ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-53/20 от 16.03.2020 Воронежского гарнизонного военного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Административное дело № 2а-53/2020

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего Маринкина О.В.,

при секретаре Максимовой А.Ю.,

с участием Киреева В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего военной комендатуры Воронежского гарнизона <данные изъяты> Киреева ФИО11 об оспаривании действий ДЖО МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее ЗРУЖО), начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ (далее 2 отдел), ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу», связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Киреев обратился в суд с административным исковым заявлением, из которого следует, что он в 2010 году был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава военной комендатуры Воронежского гарнизона. При этом ему решением жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года (протокол ) Кирееву была распределена квартира <адрес>, общей площадью 73,59 кв.м. со снятием с очереди, а также полагалась оставить его в списках очередников на получение жилья после увольнения в запас из ВС РФ с последующим обеспечением его жилой площадью по установленным нормам.

В сентябре 2019 года Киреев обратился во 2 отдел с обращением, в котором указал, что при увольнении с военной службы в 2010 году был оставлен в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако, до настоящего времени не был обеспечен жильем по установленным нормам.

В сентябре 2019 года начальник 2 отдела в ответе на обращение Киреева указал, что ему решением жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года (протокол ) была распределена квартира <адрес>, общей площадью 73,59 кв.м., при он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем оснований для его обеспечения жильем нет.

Однако, Киреев, полагая, что свое право на обеспечением жильем от МО РФ он в полной мере не реализовал, поскольку на момент увольнения с военной службы имел воинское звание <данные изъяты>, дающее право на обеспечение дополнительной жилой площадью, которой обеспечен не был, в связи с чем просил суд признать незаконным решение 2 отдела, ДЖО МО РФ, ЗРУЖО о снятии его с учета в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади выраженное в ответе от 23 сентября 2019 года обязать 2 отдел, ДЖО МО РФ, ЗРУЖО восстановить его в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади.

Киреев в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что в мае 2010 года ему была предоставлена квартира <адрес> общей площадью 74,1 кв.м., с получением которой он был согласен, дав письменное согласие и заключив договор социального найма. При этом в сентябре 2010 года он и трое членов его семьи были зарегистрированы по адресу данной квартиры, которая в 2012 году в равных долях перешла в собственность всем членам семьи Киреева. Но при предоставлении данной квартиры ему не была предоставлена дополнительная жилая площадь в связи с его воинским званием <данные изъяты> Сведениями о наличии иных решений об его снятии с жилищного учета, кроме обжалуемого, он не располагает.

Киреева И.Г., Киреев С.В. и Киреева К.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыли.

Руководитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.

Представитель ФКУ Военный комиссариат Воронежской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.

Представитель ЗРУЖО, начальника 2 отдела, 2 отдела Бородин О.Е., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.

Руководитель ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу», будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не прибыл.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из копии ответа начальника 2 отдела от 23 сентября 2019 года на обращение Киреева от 3 сентября 2019 года следует, что Кирееву решением жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года (протокол ) была распределена квартира <адрес>, общей площадью 73,59 кв.м., при он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем оснований для его обеспечения жильем нет.

Из копии протокола заседания жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года следует, что Кирееву была распределена квартира <адрес>, общей площадью 73,59 кв.м. со снятием с очереди, а также полагалась оставить его в списках очередников на получение жилья после увольнения в запас из ВС РФ с последующим обеспечением его жилой площадью по установленным нормам.

Из копии согласия, данного 5 июля 2010 года Киреевым и тремя членами его семьи, все они были согласны с вселением в предоставленную квартиру <адрес>

Из копии выписки из приказа МО РФ от 21 июля 2010 года следует, что <данные изъяты> Киреев был уволен с военной службы по состоянию здоровья, при этом в данном приказе указано, что Киреев жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.

Из копии свидетельства о государственной регистрации права следует, что на основании решения Коминтерновского районного суда г. Воронежа установлено право общей долевой собственности Киреева В.С. на квартиру <адрес> общей площадью 74,1 кв.м., с долей в праве в размере 1/4, при этом иными участниками общей долевой собственности на данную квартиру в равных долях являются: Киреева И.Г., Киреев С.В. и Киреева К.В.

Из выписки из домовой книги по квартире <адрес>, следует, что в данной квартире с 9 сентября 2010 года зарегистрированы: Киреев В.С., Киреева И.Г., Киреев С.В. и Киреева К.В.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при этом ч.2 ст. 15.1 данного Закона установлено, что военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно ч.8 ст. 15. Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 25.12.2009) офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.

