ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5404/2023 от 18.10.2023 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-5404/2023

78RS0005-01-2023-001971-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 18 октября 2023 года

Калининский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Лукашева Г.С.,

при секретаре судебного заседания Коваленко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Козлова О.И. к начальнику отделения - старшему судебному приставу Калининского районного отдела судебных приставов ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу, ГУФССП России по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обязании совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

ИП Козлов О.И. обратился в суд с административным иском к административному ответчику - старшему судебному приставу Калининского районного отдела судебных приставов ГУФССП России по г. Санкт-Петербургу о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обязании совершения определенных действий, выразившееся в: - отсутствии контроля за деятельностью подразделения; - не рассмотрении обращения от 18.01.2023; обязать принять решение в течении трех дней с даты вынесения решения.

В обоснование своих требований административный истец указал, что заочным решением Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-926/2022 с ФИО1 в пользу ИП Козлова О.И. взыскана задолженность по кредитному договору. В ответ на обращение ИП Козлова О.И. Калининским районным судом сообщено, что 28.06.2022 электронный исполнительный лист направлен в адрес Калининского РОСП. 18.01.2023 взыскателем через интернет-приёмную ФССП было направлено обращение , в котором просил сообщить о принятом процессуальном решении относительного электронного исполнительного документа в отношении ФИО1 и направить в адрес взыскателя постановление, вынесенное на основании принятого решения. Указанное обращение было получено, однако ответ в адрес административного истца не поступал. По состоянию на 21.02.2023 исполнительное производство не возбуждено, постановление о возбуждении, либо об отказе в возбуждении исполнительного производства в адрес взыскателя не поступало. Также отсутствует информация об исполнительном производстве на сайте ФССП.

Указанное бездействие нарушает права административного истца как взыскателя по исполнительному производству.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Задачами исполнительного производства согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В статье 68 этого же Закона содержится открытый перечень мер принудительного исполнения, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

По смыслу указанных правовых нормам судебный пристав-исполнитель, являясь процессуально самостоятельным лицом, определяет на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий и мер принудительного исполнения в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, производится им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или несовершение им каких-либо действий, прямо предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу заочным решением Калининского районного суда г. Санкт-Петербурга по делу № 2-926/2022 с ФИО1 в пользу ИП Козлова О.И. взыскана задолженность по кредитному договору.

Согласно ответу Калининского районного суда Санкт-Петербурга на обращение ИП Козлова О.И. сообщено, что 28.06.2022 электронный исполнительный лист № по делу № 2-926/2022 направлен в адрес Калининского РОСП.

28.06.2022 указанный электронный исполнительный лист получен Калининским РОСП ГУФССП по г. Санкт-Петербургу, что подтверждается журналом передачи.

18.01.2023 взыскателем через интернет-приёмную ФССП было направлено обращение , в котором просил сообщить о принятом процессуальном решении относительного электронного исполнительного документа в отношении ФИО1 и направить в адрес взыскателя постановление, вынесенное на основании принятого решения, однако ответ в адрес административного истца не поступал.

Из сообщения Калининского РОСП ГУФССП по г. Санкт-Петербургу следует, что указанный выше электронный исполнительный лист в Калининский РОСП ГУФССП по г. Санкт-Петербургу не поступал.

Из материалов дела следует, что исполнительный лист , выданный судом 28.06.2022, направлен в Калининский РОСП и получен адресатом 28.06.2022.

05.07.2022 возбуждено исполнительное производство -ИП, которое окончено 03.08.2022.

Из банка данных исполнительных производств следует, что предметом исполнения согласно исполнительному листу № , выданному 28.06.2022, является взыскание государственной пошлины.

Сведений об обращении ИП Козлов О.И. с заявлением о выдаче исполнительного листа по делу № 2-926/2022 о взыскании с ФИО1 в пользу ИП Козлова О.И. задолженности по кредитному договору материалы гражданского дела не содержат.

Согласно ответу Калининского РОСП исполнительный лист по гражданскому делу № 2-926/2022 о взыскании с ФИО1 в пользу ИП Козлова О.И. задолженности по кредитному договору в Калининский РОСП не поступал.

В связи с изложенным оснований для удовлетворения исковых требований в части нарушения срока возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу по гражданскому делу № 2-926/2022 о взыскании с ФИО1 в пользу ИП Козлова О.И. задолженности по кредитному договору не имеется.

Вместе с тем, материалами дела не подтверждается соблюдение порядка рассмотрения обращений административного истца должностными лицами Калининского РОСП.

В соответствии со ст. 2, п. п. 1, 2 ст. 4, ч. 1 ст. 50, ст. 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ, п. 3, п. 4 ст. 5, ст. 9, ст. 10, ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ заявление стороны исполнительного производства о предоставлении информации о ходе исполнительного производства должно быть рассмотрено должностным лицом в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения и ответ заявителю направлен в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

В силу ст. 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В материалах исполнительного производства, представленных в суд административным ответчиком, не имеется сведений о направлении в адрес административного истца ответа на обращение от 18.01.2023 (л.д. 8-9), полученного отделом в электронном виде 18.01.2023 (л.д. 11), в котором истец просил сообщить о принятом процессуальном решении относительного электронного исполнительного документа в отношении ФИО1 и направить в адрес взыскателя постановление, вынесенное на основании принятого решения.

Материалами дела не подтверждается, что административными ответчиками был подготовлен ответ на обращение административного истца и был направлен в установленный законом срок.

Доказательств того, что обращение административного истца от 18.01.2023, поступившее в Калининский РОСП 28.06.2022, было передано для рассмотрения судебному приставу-исполнителю в материалах дела не имеется, в связи с чем в рассматриваемом случае за организацию работы отдела судебных приставов несет руководитель отдела.

Суд приходит к выводу, что именно на руководителя структурного подразделения в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» возложена обязанность по надлежащей организации работы отдела и осуществлению контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей.

В данном случае установлен факт бездействия начальника Калининского РОСП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу, выразившееся в неорганизации работы отдела по рассмотрению обращения ИП Козлова О.И. от 18.01.2023.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИП Козлова О.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие начальника Калининского районного отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу, выразившееся в неосуществлении контроля за подготовкой и направлением должностным лицом отдела судебных приставов Калининского РОСП ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу ответа на обращение ИП Козлов О.И. от 18.01.2023.

Возложить на начальника Калининского районного отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Санкт-Петербургу обязанность организовать рассмотрение обращения ИП Козлова О.И. от 18.01.2023.

В удовлетворении остальной части исковых требований ИП Козлов О.И. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья <данные изъяты>

Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2023.