Дело № 2а-53/2021 УИД 43RS0031-01-2021-000041-54
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2021 года пос. Подосиновец.
Подосиновский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Кокоулина В.А., при секретаре судебного заседания Казаковой И.М., с участием старшего помощника прокурора Подосиновского района Клинова А.Н., представителя административного истца ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Подосиновского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Пинюгское городское поселение Подосиновского района Кировской области» о признании незаконным бездействия административного ответчика по соблюдению требований земельного и лесного законодательства, обязании произвести определенные действия,
установил:
прокурор Подосиновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к муниципальному образованию «Пинюгское городское поселение Подосиновского района Кировской области» в лице администрации указанного городского поселения с требованием об устранении в установленный срок допущенных нарушениий законодательства в сфере использования и охраны городских лесов.
Требования прокурора мотивированы тем, что на территории Пинюгского городского поселения Подосиновского района Кировской области расположена городские леса общей площадью 298 га. В нарушение требований законодательства в области учета и охраны лесов права на указанные участки не оформлены, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены и не оформлены, на кадастровый учет не поставлены, лесохозяйственный Регламент лесничеств органом местного самоуправления не разработан, не утвержден, лесной Реестр администрацией Пинюгского городского поселения не ведется.
Неисполнение административным ответчиком возложенных на него законом обязанностей, по мнению прокурора, создает предпосылки для потери лесных участков, как места отдыха граждан, объектов естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Изложив данные обстоятельства, ссылаясь на положения ст.ст. 4, 6, 87, 116, 118 ЛК РФ, частей 3 и 4 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, прокурор потребовал признать незаконным бездействие административного ответчика, выразвишееся в неисполнении требований законодательства в области охраны и учета городских лесов, обязать установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории Пинюгского городского поселения, поставить их на государственный кадастровый учет, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов, расположенных на территории указанного городского поселения.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях настаивал, указал, что мер к внесению в государственный лесной реестр городских лесов административный ответчик не принимает, постановке их на кадастровый учет не осуществлял, с соответствующим заявлением в Министерство лесного хозяйства Кировской области о создании лесничества не обращался.
Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, привела суждения о необходимости несения дополнительных финансовых расходов для выполнения требований прокурора, отсутствии у администрации поселения полномочий по управлению городскими лесами, оспаривала наличие городских лесов на территории Пинюгского поселения, высказала сомнения в объективности данных о площади городских лесов, отнесенных к данному поселению.
Управление Росреестра по Кировской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на требования прокурора Управлением указано, что осуществление государственного кадастрового учета и регистрации прав осуществляется на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ, и соответствующей документации. В отзыве отмечено, что доказательств отнесения земельных участков к муниципальной собственности не представлено.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства лесного хозяйства Кировской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, в письменном отзыве привел доводы о том, что в государственном лесном реестре отсутствуют сведения о лесах, расположенных на землях населенных пунктов Подосиновского района. Обращено внимание суда на то, что Перечнем Президента РФ от 28 декабря 2016 года № Пр-2563 Правительству РФ с органами государственной власти субъектов было РФ поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, их внесение в ЕГРН, во исполнение чего при Министерстве создана рабочая группа по обеспечению установления границ таких лесов с участием в ее составе представителей органов местного самоуправления.
При условии подтверждения Управлением Росреестра сведений о наличии на территории поселений Подосиновского района городских лесов, изложена позиция об обоснованности требований прокурора.
Представитель заинтересованного лица - КОГКУ «Кировлесцентр» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в письменном отзыве разрешение требований прокурора оставил на усмотрение суда.
В судебном заседании свидетель ФИО1, занимающая должность <данные изъяты> подтвердила, что на территории Пинюгского городского поселения учтенных городских лесов не числится. Свидетель пояснила, что после проведения кадастрового учета проводится лесоустройство, оформляется лесохозяйственный Регламент, после чего документация направляется в Министерство лесного хозяйства Кировской области для создания лесничества.
Свидетель ФИО2 в судебном заседании подтвердил, что администрация Пинюгского городского поселения в органы Росреестра с заявлением о постановке на учет земельных участков, занятых городскими лесами, не обращалась.
Заслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 39 КАС РФ).
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе, сохранения лесов посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (ст. 1 ЛК РФ).
В соответствии с положениями ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе, как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В силу ст. 4 ЛК РФ муниципальные образования относятся к участникам лесных отношений. От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ (ч. 1 ст. 19 ЛК РФ).
В соответствии с положениями ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (ч. 1), разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (ч. 4), осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (ч. 5). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются ст.ст. 120 - 123 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 6 ЛК РФ).
К городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов (ст. 116 ЛК РФ).
