ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-53/19 от 11.09.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-53/2019

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Ёна А.О.,

при участии представителя Администрация Скалистовского сельского поселения Республики Крым ФИО1, ФИО2, прокурора прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3 к Скалистовскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованные лица Министерство промышленной политики Республики Крым, Администрация Скалистовского сельского поселения Республики Крым, индивидуальный предприниматель ФИО2 о признании решения незаконным, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Скалистовским сельским советом Бахчисарайского района Республики Крым (далее Совет) на 59 сессии 1 созыва 13.07.2018 года было принято решение № 403 « О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения», согласно пункту 1 которого были внесены изменения в Схему размещения нестационарных объектов торговли на территории Скалистовского сельского поселения» (согласно приложению №1 к данному решению).

ФИО3 (далее истец) обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила отменить решение председателя Скалистовского сельского совета – Главы Администрации Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО5 59 сессии 1 созыва № 403 от 13.07.2018 года «О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения» в части объекта № 2 приложения к решению: временные конструкции, палатки, киоски <адрес>, муниципальная, магазин, 60 кв.м.

Истец 10.01.2019 года в соответствии с частью 1 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направила в Бахчисарайский районный суд Республики Крым ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому просила признать незаконным решение Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым 59 сессии 1 созыва №403 от 13.07.2018 года «О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения» в части объекта №2 приложения к решению : временные конструкции палатки, киоски <адрес>, муниципальная, магазин, 60 кв.м.

Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 30.01.2019 года указанное выше административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Скалистовскому сельскому совету Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство промышленной политики Республики Крым о признании решения незаконным передано по подсудности в Верховный Суд Республики Крым.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 25.02.2019 года поступили материалы указанного выше административного дела.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 25.02.2019 года принято к производству указанное выше административное исковое заявление привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация Скалистовского сельского поселения Республики Крым.

В судебном заседании 06.03.2019 года представитель Министерства промышленной политики Республики Крым предоставил пояснение на административное исковое заявление.

Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года по результатам изучения ходатайства истца назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 21.08.2019 года из экспертной организации поступили материалы с заключением эксперта № 27Э, в связи с чем определением от 21.08.2019 года было возобновлено производство по делу.

Определением от 28.08.2019 года привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица индивидуальный предприниматель ФИО2

В судебное заседание 11.09.2019 года истец, Совет, Министерство промышленной политики Республики Крым, явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени рассмотрения были уведомлены надлежащим образом.

В адрес Верховного Суда Российской Федерации истцом направлены дополнительные пояснения, ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым указал на то, что графическая часть решения Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым № 403 от 13.07.2018года « О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения» была размещена на стенде в помещении Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым, после получения представления прокуратуры Бахчисарайского района Республики Крым дополнительно размещена на официальном сайте Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым htths://skalistoe-sp.ru., а также пояснил, что в связи с нарушением положений Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», требований Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04. 2012 года N 390, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 в судебном заседании 11.09.2019 года возражала против удовлетворения административного искового заявления, указала, что магазин площадью 60 кв.м., расположенный на землях муниципальной собственности по адресу: <адрес>, был установлен при полном соблюдении положений Федерального закона 28.12.2009года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в месте, определенном органами местного самоуправления, для удовлетворения спроса населения <адрес>.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание извещение истца, ответчика и заинтересованного лица о днях и времени рассмотрения административного искового заявления, выслушав мнение представителя Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым, индивидуального предпринимателя ФИО2, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей участников процесса.

Прокурор в судебном заседании 11.09.2019 года представил заключение, указав на то, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, экспертное заключение, выслушав заключение прокурора, прояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Как указано выше, Скалистовским сельским советом Бахчисарайского района Республики Крым на 59 сессии 1 созыва 13.07.2018 года было принято решение №403 « О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения» ( далее Решение № 403), согласно пункту 1 которого были внесены изменения в Схему размещения нестационарных объектов торговли на территории Скалистовского сельского поселения» ( согласно приложению №1 к данному решению). В пункте 3 Решения № 403 указано, что постановление вступает в силу с момента опубликования на официальном сайте Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым htths://skalistoe-sp.ru.

