Дело № 2а-540/2022
22RS0068-01-2021-008850-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2022 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Шестаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г. к прокуратуре Алтайского края, начальнику отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края ФИО1 о признании действий по рассмотрению обращения, ответа незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Алтайского края, начальнику отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края ФИО1, в котором просил признать незаконными ответ и рассмотрение обращения.
В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ответом № рассмотрено обращение, в том числе о нарушении оборудования камер в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю. Ответом и действиями по рассмотрению обращения нарушены права административного истца, гарантированные статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, прокуратура г.Москвы, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО7
Административный истец Г., участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на удовлетворении административных исковых требований настаивал в полном объеме, полагал, что оборудование камер в учреждениях ФСИН России телевизорами и холодильниками является обязательным в силы действующих строительных норм и правил.
Представитель административного ответчика прокуратуры Алтайского края ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Административный ответчик начальник отдела по надзору за соблюдением законом при исполнении уголовных наказаний прокуратуры Алтайского края ФИО1, представители заинтересованных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, прокуратура г.Москвы, заинтересованное лицо начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела административное исковое заявление подано в Центральный районный суд г.Барнаула 04 октября 2021 года, то есть в срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, входящих в состав главы 22 указанного Кодекса, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении заявления о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
К государственным органам, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся, в том числе, органы прокуратуры.
Согласно статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
В соответствии со статьями 10, 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан организуется в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, положениями которых, в частности, предусмотрено, что органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечивать защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор принимает меры реагирования с целью их устранения.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право на обращение в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя (пункт 3.2). Обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней (пункт 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 25 августа 2021 года в прокуратуру Алтайского края поступило обращение Г. по вопросам необорудования камеры холодильником и телевизором, незаконного отчисления заявителя из образовательного учреждения, привлечения лиц, отчисливших его, к административной ответственности.
В части привлечения к административной ответственности лиц, отчисливших Г. из Московского финансово-промышленного университета «Синергия», обращение Г.ДД.ММ.ГГГГ было направлено в прокуратуру г.Москвы.
В остальной части прокуратурой Алтайского края 17 сентября 2021 года был направлен запрос в адрес и.о. начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО7 о предоставлении информации об оборудовании камеры, причинах отсутствия в ней телевизора и холодильника, сведений о том, попадает ли Г. в списки лиц, подлежащих голосованию в единый день выборов, каким образом осуществляется доведение сведений о кандидатах до заключенных под стражу, осуществляется ли вещание по радио.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО4 от врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ....ФИО7 поступил ответ о том, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по состоянию на 15 сентября 2021 года по данным бухгалтерского учета на балансе учреждения числится 44 холодильника и 78 телевизоров. Камеры оборудуются телевизором, холодильником при наличии возможности (пункт 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189). При поступлении в учреждение телевизоров и холодильников со стороны администрации СИЗО-1 в соответствии с требованиями приказа Минюста России от 31 мая 2019 года № 96 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» принимаются все необходимые меры по оборудованию в первую очередь камер для содержания женщин и несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Осужденный Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время содержится в камере № 455 режимного корпуса № 4, указанная камера телевизором и холодильником не оборудована. При подготовке к проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва проводится информирование подозреваемых и обвиняемых с использованием внутреннего радиовещания и наглядной агитации об их избирательных правах, а также о кандидатах, баллотирующих на выборы, с учетом требований законодательства. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не включен в список избирателей на основании статьи 4 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», статьи 4 пункта 3 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которая гласит, что не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Обвинительный приговор Центрального районного суда г.Барнаула от 12 апреля 2021 года в отношении Г. вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Ответом начальника отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, со ссылками на статью 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пункт 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года №189, СП 15-01-2012, СП 247.1325800.2016, Г. разъяснено, что обеспечение камер телевизором и холодильником осуществляется при наличии возможности, обязательное оборудование всех камер следственного изолятора законодательством не предусмотрено. Информирование обвиняемых и подозреваемых, имеющих право голосовать на выборах депутатов Государственной Думы VIII созыва, осуществляется с помощью радиовещания и наглядной агитации об их избирательных правах. Обращение в части проверки законности отчисления из Московского финансово-промышленного университета «Синергия» 20 сентября 2021 года направлено в прокуратуру г.Москвы.
Давая оценку оспариваемому ответу, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания его незаконным не имеется, поскольку обращение Г. рассмотрено уполномоченным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий, доводы, содержащиеся в обращении Г., были проверены, заявителю дан письменный мотивированный ответ в установленный срок, разъяснен порядок его обжалования, в связи с чем права и законные интересы административного истца нарушенными признать нельзя. Получение ответа административным истцом не оспаривается.
Несогласие административного истца с существом ответа на обращение не свидетельствует о его незаконности и не является основанием для признания незаконным решения должностного лица прокуратуры.
При этом в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Согласно пункту 2 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 42 Правил камеры СИЗО оборудуются, в том числе телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке).
Из анализа вышеуказанных положений закона следует, что камеры СИЗО оборудуются холодильниками и телевизорами при наличии возможности, оборудование холодильниками и телевизорами камер, в которых содержатся мужчины, не является обязательным.
Таким образом, доводы обращения ФИО2 были проверены в полном объеме, заявителю дан письменный мотивированный ответ, нарушений действующего законодательства допущено не было, права и свободы административного истца не нарушались, в связи с чем основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд оставляет административные исковые требования ФИО2 без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Г. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Д.С. Быхун
Мотивированное решение составлено 28 февраля 2022 года.
Копия верна
Судья ___________________ Д.С. Быхун
Секретарь ___________________ Е.А.Шестакова
Решение не вступило в законную силу на 11.03.2022 года
Подлинник документа находится в Центральном районном суде г. Барнаула в деле № 2а-540/2022