ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-541/2023 от 12.07.2023 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО1 межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Яшиной В.И.,

при секретаре Турчиной М.А.,

с участием зам. прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-541/2023 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги,

установил:

и.о. прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги. Требования мотивировала тем, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что в администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района административный регламент предоставления услуги - «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» не принят, муниципальная услуга в реестр муниципальных услуг не включена.

Считает, что отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги приводит к возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению сотрудников администрации.

16.03.2023 главе администрации МО Южно-Одоевское Одоевского района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако административный регламент предоставления муниципальной услуги не разработан.

Просит признать бездействие администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района по не разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставлении информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в срок до 01.09.2023 разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду».

В судебном заседании зам. прокурора Шемберава О.А., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия их представителя, вынести решение на усмотрение суда. Против заявленных требований не возражал.

Выслушав зам. прокурора Шембереву О.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ст. 12). Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (п. 4 ст. 2).

На основании ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (ст. 10 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" предусматривает, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.

Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 года № 2113-р.

Согласно п. 238 Перечня типовой государственной и муниципальной услугой является – «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду».

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Одоевского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, законодательства о предоставлении муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду».

16.03.2023 главе администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района внесено представление, однако сведения так и не были размещены (л.д.18-21).

Согласно ответу главы администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района от 16.03.2023 № 7-03-2023/60 в настоящее время разрабатывается проект постановления администрации «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» (л.д.22).

Также судом установлен факт того, что административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду» не разработан и не утвержден в настоящее время, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства дела, в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что непринятие административным ответчиком мер по разработке и принятию административного регламента по предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду, противоречит вышеприведенным нормам Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", чем нарушаются права неопределенного круга лиц на получение гарантированной услуги в соответствии с административным регламентом, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения указанных в решении действий, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позиции сторон по данному вопросу, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости установления административному ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий до 01.09.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора Одоевского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района по не разработке административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставлении информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду», незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Южно-Одоевское Одоевского района в срок до 01.09.2023 разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в ФИО1 межрайонный суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено 14 июля 2023г.

Председательствующий В.И. Яшина.