В Схеме размещения нестационарных торговых объектов (внесены изменения), являющейся Приложением №1 к Решению №403, под номером 2 указан магазин площадью 60 кв.м., расположенный на землях муниципальной собственности по адресу: <адрес> (далее НТО).

Согласно пункту 5 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Материалы дела свидетельствуют о том, что истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с нотариально заключенным 16.08.2000 года по реестру № 1070 договором купли-продажи является собственником <адрес> доме под по <адрес> в <адрес>. Согласно копии паспорта истца, приобщенного в материалы дела, она с 29.09.2000 года зарегистрирована по адресу: <адрес>. По её мнению, размещение НТО, указанного в пункте 2 Приложения №1 к Решению №403, в непосредственной близости от многоквартирного жилого дома противоречить действующему законодательству, в том числе, санитарным и противопожарным нормам.

В силу изложенного, принимая во внимание согласование расположения НТО в непосредственной близости от дома, в котором находится принадлежащая истцу квартира, где она проживает, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт того, что Решение № 403 может затрагивать права и законные интересы истца.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 29-34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

Согласно пунктам 9,10 ч.1 и ч.3 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктом 69 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 381-ФЗ).

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает собственникам земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с пунктом 6 ст. 2 Закона № 381-ФЗ нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Ст. 10 Закона № 381-ФЗ определены особенности размещения нестационарных торговых объектов, частями 1 и 3 которой предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.6 Закона № 381-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

В целях установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности, в том числе, развитие торговой деятельности для удовлетворения потребительского спроса, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки производителей товаров Республики Крым Государственным Советом Республики Крым 22.04.2015 года принят Закон Республики Крым N 92-ЗРК/2015 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым» ( далее Закон № 92-ЗРК), который определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Республике Крым, регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В соответствии с пунктом 4 ст.6 Закона № 92-ЗРК к полномочиям Совета министров Республики Крым в области государственного регулирования торговой деятельности относится утверждение порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 года N402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым ( далее Порядок №402), которым определено, что схема размещения нестационарного торгового объекта ( далее НТО) является инструментом систематизации размещения объектов исходя из долгосрочных планов развития территорий и создания комфортной среды для граждан, в том числе для удобства осуществления и развития торговой деятельности, состоящий из текстовой и графической частей, содержащих информацию об адресных ориентирах, виде и специализации НТО, площади земельного участка, на котором расположен НТО, периоде размещения НТО, форме собственности земельного участка и др. Схема, а также изменения в нее разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым.

Во исполнение указанных выше положений Порядка №402 Министерством промышленной политики Республики Крым 26.12.2014 года издан Приказ № 129, которым утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов (п.1), органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Крым рекомендовано, в том числе, разработать схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований в соответствии с утвержденным Порядком ( подпункт 3.1 п.3 ).

Согласно подпункту «а» п.3 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым схем размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом Министерства промышленной политики Республики Крым № 129 от 26.12.2014 г. ( далее Порядок №129) схема размещения нестационарных торговых объектов в пределах границ муниципального образования разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования. Схема размещения состоит из графической и текстовой части ( п.4 Порядка № 129). Графическая часть разрабатывается в виде карты (карт) с обозначением на ней (на них) мест расположения нестационарных торговых объектов ( п.5 Порядка №129).

В соответствии с п.6 Порядка текстовая часть, которая является приложением к графической части, разрабатывается в виде таблицы, содержащей номер предполагаемого к размещению нестационарного торгового объекта; тип нестационарного торгового объекта (павильон, киоск, летнее кафе и иные); месторасположение (адрес) нестационарного торгового объекта; вид собственности земельного участка, здания, строения, сооружения, на которых предполагается расположить нестационарный торговый объект (государственная, муниципальная); вид реализуемых товаров; предоставляемая площадь для размещения нестационарного торгового объекта; планируемый срок размещения нестационарного торгового объекта; порядок предоставления места для размещения нестационарного торгового объекта (по конкурсу или без конкурса).

