Дело № 2а-539/2021 УИД 76RS0017-01-2020-002457-79 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2021 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «26» февраля 2021 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации ЯМР о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
установил:
Согласно выписке из ЕГРН (л.д.18-19) ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:262).
20.07.2020 ФИО2 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР с Уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) или садового дома, в котором указала на планируемое строительство на ЗУ:262 одноэтажного жилого дома, высотой 5 м, площадью застройки 56 кв.м.
04.08.2020 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации ЯМР ЯО в адрес ФИО2 вынесено Уведомление №08-23-2298-2020 (далее по тексту – Уведомление о несоответствии, Оспариваемое уведомление) о недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, так как ЗУ:262 расположен в охранной зоне музея-заповедника ФИО3 «Карабиха». Указано, что в данной зоне предписывается сохранение традиционного характера застройки (одноэтажная, деревянная, усадебного типа). Новое строительство запрещено.
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации ЯМР. Просила признать незаконным Уведомление о несоответствии, обязать Администрацию ЯМР выдать истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.
В обоснование исковых требований истец ссылалась на вышеуказанные обстоятельства. Также указала, что с Оспариваемым уведомлением не согласна. ЗУ:262 имеет категорию земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, что допускает строительство жилого дома (ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»). Согласно градостроительному плану ЗУ:262 (далее – ГПЗУ), на нем допускается строительство зданий, строений, сооружений, участок располагается с зоне индивидуальной жилой застройки Ж1, предназначенной для проживания в отдельно стоящих домах с приусадебным участком. Ограничения и обременения, запрещающие строительство, в отношении ЗУ:262 не зарегистрированы. Оспариваемое уведомление не соответствует ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Сорокин А.В. по ордеру – заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным основаниям. Пояснил, что истец приобретала участок, рассчитывая на строительство дома, располагая документом (ГПЗУ на ЗУ:262), подтверждающим возможность строительства. Ответчик не уведомлял истца каким-либо образом о невозможности строительства ранее.
Представитель ответчика по доверенности – ФИО4 считала иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в Оспариваемом уведомлении.
В судебное заседание не явились: административный истец - ФИО2; заинтересованное лицо – Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указал, что согласно решению исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362 «Об утверждении зон охраны Государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО3 «Карабиха» (далее – Решение №362), ЗУ:262 располагался в границах охранной зоны, на территории которой по условиям режима запрещалось новое капитальное строительство, не связанное с задачами заповедника. 03.09.2020 принято постановление Правительства Ярославской области от № 711-п «Об утверждении границ объединенных зон охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» (далее - Проект объединенных зон охраны), согласно которому ЗУ:262 расположен в границах территории единой охранной зоны ОЗ-1(1). Режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой охранной зоны установлены пунктами 2-5 раздела 3 Проекта объединенных зон охраны. В границах единой охранной зоны (пункт 2 Проекта объединенных зон охраны) запрещается строительство объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объектов культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды). Проект объединенных зон охраны размещен в открытом доступе. Пунктом 4 Проекта объединенных зон охраны указанное Решение №362 признано утратившим силу.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник ФИО3 «Карабиха» в с. Карабиха Ярославского района Ярославской области включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п.1 ст.34 указанного Федерального закона №73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно п.2 ст. 34 Федерального закона №73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу п.1 ст.3 Федерального закона от 05.04.2016 г. №95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 утвержден Проект зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО3 «Карабиха», который содержит текстовое и графическое описание границ данной зоны и режимы использования земель.
Согласно пп.1 ч.8 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.
Согласно ч.9 указанной статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Согласно ч.10 этой же статьи зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Поскольку Проект зон охраны утвержден решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти – решением Исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362, принятым в соответствии с законодательством, действующим на момент принятия указанного решения, а также содержит описание местоположения границ зон охраны в текстовой и графической форме, то в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ утвержденные решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 зоны охраны на момент принятия оспариваемого Уведомления о несоответствии считались установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, границы охранных зон государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО3 «Карабиха» были установлены несмотря на то, что сведения о них не были внесены в ЕГРН, государственный кадастр недвижимости.
Согласно Проекта зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО3 «Карабиха» систему зон охраны образуют: территория памятника, охранная зона, зона регулирования застройки, зона охраняемого ландшафта. Согласно картографическому материалу к указанному проекту, ЗУ:262 находится в охранной зоне. Согласно указанному Проекту «на территории охранной зоны запрещается: новое капитальное строительство, не связанное с задачами заповедника».
Таким образом, ЗУ:262 расположен в охранной зоне, режим использования которой запрещает строительство новых жилых домов. Данное ограничение использования земельного участка является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности; отклонение от установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия режимов использования земель и градостроительных регламентов не допускается, что прямо следует из п.22 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 г. №972. Согласно п. 24 указанного Положения в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
Оспариваемое уведомление вынесено в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, согласно которому «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: …2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве».
На дату поступления Уведомления о планируемом строительстве законодательством РФ были установлены ограничения использования ЗУ:262, не допускающие строительство на указанном участке индивидуального жилого дома. Вышеуказанное решение исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 №362 признано недействующим пунктом 4 Постановления Правительства Ярославской области от 03.09.2020 №711-П, то есть на момент вынесения (04.08.2020) Оспариваемое уведомление соответствовало действующему нормативному регулированию. Соответствие Оспариваемого уведомления режиму новой объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, утвержденной указанным Постановлением Правительства Ярославской области от 03.09.2020 №711-П, суд не проверяет, так как проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения на момент его принятия.
Таким образом, Оспариваемое уведомление соответствовало действующему нормативному регулированию, имелись основания для его вынесения, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит, так как оспариваемым уведомлением права истца нарушены не были.
Доводы стороны истца о том, что участок расположен в границах населенного пункта, является приусадебным, предназначен для строительства жилого дома, сами по себе не исключали необходимости соблюдения режима охранной зоны. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Указание в ГПЗУ на ЗУ:262 на место допустимого размещения зданий, строений, сооружений также само по себе не означает наличие у истца права на осуществление нового строительства. Из ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ следует, что градостроительный план земельного участка носит информационный характер, не носит правоудостоверяющего характера. В данном случае в ГПЗУ на ЗУ:262 содержится не верная (не полная) информация о возможности строительства.
Руководствуясь ст. ст. 174- 178, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Администрации ЯМР о признании незаконным уведомления, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.