Согласно ст. 122 ЛК РФ на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе, городские леса, другие защитные леса; использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе вопросы, предусмотренные п. 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения) части 1 настоящей статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться другие вопросы из числа предусмотренных в части 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно п. 29 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района отнесено осуществление муниципального лесного контроля.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Границы лесничеств и лесных участков определяются при лесоустройстве, которое в соответствии с положениями ст. 68 ЛК РФ наряду с другими работами включает в себя, в том числе проектирование лесничеств, таксацию лесов, проектирование мероприятий по их охране, защите, воспроизводству.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 ЛК РФ лесоустройство проводится, в том числе, на землях населенных пунктов.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (ст.87 ЛК РФ).
Обязанность органа местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из ч. 2 ст. 70 ЛК РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года № 72 утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия, порядок внесения в них изменений.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 92 ЛК РФ).
Согласно Уставу Пинюгского городского поселения, к вопросам местного значения указанного муниципального образования отнесены, в том числе, вопросы использования, защиты, охраны и воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. 18 ч. 1 ст. 8 Устава поселения).
Как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными материалами дела, на территории муниципального образования «Пинюгское городское поселение Подосиновского муниципального района Кировской области» расположены земли, занятые городскими лесами, площадью 298 га.
Данное обстоятельство подтверждается справкой Управления Россреестра по Кировской области о наличии лесных площадей на территории сельских поселений, выданной на основании экспликации к годовому отчету межрайонного Отдела Управления Росреестра по Кировской области, показаниями свидетеля ФИО4, согласно которым на землях Пинюгского городского поселения произрастают леса, что отражено в экспликациях.
В судебном заседании установлено, что лесоустройство на землях Пинюгского городского поселения не организовано и не проведено, лесохозяйственный Регламент не разработан, границы земельных участков, занятых лесами поселения, не установлены, на кадастровый учет данные земельные участки не поставлены, документация для внесения в государственный лесной Реестр информации о городских лесах не предоставлялась.
Прокуратурой Подосиновского района проводилась проверка исполнения требований лесного законодательства, 01 октября 2020 года вносилось представление № 02-04-2020 на имя главы Пинюгского городского поселения. До настоящего времени нарушения лесного законодательства, указанные в представлении, не устранены.
Невыполнение административным ответчиком обязанностей, возложенных на него Лесным кодексом РФ, вышеуказанными федеральными законами № 131-ФЗ и № 218-ФЗ нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает реальную угрозу потери лесов, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения реального использования лесов, организации мер пожарной безопасности, препятствует борьбе с незаконными рубками лесных насаждений на территории городского поселения.
Учитывая, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета, проведению работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных в границах Пинюгского городского поселения, является администрация указанного муниципального образования, как орган местного самоуправления, на который законодательно возложены соответствующие обязанности, при том, что данные обязанности последним не исполнены, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора и возложении на административного ответчика обязанностей по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, поставке их на кадастровый учет, разработке и утверждению лесохозяйственного Регламента городских лесов.
Отсутствие достаточных денежных средств в бюджете городского поселения не освобождает административного ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей, не является обстоятельством, освобождающим от исполнения требований закона.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии объективных данных о площади земельных участков, занятых городскими лесами, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами, согласно которым на территории поселения произрастают леса на общей площади 298 га.
Согласно п. 5 Приказа Минприроды России от 27 июля 2020 года 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также все документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных ч. 2.1. ст. 91 ЛК РФ.
Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 утвержден перечень документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, согласно п.п. 2.2.3, 2.2.5 которого к таковым отнесены решения органа местного самоуправления об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества, лесохозяйственные регламенты.
Доказательств, подтверждающих надлежащее принятие мер по внесению в государственный лесной реестр информации о городских лесах, произрастающих на землях Пинюгского городского поселения, административным ответчиком не представлено.
Срок, в течение которого прокурор потребовал устранить выявленные нарушения законодательства, суд находит разумным.
При таких обстоятельствах, находя административные исковые требования прокурора обоснованными, суд выносит решение об их удовлетворении.
Руководствуясь ст.ст. 174 - 177, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Пинюгское городское поселение Подосиновского района Кировской области» в лице его администрации по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части непринятия мер по установлению границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории указанного муниципального образования, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых городскими лесами на территории указанного муниципального образования, разработке лесохозяйственного регламента городских лесов на территории указанного муниципального образования.
Обязать муниципальное образование «Пинюгское городское поселение Подосиновского района Кировской области» в лице его администрации в срок до 31 декабря 2021 года установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории указанного городского поселения, поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории указанного муниципального образования, разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории указанного муниципального образования.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Подосиновский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято в 16 часов 45 минут 26 марта 2021 года.
Судья Подосиновского районного суда:
Решение02.04.2021