ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-539/2022 от 15.07.2022 Печорского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-539/2022

11RS0004-01-2022-0000133-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе судьи Порохиной О.Г.

при секретаре судебного заседания Сучковой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 15 июля 2022 года административное дело по иску Хлебникова А.В. к ФСИН России, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Хлебников А.В. обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании компенсации в порядке ст.227.1 КАС РФ в размере 150 000 руб. за нарушение его прав, свобод и законных интересов, выразившееся в незаконном снятии с его лицевого счета 20.11.2018 и 22.11.2018 суммы в размере 5220 руб. Указанное нарушение было установлено апелляционным определением Верхового суда Республики Коми от 17.01.2022, которым было отменено решение Печорского городского суда по делу №....

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены УФСИН России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, начальник ФКУ ИК-49 Гоц И.В., главный бухгалтер ФКУ ИК-49 Олар А.В.

Дело рассматривается в порядке ст. 150 КАС РФ в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании 24.03.2022, проведенном в режиме видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Нижегородской области, истец, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил взыскать компенсацию за нарушение его прав.

Дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из решения Печорского городского суда Республики Коми от 03.08.2021 по делу №... следует, что Хлебников А.В. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Печорской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ, Прокуратуре Республики Коми об обжаловании действий по снятию денежных средств с лицевого счёта. В обоснование административного иска он указал, что с его лицевого счёта были неправомерно удержаны денежные средства в общей сумме 5220 руб., в связи с тем, что деньги, переведенные ему родственниками на счет, не являются доходами на основании положений Налогового кодекса РФ. Деньги, переданные от родственника родственнику без экономической выгоды, не являются доходами. Деньги на лицевом счету Хлебникова А.В. являлись его имуществом, а взыскание с имущества предполагает определенную процедуру. Администрация ИК-49 должна была в таком случае обратиться в ОСП по г.Печоре за вынесением постановления о наложении ареста на имущество. Однако, такого постановления не было. Таким образом, Хлебников А.В. полагает, что был нарушен законный порядок удержания с него денежных средств. Кроме того, исполнительный лист был выдан 23.11.2005 сроком предъявления 3 года, который на 2018 год, когда произведены удержания, уже не имел законной силы.

Хлебников А.В. просил признать незаконными действия главного бухгалтера ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК Олар А.В. по удержанию с его лицевого счета денежных средств в размере 5220 руб. и обязать вернуть данные средства на его счет.

При рассмотрении требований Хлебникова А.В. было установлено, что приговором Тимирязевского районного суда г. Москвы от **.**.**, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от **.**.**, Хлебников А.В., **.**.** года рождения, осужден по ****.

В ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Хлебников А.В. прибыл 07.09.2017 из ФКУ ИК-18 г.Харп УФСИН России по ЯНАО, начало срока - **.**.**, конец срока – **.**.**.

Судом установлено, что Тимирязевским районным судом г. Москвы 28.11.2005 выдан исполнительный лист о взыскании с Хлебникова А.В. в доход государства 5220 рублей.

Согласно материалов дела исполнительный лист поступил в УФСИН России по г. Москве ФГУ ИЗ-77/5 12.12.2005 и приобщен к материалам личного дела осужденного, входящий №... и истец ознакомлен о его поступлении, что подтверждается подписью Хлебникова А.В.

Из отметок, имеющихся в исполнительном листе, удержания в ФКУ ИК-18 г.Харп УФСИН России по ЯНАО, не производились.

Судом установлено, что удержание с лицевого счета осужденного Хлебникова А.В. в доход федерального бюджета по исполнительному листу, выданному Тимирязевским районным судом г. Москвы 28.11.2005 суммы 5220 рублей (процессуальные издержки), произведено 20.11.2018 (4000 руб.) и 22.11.2018 (1220 руб.), исполнительный лист возвращен в Тимирязевский районный суд г. Москвы.

