ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-539/20 от 17.07.2020 Псковского районного суда (Псковская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2020 года город Псков

Псковский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Е.В.,

с участием представителя административного истца – помощника Военного прокурора Псковского гарнизона Ливинского Р.С.,

при секретаре Александровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Военного прокурора Псковского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке ограждения аэродрома,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор Псковского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Министерству обороны о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке ограждения аэродрома.

В обоснование иска указано, что Военной прокуратурой Псковского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 41493 требований законодательства об авиационной безопасности, противодействия терроризму, а также требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, по результатам которой выявлены существенные нарушения закона. В ходе проверки установлено, что аэродром <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенный на территории <адрес>, согласно формуляру от 05.12.2000 расположен <адрес>. В настоящее время данный аэродром эксплуатируется войсковой частью 41493 и закреплен за командованием Военно-транспортной авиации-войсковой частью 25969 на основании директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ-первого заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе надзорных мероприятий установлено, что протяженность ограждения аэродрома <данные изъяты> составляет 10,4 км., из них протяженность участка ограждения, находящегося в неудовлетворительном состоянии, составляет 8,7 км. (отсутствие проволоки, неудовлетворительное состояние деревянных столбов). Указанные обстоятельства создают предпосылки к беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию аэродрома, хищению военного имущества и возникновению чрезвычайных ситуаций в случае нахождения посторонних лиц, техники или животных на взлетно-посадочной полосе. Командованием войсковой части 41493 в период с 2012-2017 год направлялись заявки на проведение капитального ремонта аэродрома <данные изъяты>, которые оставлены без реализации. 16.12.2019 Военным прокурором Псковского гарнизона по результатам проверки в адрес заместителя командира войсковой части 25969 по материально-техническому обеспечению была направлена информация об указанных нарушениях закона. Согласно ответам заявки на ограждения аэродрома <данные изъяты> направлены. Однако, до настоящего времени Министерством обороны РФ действенных и достаточных мер по установке периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> не принято. В связи с тем, что Министерство обороны РФ несет бремя по поддержанию требований авиационной безопасности и выполнению требований законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации аэродрома <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенного на территории <адрес>, просит признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в неприятии мер по установке периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> войсковой части 41493 и обязать ответчика в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу установить периметровое ограждение аэродрома <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенного на территории <адрес>, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 приложения №5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 10.11.2007 №1495, и ст.ст. 17,23,25 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министра транспорта РФ от 28.11.2005 № 142.

В судебном заседании представитель административного истца -помощник Военного прокурора Псковского гарнизона Ливинский Р.С. поддержал заявленные требования в полном объёме, пояснив, что до настоящего времени мер по установке ограждения аэродрома <данные изъяты> ответчиком не приняты.

Представитель административного ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, своей позиции по заявленным требования в суд не представил, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель заинтересованных лиц – командования Военно-транспортной авиации - войсковой части 25 969 и войсковой части 41493 Кобзев С.Н. поддержал заявленные требования, пояснив, что воинская часть самостоятельно заключить государственный контракт не имеет права, такие полномочия имеет только Министерство обороны РФ.

Представитель заинтересованного лица - войсковой части 21350 Федорова Я.В. в судебное заседание не явилась, представила в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель заинтересованного лица - ФГКУ«Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Стецик Е.Б. в судебное заседание не явился, представил в суд письменную позицию по делу, из которой следует, что Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом от 24.05.2012. Согласно Уставу Учреждение не уполномочено на содержание объектов Министерства обороны РФ. Денежные лимиты на проведение работ, направленных на содержание объекты МО РФ, Учреждению не выделяются. Полномочия Учреждения по заключению государственных контрактов на проведение работ по благоустройству и содержанию объекты МО РФ Уставом не предусмотрены. Кроме того, в штатной структуре Учреждения отсутствуют квалифицированные специалисты для проведения соответствующих работ. Разрешение спора оставляет на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В пункте 1 ст. 83 Воздушного кодекса РФ установлено, что авиационная безопасность – это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и приоритете мер предупреждения терроризма.

