Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 14 мая 2018 года
Астраханский областной суд в составе:
председательствующего судьи Обносовой М.В.,
с участием прокурора Дюйсембеевой Э.М.,
при секретаре Поддубновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-53/2018 по административному исковому заявлению Главы муниципального образования «Батаевский сельсовет» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании недействующими отдельныхположений постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 50-П от 21 ноября 2016 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года №50-П утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области. Нормативный правовой акт опубликован в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 48, 1 декабря 2016 года.
В разделе «Домовладения» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для муниципального, государственного, ведомственного жилищного фонда, частных домовладений из расчета на одного проживающего: ....> кг. в год и <....> куб. м. в год.
Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 28 июня 2017 года № 24 внесены изменения в указанный раздел, которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов из расчета на одного проживающего: <....> кг. в год и <....> куб. м. в год; индивидуальных жилых домов: <....> кг. в год и <....> куб. м. в год (опубликовано в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 26, 6 июля 2017 года).
Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 13 февраля 2018 года № 8 внесены изменения в постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года № 50-П, согласно которым пунктом 14 «Домовладения» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов из расчета на одного проживающего: <....> кг. в год и <.....> куб. м. в год; индивидуальных жилых домов: <.....> кг. в год и <....> куб. м. в год (опубликовано в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 7, 22 февраля 2018 года)
Административный истец Глава муниципального образования «Батаевский сельсовет» ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года №50-П с последующими изменениями с момента его принятия и внесения последнего изменения в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений -в первоначальной редакции - для муниципального, государственного, ведомственного жилищного фонда, частных домовладений, впоследствии в соответствии с внесенными изменениями – для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, по тем основаниям, что оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Административный истец полагает, что принятый нормативный правовой акт нарушает его права, как субъекта отношений и права, свободы и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, на предоставление коммунальных услуг. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов определены без учета порядкаопределения нормативов, с нарушением процедуры определения норм накопления отходов, без определения плотности твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов должны соответствовать территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 сентября 2016 года № 42-П. Оспариваемые нормативы для домовладений, утвержденные постановлением от 21 ноября 2016 года № 50-П, противоречат территориальной схеме.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, полагая, что права и законные интересы административного истца и граждан, оспариваемыми положениями нормативного правового акта не нарушаются.
Представитель административного ответчика Правительства Астраханской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, что оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Дюйсембеевой Э.М., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 года № 101-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области являетсяисполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. На основании постановления Правительства Астраханской области от 26 октября 2016 года № 374 –П «Об отдельных исполнительных органах государственной власти Астраханской области» Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области реорганизовано в форме присоединения к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики, нормативное правовое регулирование и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, дорожного хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт), энергосбережения и повышения энергетической эффективности, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами.
Министерство является правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по всем правам и обязанностям. (пункты 1.1 и 1.2 положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381– П).
В силу пункта 2.1.2. Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 года № 381– П, Министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Устава Астраханской области, законов Астраханской области, правовых актов Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных министерству служб, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Уставом Астраханской области, законами Астраханской области, правовыми актами Губернатора Астраханской области и Правительства Астраханской области.
В соответствии с пунктом 2.1.72 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Министерство устанавливает нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 50-П от 21 ноября 2016 года «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области» является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которым установлены правовые нормы, общеобязательного постоянного характера, рассчитанные на многократное применение. Указанное постановление принято уполномоченным органом в пределах его компетенции и опубликовано в установленном законом порядке («Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области» № 48, 1 декабря 2016 года).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, которая определяется из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; норматив накопления твердых коммунальных отходов – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
Согласно пунктам 7 и 9 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов.
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.
Пунктами 11,12,13,14 Правил предусмотрено, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.
Норматив определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов определяется, исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 8 и 9 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении нормативов рекомендуется использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 - 1,1 куб. м или полиэтиленовые мешки с определенной емкостью.
С целью более точного учета отходов рекомендуется установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков).
Рекомендуемые сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года № 49-п в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов", законом Астраханской области от 28 декабря 2015 года N 107/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Астраханской области", утверждены расчетные единицы и категории объектов, расположенные на территории Астраханской области, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов (для многоквартирного дома - 1 проживающий, индивидуального жилого дома – 1 проживающий).
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 21 ноября 2016 года № 50-П утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области.
