ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5425/2023 от 18.09.2023 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-5425/2023

УИД: 18RS0003-01-2023-004107-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года город Ижевск

Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Шарканского района Удмуртской Республики к КУ УР «Управтодор», Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Первоначально, и.о. прокурора Шарканского района Удмуртской Республики (далее по тексту – административный истец) обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к КУ УР «Управтодор», Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>, по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>, возложении обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансированием за счет средств республиканского бюджета выполнение КУ УР «Управтодор» мероприятий по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>, мероприятий по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>, возложении на КУ УР «Управтодор» обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>, приведения в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> в течение 6 месяцев со дня доведения Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР лимитов бюджета на указанные цели.

Свои требования мотивирует следующим.

Прокуратурой Шарканского района Удмуртской Республики проведена проверка Казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» (далее - КУ УР Управтодор»), в ходе которой выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Так, в ходе проверочных мероприятий, проведенных прокуратурой района совместно со специалистом отдела ГИБДД ММО МВД России «Воткинский», сотрудником КУ УР «Управтодор» <дата> осуществлен осмотр участка дороги от д. <адрес> до <адрес>. По результатам обследования установлено, что в нарушение подпункта 4.6.1.1 пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м) на участке от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение.

Кроме того, в ходе осмотра участка дороги от <адрес> до <адрес><дата> установлено, что стационарное электрическое освещение не соответствует требованиям пункта 4.1. ГОСТ 54305 - 2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» (при замерах прибором «ТКА - ЛЮКС», горизонтальная освещенность составила 9,11 лк).

С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой Шарканского района в адрес руководителя КУ УР «Управтодор» внесено представление <номер> от <дата>, которое было рассмотрено, требования прокурора признаны обоснованными, однако на момент обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением нарушения закона фактически не устранены.

Распоряжением Министерства имущественных отношений УР от 28.01.2019 года №116-р автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за КУ УР «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», в том числе, передана в оперативное управление и автомобильная дорога Воткинск - Шаркан (участок дороги от д. <адрес> до <адрес>).

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Предъявление административного искового заявления прокурором вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы на безопасные условия жизнедеятельности, на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, на безопасность дорожного движения нарушены и могут быть нарушены, а также целями предупреждения наступления негативных последствий нарушения закона.

Впоследствии административным истцом были уточнены исковые требования и после уточнения административный истец просил возложить обязанность на Министерство транспорта и дорожного хозяйства УР в срок до <дата> обеспечить финансированием за счет средств республиканского бюджета выполнение КУ УР «Управтодор» мероприятий по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ 62766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>, мероприятий по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>. В остальной части исковые требования оставлены без изменения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Шепелева Т.А., действующая на основании поручения от и.о. прокурора Шарканского района Удмуртской Республики, требования поддержала, просил их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства УР – Сухоплюев И.С., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление не признал, поддержал письменный отзыв на административный иск, пояснил, что указанный в заявлении срок для исполнения решения суда является явно недостаточным для проведения всех работ. В письменном отзыве на административный иск указал, что рок для обеспечения финансирования выполнения запрашиваемых работ не может быть установлен ранее января 2025 года, что связано с длительностью процесса формирования бюджета на проведение определенных видов дорожных работ.

В судебном заседании представитель административного ответчика КУ УР «Управтодор» - Гусева О.А., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснила, что установленный для учреждения срок исполнения возложенных обязанностей должен быть существенно больше, ввиду необходимости производства большого количества работ. Поддержала письменный отзыв на административный иск в котором указала, что срок разработки проектно-сметной документации и прохождение экспертизы занимает от 6 до 12 месяцев, срок проведения строительно-монтажных работ занимает от 3 до 6 месяц, срок технологического присоединения к электросетям от 4 месяцев до 1 года. В соответствии с указанным просила определить срок для проведения работ в течение двух лет после обеспечения финансирования данного объекта Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15.11.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьей 4 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Согласно ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Положения ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В силу ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52677-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 54305-2011 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования, горизонтальная освещенность от искусственного освещения покрытия проезжей части автомобильных дорог должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.