Согласно ст.3 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В силу требований статьи 198 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статей 119 и 128 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации и приложения №5 к нему, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, обязательно наличие периметрового ограждения.

В соответствии с п.1 Приложения №5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 №1495, территория, на которой расположены охраняемые объекты, должна быть ограждена забором (деревянным, проволочным и т.п.) Территория, на которой расположены объекты окружного (флотского), центрального подчинения и другие важные объекты (склады со взрывчатыми веществами, боеприпасами, горючим и т.п.), должна быть внешнее и внутреннее ограждения высотой не менее 2 метров с расстоянием между проволочными нитями не более 15 сантиметров. Расстояние между внешним и внутренним ограждениями определяется в зависимости от местных условий, типа установленных периметровых технических средств охраны и может быть 10 метров и более. Между ограждениями оборудуются тропа (путь) для движения часовых и контрольно-следовая полоса шириной не менее 5 метров, примыкающая к внешней стороне ограждения.

Согласно ст. 128 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 №1495, ограждение охраняемых объектов (приложение№5) и обеспечение их инвентарем, предусмотренным настоящим Уставом, возлагаются на начальника охраняемого военного объекта (командира воинской части).

В соответствии со ст. 23 Приказа Министра транспорта РФ от 28.11. 2005 №142 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» территория аэропорта (аэродрома) и особо важных объектов должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2,13 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами должно составлять не более 100 метров.

Статьями 17,25 указанных Правил установлено, что контрольно-пропускной пункт аэродрома (аэропорта)оборудуется металлическими воротами с автоматизированными системами открытия и закрытия, приводимыми в действие с помощью средства дистанционного управления, с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта (аэродрома) прокладывается дорога с искусственным покрытием, а для аэропортов (аэродромов) местных воздушных линий допускается устройство грунтовых дорог.

В судебном заседании установлено, что аэродром <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенный на территории <адрес>, согласно формуляру от 05.12.2000 расположен <адрес>. В настоящее время данный аэродром эксплуатируется войсковой частью 41493 и закреплен за командованием Военно-транспортной авиации – войсковой частью 25969 на основании директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации- первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки исполнения должностными лицами войсковой части 41493 требований законодательства об авиационной безопасности, противодействий терроризму, а также требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации установлено, что протяженность ограждения аэродрома <данные изъяты> составляет 10,4 км., из них протяженность участка ограждения, находящегося в неудовлетворительном состоянии, составляет 8,7 км. (83,6% от протяженности ограждения), то есть отсутствие проволоки, неудовлетворительное состояние столбов.

Указанные обстоятельства создают предпосылки к беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию аэродрома, хищению военного имущества и возникновению чрезвычайных ситуаций в случае нахождения посторонних лиц, техники или животных на взлетно-посадочной полосе.

Командованием войсковой части 41493 в адрес начальников Регионального управления заказчика капитального строительства Западного Военного округа, контрольного управления Минобороны России, Генерального директора Федерального казенного предприятия «Управление капитального строительства» Минобороны России, заместителя начальника Административного управления Спецстроя России, командующего Западным военным округом, командования войсками Западного Военного округа, начальников инженерно-аэродромных служб командований Военно-транспортной авиации и войсковой части 21350 в период с 2012 год по 2017 год направлялись заявки о необходимости проведения капитального ремонта аэродрома <данные изъяты>, которые оставлены без реализации.

По результатам прокурорской проверки 16.12.2019 военным прокурором Псковского гарнизона в адрес заместителя командира войсковой части 25969 по материально-техническому обеспечению–начальника отдела материально-технического обеспечения направлена информация об указанных нарушениях закона.

Из ответа заместителя командира войсковой части 25969 по материально-техническому обеспечению–начальника отдела материально-технического обеспечения от 01.02.2020 следует, что с целью включения периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> в перечень капитального строительства командованием войсковой части 25969 в адрес Департамента строительства Минобороны России и Командующего войсками Западного Военного округа направлены соответствующие заявки.