Суд, проанализировав материалы дела, пришел к выводу, что действия администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми и главного бухгалтера Олар А.В. по удержанию с лицевого счета Хлебникова А.В. во исполнение требований исполнительного листа, выданного Тимирязевским районным судом г. Москвы 28.11.2005 по уголовному делу №..., о взыскании в доход государства суммы 5220 рублей (процессуальные издержки), соответствовали требованиям Закона N 229-ФЗ и ст. 107 УИК РФ и поэтому в иске истцу было отказано.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 17.01.2022 решение Печорского городского суда Республики Коми от 03 августа 2021 года было отменено в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Хлебникова А.В. к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, Управлению ФСИН России по Республике Коми, главному бухгалтеру ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Олар А.В., Печорской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, Прокуратуре Республики Коми о признании незаконными действий по снятию денежных средств с лицевого счета, о взыскании с Хлебникова А.В. государственной пошлины в доход бюджета МО МР "Печора" в сумме 300 рублей и было вынесено в указанной части новое решение, которым были признаны незаконными действия ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми по снятию денежных средств 20 ноября 2018 года и 22 ноября 2018 года в общем размере 5220 рублей с лицевого счета Хлебникова А.В.

Судом апелляционной инстанции было указано, что денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.

На основании положений статьи 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Статья 101 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает исчерпывающий перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Определяя виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, положения статьи 101 указанного Федерального закона не содержат запрета на списание денежных средств должника, находящихся на лицевом счёте осужденного, вне зависимости от способа и источника их получения, поскольку поступившие денежные средства на лицевой счёт, открытый на имя административного истца, являются имуществом, принадлежащим административному истцу, в связи с чем, возможно удержание указанных денежных средств.

Вместе с тем, такое удержание денежных средств исправительным учреждением, где отбывает уголовное наказание должник, возможно, но только по требованию судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного исполнительного производства и принятого с целью исполнения требований исполнительного документа постановления о применении мер принудительного исполнения, то есть в порядке обращения взыскания на них в соответствии с положениями Федерального закона об исполнительном производстве, которых не принималось.ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, действуя во исполнение поступившего в исправительное учреждение исполнительного листа, при этом, не имея постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и постановления об обращении взыскания на имущество или доходы должника, то есть, не являясь исполнителем вынесенного судебным приставом-исполнителем по исполнительному производству постановления об обращении взыскания на доходы должника, произвело фактические удержания из доходов осужденного в виде поступивших на его лицевой счет денежных переводов.

Положения статей 7, 9 и 98 Федерального закона об исполнительном производстве, не могут быть применены к спорным правоотношениям, поскольку они предусматривают возможность направления исполнительного документа о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, непосредственно взыскателем только в ту организацию или иному лицу, которая выплачивает должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, тогда как в рассматриваемом случае исправительное учреждение осужденному-должнику таких выплат не производило, а удержание денежных средств производилось с лицевого счета осужденного, на который поступали переводы от третьих лиц. Оснований считать, что поступавшие осужденному на лицевой счет денежные переводы являются заработной платой, пенсией, стипендией или иными периодическими платежами, выплачиваемыми исправительным учреждением осужденному, не имеется.

В связи с этим, оснований для удержания денежных средств с лицевого счета осужденного, без принятого судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства и постановления об обращении взыскания на имущество или доходы должника, а только на основании исполнительного листа, не имелось.

Согласно ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья право на получение квалифицированной юридической помощи, и, в необходимых случаях, право пользоваться помощью переводчика, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии, право на доступ к правосудию, право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации, право на свободу совести и вероисповедания, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки, право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Согласно пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что признанные решением суда незаконными действия ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми по снятию денежных средств с лицевого счета Хлебникова А.В. не относятся к нарушению условий его содержания в исправительном учреждении, т.к. не затрагивают перечисленные выше права истца, нарушение которых является основанием для взыскания соответствующей денежной компенсации.

Действующим законодательством к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении не отнесены неправомерные действия должностных лиц исправительного учреждения по снятию денежных средств с лицевого счета осужденных. Восстановление нарушенного права истца может быть произведено путем взыскания с виновных лиц незаконно удержанных денежных сумм.

При таких условиях, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Хлебникова А.В. к ФСИН России, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Хлебникова А.В. к ФСИН России, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Г. Порохина