ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5406/2018 от 20.06.2018 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-5406/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 20 июня 2018 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Цветковой Л.Ю.,

с участием помощника прокурора г. Вологды Нечаева М.Л.,

при секретаре Калаевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тарногского района Вологодской области к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Тарногского района Вологодской области, действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Тарногского района Вологодской области проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлена информация о продаже животных, занесенных в Красную книгу. На страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о продаже филина.

На странице сайта с URL-адресом <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о продаже чучела филина.

На страницах сайтов с URL-адресами <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о продаже северного оленя.

На странице сайта с URL-адресом <данные изъяты> размещена информация, содержащая предложения о продаже шкуры северного оленя. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах указанных сайтов.

Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по выше указанным URL-адресам, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

24.05.2018 при принятии административного искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций привлечена в качестве административного ответчика.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора г. Вологды Нечаев М.Л. требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного ответчика, заинтересованного лица не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что исковые требования прокурора Тарногского района Вологодской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьёй 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещено уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

Приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 N 569 утвержден перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации.

Указанные редкие животные - филин и северный олень, содержаться в перечне (списке) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

Кроме того, филин подпадает под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной 03.03.1973.

Таким образом, продажа редких животных, занесённых в Красную книгу, является незаконной.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм законодательства на сайтах с URL-адресами: <данные изъяты> организована деятельность по продаже редких животных филина и северного оленя, занесённых в Красную книгу, без наличия на то разрешения, является незаконной.

Вход на данный сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием страницы сайта может любой пользователь.

Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте.

Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу пункта 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Тарногского района Вологодской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по URL-адресам: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Ю. Цветкова

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2018 года.