земельные участки многодетным семьям. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению таких субсидий является Министерство строительство Хабаровского края. В рамках указанного Порядка и государственной программы «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» Администрация г.Хабаровска вправе подавать заявки и принимать участие в конкурсном отборе на предоставление субсидии для строительство дорожной сети. Администрация г.Хабаровска принимала участие в конкурсе на предоставление субсидии на ДД.ММ.ГГГГ годы для строительства дорожной сети, однако заняла 4,5,6 место, на которые бюджетных ассигнований не имелось. Настаивает на том, что полномочия по организации дорожной деятельности возложены на орган местного самоуправления, а не на орган исполнительной власти, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на Правительство Хабаровского края обязанности финансирования строительства дорожной сети. На основании изложенного и иных доводов, указанных в письменных возражениях и приобщенных к материалам дела представитель Правительства Хабаровского края просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика Министерства строительства Хабаровского края Петрова М.В. не согласилась с административным исковым заявлением, просила отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на доводы письменных возражений, согласно которым в соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 Положения о министерстве строительства Хабаровского края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, одной из основных задач Минстроя края является организация строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства краевой государственной собственности, за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог, следовательно у Минстроя края отсутствуют полномочия в сфере строительства объектов дорожной сети. Повторяя доводы представителя Правительства Хабаровского края указывает, что Минстроем края в соответствии с Порядком и государственной программой «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» на конкурсной основе муниципальным образованиям предоставляются субсидии на комплексное развитие территорий в целях строительства жилья в пределах бюджетных ассигнований. В конкурсе на предоставлении субсидии на ДД.ММ.ГГГГ годы Администрации г.Хабаровска субсидия на строительство данной дорожной сети не предоставлена в связи с полным распределением бюджетных ассигнований муниципальным образованиям, занявшим более высокие места в рейтинге. На основании изложенного просила в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства финансов Хабаровского края также возражала против удовлетворения заявленных требований. Согласно доводам отзыва на административное исковое заявление денежные средства на предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальным образованиям планируются в бюджете края ежегодно, участие муниципальных образований в конкурсе на предоставление субсидий не ограничено, следовательно Администрация г.Хабаровска вправе участвовать в конкурсах на предоставление Минстроем края субсидии для строительства дорожной сети. Администрация г.Хабаровска не оспаривала результаты конкурсного отбора на предоставление субсидий из краевого бюджета на комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства на ДД.ММ.ГГГГ годы. Также указывает, что распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп утвержден Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования края из краевого бюджета на ДД.ММ.ГГГГ годы в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований края (за исключением расходов, возникающих при реализации региональных проектов, направленных на достижение соответствующих результатов реализации федеральных проектов), источником финансового обеспечения которых являются только средства краевого бюджета. Предельный уровень для городского округа «Город Хабаровск» Хабаровского края составляется <данные изъяты> %, когда как прокурор просит произвести полное финансирование, такие требования не основаны на нормах действующего законодательства.

Представитель Администрации г.Хабаровска поддержала уточнённые требования прокурора г.Хабаровска о возложении на Правительство Хабаровского края обязанности оказать финансирование строительства объекта дорожной сети, просила требования в данной части удовлетворить. В обоснование позиции указала, что строительство объекта дорожной сети является неотъемлемой частью меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления земельного участка в собственность и должно в полном объеме финансироваться за счет средств бюджета Хабаровского края. Ввиду дефицита денежных средств в бюджете городского округа строительство дорожной сети и автомобильных дорог на земельных участка, предоставленных многодетным семьям, в границах <адрес>, не осуществляется. Дополнительно пояснила, что земельные участки многодетным семьям предоставлялись в границах данных территорий, поскольку свободных земельных участков в местности, обеспеченной инфраструктурой, не имелось. Часть территории земельных участков была не разграничена и являлась краевой собственностью, часть территории была сформирована и относилась к муниципальной собственности.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

При рассмотрении дела судом установлено, что пределах территорий <адрес> в <адрес> были предоставлены Администрацией г.Хабаровска и Министерством имущества Хабаровского края земельные участки бесплатно исключительно гражданам, имеющим трех и более детей. Всего в границах указанного района предоставлено данной категории граждан <данные изъяты> земельных участков.

Из ответа Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах территорий <адрес> в <адрес> гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено <данные изъяты> земельных участка. Формирование и предоставление данных земельных участков многодетным семьям осуществлялось в соответствии с Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае». Формирование и предоставление земельных участков иным гражданам в данных границах администрацией г.Хабаровска не осуществлялось.

Согласно информации, предоставленной Министерством имущества Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, в границах территорий <адрес> в <адрес> министерством предоставлены многодетным гражданам земельные участки, образованные из земель, зарегистрированных на праве собственности Хабаровского края – <данные изъяты> земельный участок (ориентир расположения <адрес>). Земельные участки иным льготным категориям граждан министерством не предоставлялись в границах спорных территорий.

Постановлением Администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории (проект межевания) в границах <адрес><адрес>».

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворены исковые требования прокурора г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Хабаровска о возложении обязанности по проектированию и строительству автомобильных дорог, на Администрацию г.Хабаровска возложена обязанность по проведению работ по проектированию и строительству автомобильных дорог в границах <адрес><адрес> в соответствии с утвержденным постановлением Администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ проектом межевания территории городского округа «Город Хабаровск» в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании данного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Индустриальному району г.Хабаровска в отношении Администрации г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, которое до настоящего времени не исполнено.

