ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-539/2022 от 16.08.2022 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-539/2022

УИД 23RS0060-01-2022-000964-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст-ца Старощербиновская 16 августа 2022 года

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Блиновой О.Е.,

при секретаре Коваленко Л.Н.,

с участием прокурора Карповой А.А.,

представителя административного ответчика администрации МО Щербиновский район Худякова А.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щербиновский район о признании незаконным бездействие и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующие осуществление предпринимательской деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Щербиновского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Щербиновский район о признании незаконным бездействие и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующие осуществление предпринимательской деятельности, поскольку прокуратурой в деятельности администрации муниципального образования Щербиновский район выявлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования, на их удовлетворении настаивает.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, пояснил, что муниципальное образование является собственником своего имущества, и оно самостоятельно распоряжается эти имуществом. Заключение концессионного соглашения является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. В администрацию муниципального образования Щербиновский район в течение 2021 года и истекшего периода 2022 года ни от кого не поступало предложений о заключении концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения или земельного участка с кадастровым номером 23:36:0202001:872, на котором расположен муниципальный пляж. Земельный участок, на котором расположен пляж, находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у администрации Глафировского сельского поселения и предоставлен был в рамках исполнения требований прокурора Щербиновского района об организации места массового отдыха граждан (пляжа). Объекты, расположенные на территории пляжа, являются движимыми объектами и не имеют ни какой технологической связи с объектами недвижимости, которые могут выступать предметом концессионного соглашения, а земельный участок в силу ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ не может, является объектом концессионного соглашения. Согласно постановлению главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 21.07.2017 г. № 549 «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края» утвержден перечень планируемых к организации особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон (приложение № 2 к постановлению), куда включено создание природного парка «Азовские косы» на территории Щербиновского района – село Глафировка и село Шабельское. На сегодняшний день работа по созданию природного парка находится в завершающей стадии. Согласно заключению начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Щербиновский район строительство капитальных объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:36:0202001:872 запрещено. Прокурором не конкретизировано, какие именно права граждан были нарушены в связи с тем, что администрацией не планируется заключение концессионных соглашений и вследствие чего не принят перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. В административном исковом заявлении не приведено ни одного доказательства нарушения прав граждан и не приложено ни одного документа свидетельствующего о нарушении таких прав. Полагают, что данное исковое заявление подготовлено на основании ошибочного толкования норм материального права указанных в Федеральном законе № 115-ФЗ и без учета норм Федерального закона № 33-ФЗ и постановления главы администрации (губернатор) Краснодарского края от 21.07.2017 г. № 549.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу п.п. 1, 11, 14, 20 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионных соглашений являются автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, то есть объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса; объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения; объекты газоснабжения.

Согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона ФЗ-115, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На территории района расположены объекты движимого и недвижимого имущества публичной собственности, которые потенциально могут быть предоставлены в концессию, чем способствовать укреплению инвестиционного климата и развитию экономики ввиду привлечения денежных средств субъектов предпринимательской деятельности, минимизации бюджетных расходов, обеспечения эффективного использования имущества, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Вопреки требованиям ч. 3 ст. 4 Закона 115-ФЗ администрацией меры по разработке и утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, не приняты.

Прокуратурой района 25.05.2022 в целях устранения вышеуказанных нарушений внесено представление главе администрации муниципального образования Щербиновский район, которое рассмотрено, однако нарушения фактически не устранены.

Так, согласно реестру муниципальной собственности муниципального образования Щербиновский район на 01.01.2021, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновского района четвертого созыва от 29.07.2021 № 5 в собственности муниципального образования Щербиновский район находящиеся сети водоснабжения и канализации, имеющие большой процент износа (более 70 %). Собственником имущества, длительное время не осуществляются инвестиций в его капитальный ремонт, что приводит к убыточности деятельности данного хозяйствующего субъекта (кредиторская задолженность на 12.07.2022 составляет 13 672 240 рублей), деградации муниципального имущества.

На основании Постановления администрации муниципального образования Щербиновский район от 18.06.2019 № 301 на праве в постоянного (бессрочного) пользования администрацией Глафировского сельского поселения более 2 лет эксплуатируется земельный участок с кадастровым , площадью 50 000 кв. м, расположенный с. Глафировка в восточной части кадастрового квартала 23:26:0202001, находящийся в собственности муниципального образования Щербиновский район и предназначенный для размещения пляжа. На протяжении длительного времени данная рекреационная территория не развивается должным образом ввиду отсутствия достаточного финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств. Бездействие на данном направлении препятствует развитию Глафировского сельского поселения, как курортной территории, а также не способствует привлечению инвестиций в экономику района.

Несмотря на наличие в муниципальной собственности муниципального образования Щербиновский район вышеуказанных объектов, администрацией они не включены в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Бездействие администрации в части не включения объектов, в том числе, водоснабжения, объектов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:36:0202001:872 в перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, препятствует привлечению инвестиций в экономику муниципалитета, обеспечению эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, повышению качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, тем самым нарушает права граждан, проживающих либо находящихся на территории Щербиновского района, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Щербиновский район о признании незаконным бездействие и об обязании устранить нарушения законодательства, регламентирующие осуществление предпринимательской деятельности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по утверждению перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Обязать администрацию муниципального образования Щербиновский район утвердить перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.

Мотивированное решение изготовлено 16.08.2022 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.Е. Блинова