ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-53/18 от 30.07.2018 Карагинского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-53/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Оссора Карагинского района Камчатского края 30 июля 2018 г.

Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Е.И. при секретаре Дольчук А.Н., с участием

- представителя административного истца - помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,

- представителя административного ответчика – Администрации Карагинского муниципального района – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Карагинского района Самойловой А.М. к администрации Карагинского муниципального района о признании недействующим (незаконным) п. 3 Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Карагинского муниципального района, утвержденного Постановлением Главы Карагинского муниципального района от 12.08.2013 г. №187, в редакции Постановления Главы Карагинского муниципального района от 05.03.2018 г. № 83,

УСТАНОВИЛ:

прокурор обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на те обстоятельства, что 12.08.2013 г. Главой Карагинского муниципального района принято Постановление №187 "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Карагинском муниципальном районе", которым утвержден соответствующий порядок формирования и использования резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Карагинского муниципального района (далее – Порядок), вступившее в силу с момента опубликования на официальном сайте органа местного самоуправления. Постановлением главы Карагинского муниципального района от 05.03.2018 г. № 83, также опубликованном на сайте администрации Карагинского муниципального района, в пункты 3, 4, 5, 7, 13 Порядка внесены изменения, распространяющие действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2018 г. Полагая, что п. 3 Порядка с учетом изменений, внесенных Постановлением главы Карагинского муниципального района от 05.03.2018 г. №83, в соответствии с которым материальные ресурсы, входящие в состав местного резерва, независимо от места его размещения, являются собственностью юридического лица, на чьи средства они созданы, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также использования имущества органов местного самоуправления, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, может быть ошибочно истолкован правоприменителем как освобождающий органы местного самоуправления от обязанности по созданию и использованию ресурсов, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, прокурор просила признать недействующим п. 3 Порядка, утверждённого Постановлением главы Карагинского муниципального района № 187 "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Карагинском муниципальном районе" с учетом изменений, внесенных постановлением главы Карагинского муниципального района от 05.03.2018 №83 с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика заявил, что Постановление администрации Карагинского муниципального района от 05.03.2018 г. № 83, подписанное главой Карагинского муниципального района, не было опубликовано в средствах массовой информации и в силу этого не относится к нормативно-правовым актам. Полагала, что для удовлетворения заявленного иска оснований не имеется, поскольку в постановлении № 187 от 12.08.2013 г. п. 3 Порядка изложен в строгом соответствии с законом.

Прокурор, не оспаривая факт неопубликования постановления № 83 от 05.03.2018 г. уточнил административные исковые требования, просил признать недействующим п. 3 Порядка, утверждённого Постановлением администрации Карагинского муниципального района № 187 от 12.08.2013 г. "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Карагинском муниципальном районе" - без учета изменений, внесенных постановлением главы Карагинского муниципального района от 05.03.2018 № 83.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, основной задачей ее среди прочих является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 4 указанного Закона).

В силу положений п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

В соответствии с п.п. "а", "г", "д" ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ст. 18 вышеназванного закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Как следует из положений ст. 23 Закона финансовое обеспечение деятельности органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок), определяющий основные принципы создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно положениям п. 2 Порядка резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Местные резервы материальных ресурсов создаются решением органов местного самоуправления (п.3). Номенклатура и объемы, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением резервов устанавливаются создавших их органом (абз. 2 п.4). Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций (п. 5). Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет: средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов; собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

В судебном заседании установлено, что 12.08.2013 г. принято и в тот же день опубликовано на официальном сайте Карагинского муниципального района Постановление администрации Карагинского муниципального района № 187 "О порядке создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Карагинском муниципальном районе", подписанное Главой Карагинского муниципального района, вступающее в силу с момента опубликования на официальном сайте администрации Карагинского муниципального района в сети Интернет.

Указанным постановлением предписано создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Карагинского муниципального района, а также утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Карагинского муниципального района (приложение 1 к Постановлению) (далее – Порядок).

Пунктом 3 Порядка установлено, что местный резерв независимо от места его размещения является муниципальной собственностью.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о несоответствии рассматриваемого положения - пункта 3 Порядка – не имеется, поскольку он полностью соответствует требованиям федерального законодательства, Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340.

Так как оспариваемое постановление опубликовывалось на официальном сайте Карагинского муниципального района, настоящее решение суда или сообщение о нём в соответствии со ст. 215 КАС РФ должно быть опубликовано в официальном печатном издании Карагинского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в иске заместителя прокурора Карагинского района Самойловой А.М. к администрации Карагинского муниципального района о признании недействующим (незаконным) п. 3 Порядка создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Карагинского муниципального района, утвержденного Постановлением администрации Карагинского муниципального района от 12.08.2013 г. № 187., отказать.

Обязать администрацию Карагинского муниципального района опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете "Карагинские вести".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления.

Судья - ________________