-------------------T-------------T--------------------T-------------------¬

¦ Класс ¦ Категория ¦ Максимальная ¦ Средняя ¦

¦ автомобильной ¦автомобильной¦ горизонтальная ¦ горизонтальная ¦

¦ дороги ¦ дороги ¦ освещенность E ¦ освещенность E ¦

¦ ¦ ¦ max ¦ ср ¦

¦ ¦ ¦ покрытия проезжей ¦ покрытия проезжей ¦

¦ ¦ ¦части, не менее, лк ¦части, не менее, лк¦

+------------------+-------------+--------------------+-------------------+

¦ Автомагистраль ¦ IА ¦ 30 ¦ 20 ¦

+------------------+-------------+--------------------+-------------------+

¦Скоростная дорога ¦ IБ ¦ 30 ¦ 15 ¦

+------------------+-------------+--------------------+-------------------+

¦ Дорога обычного ¦ IВ, II ¦ 25 ¦ 10 ¦

¦типа (нескоростная+-------------+--------------------+-------------------+

¦ дорога) ¦ III ¦ 20 ¦ 8 ¦

¦ +-------------+--------------------+-------------------+

¦ ¦ IV, V ¦ 15 ¦ 8 ¦

+------------------+-------------+--------------------+-------------------+

¦ Примечание. Техническая классификация автомобильных дорог общего¦

¦пользования приведена в соответствии с ГОСТ Р 52398. ¦

L--------------------------------------------------------------------------

В силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" указанные требования государственных стандартов подлежат обязательному исполнению, поскольку соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан.

В судебном заседании установлено, в нарушение подпункта 4.6.1.1 пункта 4.6.1 ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м) на участке от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение; от <адрес> до <адрес> установлено, что стационарное электрическое освещение не соответствует требованиям пункта 4.1. ГОСТ 54305 - 2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования» (при замерах прибором «ТКА - ЛЮКС», горизонтальная освещенность составила 9,11 лк).

КУ УР «Управтодор» осуществляет свою деятельность на основании Устава КУ УР «Управтодор», утверждённым распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. <дата><номер>.

В соответствии с п. 1.5. Устава КУ УР «Управтодор» является юридическим лицом.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.7 Устава КУ УР «Управтодор» учреждение создано в целях осуществления целевого и эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на строительство, реконструкцию капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Удмуртской Республики, участия в обеспечении соответствия состояния автомобильных дорог Удмуртской Республики установленным правилам, стандартам и технических нормам.

Предметом деятельности КУ УР «Управтодор» является, в том числе, осуществление отдельных функций Учредителя Учреждения по проектированию строительству, реконструкции капитального ремонта, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Удмуртской Республики (п.2.1.10 Устава).

Согласно п. 1.3. КУ УР «Управтодор» учредителем Учреждения является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 22.03.2018 № 300-р «О реорганизации казенного учреждения Удмуртской Республики «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики» осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Учредитель Учреждения является главным распорядителем средств бюджета Удмуртской Республики, выделяемых Учреждению.

Распоряжением Министерства имущественных отношений УР от 28.01.2019 года №116-р автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения закреплены на праве оперативного управления за КУ УР «Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики», в том числе, передана в оперативное управление и автомобильная дорога Воткинск - Шаркан (участок дороги от д. <адрес> до <адрес>).

Наличие выявленных недостатков в содержании автомобильных дорог общего пользования местного значения создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью лиц, пользующихся пешеходным переходом, не оборудованным в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что автомобильная дорога по <адрес> УР от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, не соответствует требования ГОСТ Р 52766-2007, автомобильная дорога по <адрес> УР от <адрес> до <адрес> не соответствует требованиям п. 4.1 ГОСТ Р 54305-2011 и устранение этих нарушений необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих, обучающихся либо работающих на соответствующей территории, прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обоснованно предъявил указанные административные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

На основании приведенных нормативных актов суд находит административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.

Между тем, заявленный прокурором срок для устранения недостатков содержания автомобильных дорог для административного ответчика КУ УР «Управтодор» суд считает недостаточным, ввиду объема проведения дорожных работ, особенностей получения бюджетных ассигнований на устранение вышеуказанных нарушений. Срок исполнения решения для административного ответчика КУ УР «Управтодор» судом устанавливается в течение одного года с момента выделения денежных средств с учетом необходимости урегулирования вопроса с составлением проектно-сметной документации, прохождения технической экспертизы, производства строительно-монтажных работ.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к КУ УР «Управтодор», Министерству транспорта и дорожного хозяйства УР подлежат удовлетворению.

Оснований для взыскания по административному делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.

В связи с оспариванием бездействия, имеющего длящийся характер срок, предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для обращения в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования и.о. прокурора Шарканского района Удмуртской Республики к КУ УР «Управтодор», Министерству транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, КУ УР «Управтодор», выражающееся в непринятии мер по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>; по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>.

Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики в срок до <дата> обеспечить финансированием за счет средств республиканского бюджета выполнение КУ УР «Управтодор» мероприятий по оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>, мероприятий по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>.

Обязать КУ УР «Управтодор» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем оборудования в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 стационарным электрическим освещением участка автомобильной дороги от <адрес> до <адрес> и от <адрес> до <адрес>; приведения в соответствие с требованиями ГОСТ 54305-2011 стационарного электрического освещения на участке автомобильной дороги от <адрес> до <адрес>, в течение одного года со дня доведения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики лимитов бюджета на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2023 года.

Председательствующий судья: Городилова Д.Д.