На 6 сессии 1 созыва Советом 11.12.2014 года было принято решение № 31, которым утвержден Устав муниципального образования Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района ( далее Устав), согласно пунктам 11 и 12 части 1 ст.6 которого к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно ст.62 и ст.64 Устава в систему муниципальных правых актов поселения входят нормативные и иные правовые акты Скалистовского сельского совета, которые принимаются в виде решений, подлежащих исполнению на территории поселения, могут быть отменены, в том числе, судом.

В соответствии со ст.68 Устава муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования.

Советом на 31 сессии 1 созыва 20.05.2016 года принято решение № 260 «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Скалистовское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым» ( далее Положение №260).

В п. 3.1 Положения №260 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании утвержденной Скалистовским сельским советом Бахчисарайского района Республики Крым схемы размещения и должно соответствовать действующим градостроительным строительным, архитектурным, пожарным, санитарным и иным нормам и правилам и нормативам, комплексному решению существующей архитектурной среды, архитектурно-художественному облику Скалистовского сельского поселения.

При рассмотрении настоящего дела Верховным Судом Республики Крым в адрес Совета, Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым неоднократно направлялись определения об истребовании доказательств соблюдения положений Порядка № 402 и Порядка №129 при принятии первым Решения №403.

Во исполнения требований Верховного Суда Республики Крым Администрацией Скалистовского сельского поселения Республики Крым 27.08.2019 г. были направлены копия Решения № 403 с приложение №1, представляющей собой тестовую часть Схемы размещения нестационарных торговых объектов (внесены изменения), изготовленную в виде таблицы, содержащей номера нестационарных торговых объектов, их тип (временные конструкции, палатки киоски), месторасположение (адрес) нестационарных торговых объектов, вид собственности земельного участка, на которых предполагается их расположить (муниципальная), вид реализуемых товаров, предоставляемая площадь для их размещения. Также была представлена копия выкопировки из генерального плана <адрес> вблизи <адрес>Х.И., на которой есть условное обозначение границ размещения НТО, копия Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 60 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на которой отсутствуют отметки об её утверждении.

Истцом в материалы дела представлен ответ прокуратура Бахчисарайского района от 07.06.2019 г. за № 319ж/2019, в котором указывается, что в ходе проведения прокурорской проверки по вопросу соблюдения требований действующего законодательства при принятии Советом Решения №403 в части размещения НТО, установлено несоблюдение первым требований Постановления №402 в части разработки графической части схемы размещения нестационарных торговых объектов, что делает невозможным установить конкретное место размещения НТО. При этом прокуратура Бахчисарайского района извещает истца о том, что в адрес Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым 07.05.2019 г. внесено представление об устранении выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений.

В судебном заседании, которое состоялось 11.09.2019 года представителем Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым предоставлена копия Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 60 кв.м., расположенного по адресу: 298440,Российская Федерация, Республика ФИО4, <адрес>, на которой имеется отметка об её утверждении. Им также даны пояснения, что такие схемы во исполнение положений Порядка №129 были разработаны в качестве графической части схемы размещения каждого нестационарного торгового объекта, указанного в Приложении №1 к Решению №403. Он также указал, что графическая часть Решения № 403 была размещена на стенде в помещении Совета, а после получения представления прокуратуры Бахчисарайского района Республики Крым размещена на официальном сайте Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым htths://skalistoe-sp.ru.

Изучив представленные материалы, выслушав пояснения представителя Администрации Скалистовского сельского поселения Республики Крым, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Решение №403 принято полномочным представительным органом местного самоуправления Скалистовского сельского поселения в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры его принятия и опубликования. Размещение графической части Решения №403 исключительно на стенде в помещении Совета после его принятия не нарушает требования, установленные законодательством Российской Федерации и Уставом, о доведении содержания этого нормативного правового акта до широкого круга граждан, юридических лиц.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что Совет, утверждая Решением №403 изменения в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения в части размещения НТО, нарушил, в том числе, действующие санитарные и противопожарные нормы, установив место его размещение в пределах охранно-эксплуатационной зоны существующих канализационных сетей с.Скалистое, с нарушением показателей удаленности его размещения от многоквартирных жилых домов.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019 года по делу была назначена строительно-техническая экспертиза, на разрешения экспертов были поставлены вопросы, в том числе, по установления удаленности НТО от многоквартирных жилых домов № 12 и №14, расположенных по адресу : <адрес>, в пределах охранно-эксплуатационной зоны существующих канализационных сетей <адрес>.