Согласно сведений, предоставленных Департаментом архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения данных земельных участков транспортной инфраструктурой создан проект объекта капитального строительства «Строительств объектов дорожной сети в границах <адрес>

Данный объект включен в Перечень адресных инвестиционных проектов <адрес>, утвержденный постановлениями администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с лимитами денежных средств бюджета всего в размере <данные изъяты> руб.

Заключен договор с застройщиком <адрес> и муниципальный контракт на проектно-изыскательские работы, подготовлена проектная документация. Стоимость выполнения строительно-монтажных работ объекта дорожной сети определена в размере <данные изъяты> руб. в ценах на третий квартал ДД.ММ.ГГГГ года.

На данную проектную документацию и результаты инженерных изысканий получено положительное заключение государственной экспертизы.

Ввиду дефицита бюджетных средств на строительство данного объекта дорожной сети Администрация г.Хабаровска принимала участие в конкурсе на получение субсидии из краевого бюджета в соответствии с Приложением к Государственной программе «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», утв. Постановлением Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, однако заняла 4,5,6 места, субсидия не предоставлена.

На основании указанных фактов судом установлено, что обязанность публичного органа по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования земельным участком, в том числе строительство жилых домов, не выполнена.

Так, подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии со ст. 3 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании земельных отношений в Хабаровском крае" земельные участки, находящиеся в государственной собственности края, муниципальной собственности, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти края в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", предоставляются в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства в сельской местности или по месту жительства в населенных пунктах края, не относящихся к сельской местности.

Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее – Программа развития жилищного строительства в Хабаровском крае), к основным мероприятия которой относится создание инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым (предоставленным) в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в целях индивидуального жилищного строительства.

Приложение данной программы устанавливает Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на комплексное развитие территорий края в целях жилищного строительства. Целью предоставления Субсидии на комплексное развитие территорий является оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам местного значения по реализации мероприятий по комплексному развитию территорий, включая следующие мероприятия: обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья на земельных участках предоставляемых многодетным семьям; обеспечение сетями электроснабжения, строительство автомобильных дорог к территориям, на которых предоставляются (предоставлены) земельные участки многодетным семьям.

Судом установлено и не оспаривалось административными ответчиками, что порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих трех и более детей, в Хабаровском крае не разработан, несмотря на такую необходимость, изложенную в подпунктах 10, 11 пункта 20 приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", а предусмотрено только предоставление на конкурсной основе субсидий органам местного самоуправления для освоения территорий края в целях жилищного строительства, в том числе на земельных участках предоставленных многодетным семьям.

Однако Программа развития жилищного строительства в Хабаровском крае предусматривает предоставление органам местного самоуправления на конкурсной основе субсидий не только для освоения земельных участков предоставленных многодетным семьям, но и по другим основаниям.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из этого исходит Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говоря о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О "По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.

Нашедший отражение в Земельном кодексе РФ подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).

Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном выше определении указал, что понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

В соответствии с Уставом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и Законом Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ "О Правительстве Хабаровского края" Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, правомочно решать вопросы, отнесенные к его компетенции федеральными законами, Уставом края и краевыми законами, иными нормативными правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции, договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти края, соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и Правительством края.

Согласно статье 25 Закона Хабаровского края "О Правительстве Хабаровского края" взаимодействие Правительства Хабаровского края с органами местного самоуправления осуществляется на основе осуществляются посредством заключения договоров и соглашений; действия на территориях муниципальных образований краевых органов исполнительной власти в пределах компетенции, установленной законодательством; создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянных.

Исходя из системного анализа приведенных норм, обязанность по организации и обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченными органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.

Кроме того суд принимает во внимание, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" обязанность по разработке комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе, возложена на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти субъекта обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в законе, в том числе Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Установив, что на территории <адрес> в границах <адрес>, предоставлены земельные участки исключительно семьям, имеющим трех и более детей, которые длительный период времени не используются последними ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры, автомобильных дорог и подъездов к земельным участкам, а также учитывая, что Администрацией г.Хабаровска предпринимаются меры для строительства дорожной сети данного района города, которые не могут быть реализованы ввиду дефицита бюджета, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности заявленных прокурором г.Хабаровска требований и возложении на Правительство Хабаровского края обязанности произвести финансирование строительства объекта – «Строительство объектов дорожной сети в границах <адрес> в <адрес>.

Требования прокурора г.Хабаровска не ущемляют самостоятельности публичных органов, направлены только на понуждение исполнить возложенные обязанности и направлены на устранение нарушений прав граждан.

Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, поскольку организация работ по исполнению решения суда требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд полагает установить исполнимые сроки для реализации решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного суд приходит к выводам об удовлетворении требований прокурора г.Хабаровска к Правительству Хабаровского края о возложении обязанности произвести финансирование строительства объекта – «Строительство объектов дорожной сети в границах <адрес> в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Хабаровска к Правительству Хабаровского края – удовлетворить.

Возложить на Правительство Хабаровского края обязанность произвести финансирование строительства объекта – «Строительство объектов дорожной сети в границах <адрес> в <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству строительства Хабаровского края отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Гурдина

Дата изготовления мотивированного решения - 28 декабря 2021 года.

Копия верна

Судья Е.В.Гурдина