Военной прокуратурой Псковского гарнизона в адрес заместителя командующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению направлен запрос о предоставлении сведений в части принятых мер по установке периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> и причин, по которым в настоящее время указанное ограждение не приведено в надлежащее состояние в соответствии с требованиями нормативных актов.

Согласно ответу заместителя командующего Воздушно-космическими силами по материально-техническому обеспечению Главным командованием Воздушно-космических сил через инженерно-аэродромную службу командования Военно-воздушных сил осуществляется централизованное обеспечение аэродромов Вооруженных Сил РФ материалами для эксплуатационного содержания аэродромов в рамках бюджетных средств по статье 3304 сметы Министерства обороны РФ «Эксплуатационные расходы аэродромов», по заявкам ф.38/ВВС-А, представляемым объединениями, соединениями и воинскими частями непосредственного подчинения Главному командованию Воздушно- космических сил.

Главным командованием Воздушно- космических сил направлены обращения в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ с необходимыми расчетами по увеличению суммы ежегодного бюджетного финансирования эксплуатационных расходов аэродромов, а также информация о суммах ежегодного недостаточного финансирования представлена в текущем году в Счетную Палату РФ, которая в настоящее время осуществляет проверку Главного командования Воздушно-космических сил.

Планирование бюджетных средств по статье 3304 для аэродромов командования Военно-транспортной авиации, в том числе для аэродрома <адрес>, осуществляется в рамках выделенных бюджетных средств.

В виду недостаточности финансирования эксплуатационных расходов аэродромов (менее 20% от потребности), восстановление периметрового ограждения аэродрома <адрес> может быть произведено за счет перераспределения материальных средств в командовании Военно-транспортной авиации.

В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Псковского гарнизона установлено, что должностными лицами войсковой части 41493 и довольствующего органа указанной воинской части - войсковой части 25969 приняты меры в целях капитального строительного периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты>.

Вместе с тем, в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации действенных и достаточных мер по установке периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> не принято.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно положениям частей 2 и 3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Реализация прав владения и пользования имуществом также предполагает и исполнение обязанностей по содержанию данного имущества.

В пункте 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61 –ФЗ «Об обороне» закреплено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Учитывая изложенное, Министерство обороны Российской Федерации несет бремя по поддержанию требований авиационной безопасности и выполнению требований законодательства о противодействии терроризму при эксплуатации аэродрома «<данные изъяты> восковой части 41493, расположенного на территории <адрес>, в связи с чем, обязано установить периметровое ограждение указанного аэродрома.

Кроме того, отсутствие надлежащих условий сохранности военного имущества в настоящее время снижает боевую готовность расположенных на территории аэродрома <данные изъяты> авиационной и автомобильной техники, и, как следствие, создает угрозу безопасности государства, что нарушает охраняемые законом интересы Российской Федерации, в связи с чем, исковые требования Военного прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 41493 на авиационную безопасность, безопасность от террористических актов, а также нарушает их права на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций.

Права военнослужащих и лиц гражданского персонала, а также охраняемые законом интересов Российской Федерации не могут ставиться в зависимость от наличия или отсутствия необходимого финансирования.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные Военным прокурором Псковского гарнизона требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, исходя из интересов сторон, характера возлагаемых на административного ответчика обязанностей, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным для исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-179, 227, 228, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Военного прокурора Псковского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по установке ограждения аэродрома удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по установке периметрового ограждения аэродрома <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенного на территории <адрес>.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу установить периметровое ограждение аэродрома <данные изъяты> войсковой части 41493, расположенного на территории <адрес>, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 Приложения №5 к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации ото 10.11.2007 №1495, и ст.ст. 17,23,25 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министра транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 №142.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение обжаловано в апелляционном порядке, оставлено без изменения.

Судья: Е.В. Ковалева