Статьей 50 ЖК РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно п. 1, 10, 25 раздела 1. Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ (приложение № 1 к Приказу МО РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, действовавшего до 08.11.2010 г.) вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией. Офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. Военнослужащие, которые в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" могут обеспечиваться жилыми помещениями по договорам социального найма, признаются нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи указанных военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления (органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Согласно п. 3 и 15 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых

помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30.09.2010 № 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Предоставление жилых помещений осуществляется с учетом права на дополнительную жилую площадь. Согласно Решению Воронежской городской думы от 7 июля 2005 года №102-II в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации Воронежская городская Дума решила установить учетную норму площади жилого помещения в городском округе город Воронеж в размере 11 кв. м. общей площади на одного человека.

Анализ приведенных доказательств и нормативных актов позволяет суду прийти к следующим выводам.

Суд полагает установленным, что Кирееву на состав семьи из 4 человек решением жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года (протокол ) была распределена квартира <адрес>, при этом сам Киреев и члены его семьи 5 июля 2010 года дали письменное согласие на вселение в распределенное жилье, а затем, заключив договор социального найма указанной квартиры, вселились в нее и зарегистрировались по ее адресу, а в 2012 году приобрели указанную квартиру в собственность, что подтверждается протоколом заседания жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года, копией письменного согласия Киреевых от 5 июля 2010 года, выпиской из домовой книги, копией свидетельства о государственной регистрации права, показаниями самого Киреева.

При этом жилищная комиссия военного комиссариата Воронежской области при принятии решения о распределении указанной выше квартиры на законных основаниях сняла Киреева с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данная квартира распределялась с общей площадью 73,59 кв.м., что, с учетом количества членов семьи Киреева (4 человека) и установленным размером учетной нормы по г. Воронежу (11 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека), значительно превышает учетный норматив при указанных условиях (44 кв.м. общей площади жилого помещения).

Так же судом было установлено, что начальником 2 отдела не принималось никаких решений по жилищному обеспечению Киреева.

Что же касается реализации Киреевым своего права на дополнительную площадь, как военнослужащего, имеющего воинское звание <данные изъяты>, то его реализация возможна была в силу закона только при предоставлении жилого помещения и не может служить отдельным основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В связи с чем, будучи согласным с размером распределенной квартиры <адрес>, заключив договор социального найма и став проживать в ней с членами своей семьи, Киреев таким образом распорядился своим правом на дополнительную площадь по своему усмотрению.

Что же касается ссылки Киреева на указание в приказе МО РФ от 21 июля 2010 года об его увольнении с военной службы на его необеспеченность жилым помещением по установленным нормам и желанием уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам, а также на указание в протоколе заседания жилищной комиссии военного комиссариата Воронежской области от 17 мая 2010 года оставление его в списках очередников на получение жилья после увольнения в запас из ВС РФ с последующим обеспечением его жилой площадью по установленным нормам, то указание в приказе МО РФ об увольнении Киреева с военной службы на его необеспеченность жильем и оставлении на жилищном учете правового значения не может иметь и образовывать правовых последствий, поскольку разрешение вопросов жилищного обеспечения военнослужащих находится в исключительной компетенции специальных органов МО РФ, включая жилищные комиссии, при этом решение жилищной комиссии, об оставлении Киреева в списках очередников на получение жилья после увольнения в запас из ВС РФ с последующим обеспечением его жилой площадью по установленным нормам, противоречит принятому ранее решению о снятии Киреева с такового учета, а также положениям ст. 51 ЖК РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит нарушения прав административного истца, связанных с его жилищным обеспечением, в действиях начальника 2 отдела, выраженных в его ответе от 23 сентября 2019 года на обращение Киреева от 3 сентября 2019 года.

В связи с чем, а также учитывая, что административный истец более не указывает на наличие каких либо иных документов (решений) жилищных органов МО РФ, нежели ответ начальника 2 отдела от 23 сентября 2019 года , суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований Киреева о признании незаконным решения 2 отдела, ДЖО МО РФ, ЗРУЖО о снятии его с учета в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади выраженном в ответе от 23 сентября 2019 года , и о возложении на 2 отдел, ДЖО МО РФ, ЗРУЖО обязанности восстановить его в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади.

Согласно чек-ордеру от 7 октября 2019 года Киреев уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, а также согласно 3 кассовых чеков Киреев оплатил почтовые отправления административным ответчикам на сумму 217 рублей 50 копеек.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу Киреева, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания в его пользу понесенных им по делу судебных расходов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 176, ч.1 ст.177 - 180, ч.2 ст.177, 227 КАС РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего военной комендатуры Воронежского гарнизона <данные изъяты> Киреева ФИО12 об оспаривании действий ДЖО МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу», связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.