№2а-53/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
c. Дульдурга 13 марта 2019 года
Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Замиеновой О.В.,
с участием старшего помощника прокурора Дульдургинского района Нимаевой С.Б.,
при секретаре Суюшкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а –53/ 2019 по административному исковому заявлению прокурора Дульдургинского района Иванова А.Г. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о понуждении к действию,
установил:
Прокурор Дульдургинского района Иванов А.Г. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Дульдургинского района проверка исполнения Министерством природных ресурсов Забайкальского края (далее - Министерство) полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края, в ходе которой установлено следующее.
01.08.2018г. прокуратурой района совместно с начальником отдела строительства, ЖКХ, связи, энергетики к транспорта администрации муниципального района «Дульдургинский район» Шагдаровым Н.Д., главой администрации сельского поселения «Дульдурга» Эрдынеевым М.Б., начальником 3 пожарно-спасательной части с. Дульдурга ФГКУ «2 отряд ФПС по Забайкальскому краю» Гавриловым В.Д. в целях предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации их последствий произведено обследование берега реки «Иля», граничащего с территорией с. Дульдурга Дульдургинского района Забайкальского края, в том числе вдоль улицы Байкальская с. Дульдурга, в ходе которого установлено, что русло реки «Иля» протекает по восточной окраине с. Дульдурга на протяжении 2 км. в непосредственной близости от земельных участков и расположенных на них домов, хозяйственных построек. Прохождение дождевых паводков на реке
«Иля» в летний период сопровождается повышением уровня воды в реке и возрастанием скорости течения воды, в связи с чем ежегодно происходит размыв берега реки и его обрушение. Удаленность береговой линии от жилых застроек составляет от 10 до 50 метров.
Из объяснений главы администрации сельского поселения «Дульдурга» Эрдынеева М.Б., начальника отдела строительства, ЖКХ, связи, энергетики и транспорта администрации муниципального района «Дульдургинский район» Шагдарова Н.Д. и начальника 3 пожарно-спасательной части с. Дульдурга ФГКУ «2 отряд ФПС по Забайкальскому краю» Гаврилова В.Д. следует, что ежегодно берег реки «Иля», граничащий с. Дульдурга в восточной части сельского поселения подтапливается рекой, в результате произошедшего в с. Дульдурга в ночь с 18.07.2018 на 19.07.2018 паводка, произошло затопление земельных участков с. Дульдурга, частичное разрушение и обвал берега реки.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса РФ негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Как установлено требованиями ч. 1 ст. 8, п.п. 1, п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно ч. 1, 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 (далее Положение), Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В пункте 4 данного Положения указано, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений установлены постановлением Правительства РФ от 07.10.2006 №629.
Согласно п. 2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12.12.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, определено полномочие Министерства по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края.
Приказом Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 18.03.2008 № 61 утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в который включены мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное
закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.
Таким образом, обязанности по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в том числе осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, возложены на Министерство природных ресурсов Забайкальского края, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий - на Федеральное агентство водных ресурсов.
Учитывая, что разрушение берега реки «Иля» в восточной части с. Дульдурга Дульдургинского района Забайкальского края влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу безопасному проживанию жителей с. Дульдурга, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
просит суд:
Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность выполнить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки «Иля» общей протяженностью 2 000 метров в восточной части с. Дульдурга Дульдургинского района путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Федеральное агентство водных ресурсов обязанность профинансировать указанные работы.
В своем возражений представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Цымбалов П.В. указал, что в соответствии с пунктом 12.12.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края.
Согласно пункту 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 629, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, на осуществление мер но предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
просит суд:
Обязать Федеральное агентство водных ресурсов профинансировать указанные работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить мероприятия но берегоукреплению левого берега реки «Иля» общей протяженностью 2000 м. в восточной части с. Дульдурга Дульдургинского района Забайкальского края путем осуществления песчано- гравийной и каменной наброски в течение 8 месяцев с даты поступления финансирования.
Определением Центрального райсуда от 11 октября 2018 года к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика- Министерство финансов Забайкальского края.
Представитель ответчика- Министерства природных ресурсов, а также представители Федерального агентства водных ресурсов и Министерства финансов Забайкальского края в зал суда не явились, хотя были уведомлены надлежащим образом.
Помощник прокурора Нимаева С.Б. считает вохзможным рассмотрение данного дела в отсутствие представителя ответчика - Министерства природных ресурсов, а также представителей Федерального агентства водных ресурсов и Министерства финансов Забайкальского края.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение данного дела в отсутствие представителя ответчика - Министерства природных ресурсов, а также представителей Федерального агентства водных ресурсов и Министерства финансов Забайкальского края, и признает их явку необязательной.
