Дело №2а-53/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года с.Гавриловка 2-я
Гавриловский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего судьи Конновой И.Н.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Гавриловского района Тамбовской области Худякова С.С.,
представителей административного ответчика Пустоваловой Н.В., Рогожина А.И.,
при секретаре Шлыковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гавриловского района Тамбовской области в интересах Российской Федерации к администрации Гавриловского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к разработке и утверждению административных регламентов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Гавриловского района Тамбовской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Гавриловского района Тамбовской области, требования мотивировал тем, что прокуратурой Гавриловского района проведен мониторинг нормативных правовых актов органов местного самоуправления Гавриловского района, регламентирующих предоставление услуг в земельной сфере.
В ходе проверки установлено отсутствие утвержденных административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в земельной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».
С 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктов, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с требованиями ст.2 ФЗ от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность администрации по реализации функций распоряжения земельными участками является предоставлением муниципальных услуг.
В соответствии ст.ст.5, 6 ФЗ №210 органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами. Согласно ст.12 ФЗ №210 стандарт муниципальной услуги устанавливается административным регламентом, в соответствии с которым должно осуществляться предоставление услуги.
Прокурор Гавриловского района просит признать бездействие администрации Гавриловского района Тамбовской области в части не разработки и утверждения административных регламентов, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в соответствующей сфере жилищного строительства: организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; заключение договора купли-продажи или аренды земельного участки по результатам аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; принятие решения о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину; заключение договора аренды земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства гражданину, и обязать администрацию Гавриловского района Тамбовской области в трехмесячный срок со дня вынесения судебного решения принять меры к разработке и утверждению указанных административных регламентов, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Гавриловского района Худяков С.С. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители административного ответчика администрации Гавриловского района Тамбовской области Пустовалова Н.В. и Рогожин А.И. в судебном заседании административный иск признали в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В соответствии требованиями ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ст.2 Федерального закона от 20.04.2014 №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации», муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не позднее чем в течение шести месяцев со дня утверждения Правительством Российской Федерации исчерпывающего перечня процедур в соответствующей сфере строительства, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства » (далее - исчерпывающий перечень).
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрены требования к оказанию услуг, которые являются необходимыми и обязательными для муниципальных услуг, перечни которых размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Частью 1 статьи 12 указанного федерального закона установлено, что предоставление процедур, являющихся муниципальными услугами, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления муниципальных услуг, утверждение которых является обязательным в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом административные регламенты предоставления муниципальных услуг должны соответствовать процедурам, указанным в исчерпывающем перечне.
Согласно п. 15 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В соответствии со ст.1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из представленного материала следует, что прокурором обжалуется бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенной на него обязанности по подготовке и принятию соответствующих актов.
Административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что регламент предоставления муниципальной услуги организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; заключение договора купли-продажи или аренды земельного участки по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; принятие решения о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину; заключение договора аренды земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства гражданину до настоящего времени административным ответчиком не разработан и не утвержден.
Указанные бездействия не допустимы, создают препятствия в реализации гражданами прав в сфере жилищного строительства.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению как основанный на законе.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Гавриловского района Тамбовской области, выраженное не разработке и не утверждении административных регламентов: организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; заключение договора купли-продажи или аренды земельного участки по результатам аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; принятие решения о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину; заключение договора аренды земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства гражданину, предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в земельной сфере, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства».
Обязать администрацию Гавриловского района Тамбовской области в трехмесячный срок со дня принятия решения суда принять меры к разработке и утверждению административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере жилищного строительства:организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства; организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; заключение договора купли-продажи или аренды земельного участки по результатам аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства; принятие решения о предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину; заключение договора аренды земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства гражданину.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Гавриловский районный суд Тамбовской области в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья: И.Н.Коннова
Мотивированное решение суда составлено 01.03.2019.
Судья: И.Н.Коннова