В материалах дела имеется заключение эксперта №27э от 13.08.2019 года судебной строительно-технической экспертизы, выполненной во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019года, в выводах которого указано, что НТО фактически расположен на расстоянии 10,60 м от жилого <адрес>, расположенного по адресу : <адрес> и на расстоянии 11,40 м от жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> по причине не предоставления истребованных документов не смог ответить на вопрос расположения НТО в пределах охранно-эксплуатационной зоны существующих канализационных сетей <адрес>.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что в материалах дела имеется копия письма ГУП РК «Вода Крыма» №1747/05/1 от 22.11.2018 года, в котором указано, что после обследования специалистами Бахчисарайского филиала

ГУП РК «Вода Крыма» сетей водоснабжения и водоотведения вблизи НТО установлено, что его расположение не подпадает в санитарно-охранную зону сетей водоснабжения и водоотведения.

Изучив указанные выше документы, экспертное заключение № 27э от 13.08.2019 г., Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу, что материалами дела не подтверждаются утверждения истца о том, что НТО в нарушение действующих санитарных норм размещено в пределах охранно-эксплуатационной зоны существующих канализационных сетей <адрес>.

Однако, Верховный суд Республики Крым считает необходимым указать следующее.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»(далее Закон N 69-ФЗ) противопожарный режим представляет собой совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты.

В статье 2 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04. 2012 года за N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила №390 ), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (п.1).

Согласно абзацу второму п.74 Правил №390 временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

Как указано выше, при проведении во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 20.03.2019года судебной строительно-технической экспертизы, выводы которой изложены в заключении №27э от 13.08.2019 года, экспертами установлено, что НТО фактически расположен на расстоянии 10,60 м от жилого <адрес>, расположенного по адресу : <адрес>, и на расстоянии 11,40 м от жилого <адрес>, расположенного по адресу : <адрес>.

Изучив указанные выше обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Решение №403 в части включения НТО, являющегося временным строением согласно положениям пункта 10.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в Схему размещения нестационарных торговых объектов, являющуюся Приложением №1 к нему, под номером 2, противоречит указанным выше требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона №131-ФЗ, Закона N 69-ФЗ, по причине не обеспечения при определении места его расположения первичных мер пожарной безопасности, что выразилось в согласовании размещения этого временного строения с нарушением установленных требований о величине расстояние между ним и соседними зданиями (строениями) для предотвращения распространения пожара, что является нарушением и Правил № 390.

Законность применения положений Правил №390 при определении правильности расположения нестационарных торговых объектов как временных строений по отношению к соседним зданиям ( строениям) подтверждена позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2019 года по делу №АПЛ19-59.

При принятии оспариваемого в части нормативно-правового акта Совет должен был руководствоваться действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, и принимать его в точном соответствии с ним. Между тем схема размещения НТО на территории Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым в оспариваемой части противоречит указанным выше нормативным правовым актам и подзаконным актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для признания его недействующим в этой части.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая наличие доказательств применения положений Решения №403 после его принятия, Верховный Суд Республики Крым считает, что в указанной части этот нормативный правовой акт подлежит признанию недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.

Признать недействующей решение Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым №403 от 13 июля 2018 года «О внесении изменений в Схемы нестационарных торговых объектов на территории Скалистовского сельского поселения» в части внесения под номером 2 в Схему размещения нестационарных торговых объектов (внесены изменения), являющуюся Приложением №1 к Решению Скалистовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым №403 от 13 июля 2018 года, магазина площадью 60 квадратных метров, расположенного по адресу <...>, со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Скалистовский сельский совет Бахчисарайского района Республики Крым разместить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии на официальном сайте Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым htths://skalistoe-sp.ru.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в порядке, предусмотренном статьёй 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В окончательной форме решение принято 13.09.2019 года.

Судья подпись Яковлев С.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>