В первоначальной редакции в разделе «Домовладения» установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для муниципального, государственного, ведомственного жилищного фонда, частных домовладений из расчета на одного проживающего: <....> кг. в год и <....> куб. м. в год. Впоследствии 28 июня 2017 года и 13 февраля 2018 года внесены изменения в указанное постановление, которыми установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в разделе «Домовладения»: для многоквартирных домов из расчета на одного проживающего: 459,69 кг. в год и 2,17 куб. м. в год; индивидуальных жилых домов: <....> кг. в год и <....> куб. м. в год.
То есть, с 1 июля 2017 года с момента действия оспариваемого постановления в разделе «Домовладения» нормативы накопления твердых коммунальных отходов не изменялись, изменения вносились только по виду домовладений.
Судом установлено, что Министерством строительства и коммунального хозяйства при определении нормативов накоплений твердых коммунальных отходов учитывались средние значения по всем районам муниципальных образований Астраханской области, которые взяты исходя из сведений самих муниципальных образований.
До принятия постановления от 21 ноября 2016 года № 50-П услуга по вывозу бытовых отходов являлась жилищной услугой и не являлась коммунальной, стоимость услуги устанавливалась договором и к государственному регулированию не относилась в соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, административным ответчиком при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов использовались объемы отходов по муниципальным образованиям Астраханской области и выводилось среднее значение, что противоречит пунктам 7-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, в соответствии с которыми необходимо проводить соответствующие замеры в определенном порядке.
Довод административного ответчика о том, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр, не применялись при утверждении нормативов накопления твердых коммунальных услуг, поскольку они носят рекомендательный характер, не может быть принят судом во внимание, поскольку не подтверждает обоснованность установленных нормативов исходя из расчета среднего значения объема отходов по муниципальным образованиям.
Кроме того, указанные Методические рекомендации, утверждены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, которым установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, иные какие- либо методы определения указанных выше нормативов законодательно не закреплены, доказательства обоснованности своего расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов административным ответчиком не представлены.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области именно в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" постановлением от 21 ноября 2016 года № 49-п утверждены расчетные единицы и категории объектов, расположенные на территории Астраханской области, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Доводы административного ответчика об отсутствии возможности проведения замеров до проведения отбора регионального оператора, поскольку период летних замеров прошел, и возможно было провести лишь осенние замеры и один месяц зимних замеров, не могут расцениваться как обстоятельства, подтверждающие обоснованность нормативов, напротив, данные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении ответчиком порядка определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленного Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №269 (ред. от 27.02.2017)»Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
Судом установлено, что последние изменения в оспариваемое постановление от 21 ноября 2016 года № 50-П, внесены 13 февраля 2018 года, однако нормативы накопления твердых коммунальных отходов в разделе «Домовладения» для многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов не изменились, хотя постановление от 21 ноября 2016 года № 50-П действовало уже более года и административный ответчик не лишен был возможности в целях определения нормативов произвести замеры отходов в соответствии с пунктом 11 Правил, применив рекомендуемые сроки проведения замеров, установленные пунктом 9 Методических рекомендаций.
Ссылка административного ответчика на установленные нормативы накопления твердых коммунальных отходов в других регионах, несостоятельна, поскольку каждый субъект Российской Федерации отличается друг от друга по площади региона, по количеству многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, проживающих в них граждан, и, исходя из этого, объем и масса отходов на одну расчетную единицу будут различными.
Таким образом, судом установлено, что при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов соответствующие замеры, установленные Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не производились, экономическая обоснованность оспариваемых нормативов административным ответчиком не подтверждена.
Доказательства обоснованности установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в разделе «Домовладения» для многоквартирных домов из расчета на одного проживающего: 459,69 кг. в год и 2,17 куб. м. в год; индивидуальных жилых домов: 459,69 кг. в год и 2,17 куб. м. в год, административным ответчиком не представлены.
Приведенные правовые нормы и установленные обстоятельства свидетельствуют о противоречии положений об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, утвержденных постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 50-П от 21 ноября 2016 года ( ред. от 28 июня 2017 года, от 13 февраля 2018 года) Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, в связи с чем оспариваемое постановление в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений подлежит признанию недействующим, как не соответствующее нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.
Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим, суд полагает требование административного истца о признании его таковым со дня принятия не подлежащим удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, порождая правовые последствия, что может повлечь нарушение прав и законных интересов участников регулируемых правоотношений.
В связи с указанными обстоятельствами, оспариваемое положение нормативного акта подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Главы муниципального образования «Батаевский сельсовет» удовлетворить частично.
Признать постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 50-П от 21 ноября 2016 года (в редакции от 21 ноября 2016 года, от 28 июня 2017 года, от 13 февраля 2018 года) в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для домовладений, недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.