В судебном заседании помощник прокурора Дульдургинского района Нимаева С.Б. заявленные требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просит суд удовлетворить требования.
Выслушав помощника прокурора, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Ст. 42 Конституции РФ гарантированно, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право граждан обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды и сохранению ее объектов, а также недопущению угрозы причинения нового вреда окружающей природной среде. В соответствии со статьёй 8 Водного кодекса РФ, река Иля находится в федеральной собственности. Река Иля полностью расположена на территории Забайкальского края. Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 26 ВК РФ, выполнение расчистки русла реки Иля с целью увеличения пропускной способности русла реки и, соответственно, предотвращения негативного воздействия вод, относится к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 31 августа 2010г. №337 утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее Методические указания). Методических указания, в соответствии с пунктом 3, предназначены для использования уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданного Российской Федерацией отдельного полномочия в области водных отношений, и направлены на выработку и реализацию мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники природных ресурсов (в том числе и водных) владеют, пользуются и распоряжаются ими свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Кроме того, в совместном ведении находятся земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, а также природоохранное законодательство. В соответствии со ст.26 Водного Кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса;2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Часть 3 ст.26 Водного Кодекса РФ предусматривает предоставление средств на осуществление передаваемых полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, мер по предотвращению негативного воздействия водных объектов, а также мероприятия по предоставлению водных объектов в пользование на основании договоров водопользования в виде субвенций из федерального бюджета. Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Часть 4 статьи 26 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что общий объем субвенций из федерального бюджета предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления переданных в соответствии с частью 1 названной статьи полномочий определяется по методике, утвержденной Правительством РФ, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту РФ, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии водных объектов в границах поселения. Названная методика утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 636 "Об утверждении методики определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно части 5 статьи 26 Бюджетного Кодекса РФ порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утверждается Правительством РФ. Согласно Правилам расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений, утвержденным Правительством РФ, субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение переданных полномочий. Органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Росводресурсами целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Минприроды РФ. Перечисление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. В п.2. Постановления указывается, что в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на основании решений (если иное не предусмотрено частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:а) обеспечения обороны страны и безопасности государства;б) сброса сточных и (или) дренажных вод;в) строительства причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)г) создания стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов, искусственных земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами;(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)д) строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов;(пп. "д" в ред. Постановления Правительства РФ от 04.03.2009 N 192)е) разведки и добычи полезных ископаемых;ж) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;з) подъема затонувших судов;и) сплава древесины в плотах и с применением кошелей;к) забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ);л) организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре (п.7 Правил). На основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил по месту расположения водного объекта(п.8 Правил).
В соответствии сн.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 года Федеральное агентство водных ресурсов (Росводрееурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Пунктом 4 вышеуказанного положения предусмотрено, что Федерального агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и их подведомственные организации во взаимодействии с другими федералы органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 12.12.1.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 года № 503 определено, что Министерство осуществляет меры по предотвращению негативного воздействия воды, ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся федеральной собственности и полностью расположенных на территории Забайкальского края.
При таких обстоятельствах, оценив представленные материалы в совокупности, с учетом того, что обязанности осуществлению полномочий собственника водного объекта, в число которого входит и осуществление мероприятий по предотвращению негативных воздействия вод возложены па Министерство природных ресурсов Забайкальского края, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий на Федеральное агентство водных ресурсов, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Дульдургинского района законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.2 ч.б ст. 180 КАС РФ суд устанавливает в решении суда в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчиков по его исполнению, степень исполнения судебного акта, и полагает возможным срок исполнения решения в части обязанности Федерального агентства водных ресурсов профинансировать указанные работы в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, а также в части обязанности Министерства природных ресурсов Забайкальского края осуществить мероприятия по укреплению левого берега реки «Иля» в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дульдургинского района Иванова А.Г. удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанность выполнить мероприятия по берегоукреплению левого берега реки «Иля» общей протяженностью 2 000 метров в восточной части с. Дульдурга Дульдургинского района путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски в течение 8 месяцев с момента поступления финансирования.
Возложить на Федеральное агентство водных ресурсов обязанность профинансировать указанные работы в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения судом в окончательной форме.
Решение вынесено судом в окончательной форме 15 марта 2019 года
Судья Замиенова О.В.