РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Московский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Астаховой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Агееве В.С.,
с участием административного истца, <данные изъяты> Новикова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-542/2020 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Новикова Василия Генриховича к 1-му отделу ФГКУ «Западрегионжилье» об оспаривании действий и решения, связанных с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Военнослужащий войсковой части №, <данные изъяты> Новиков В.Г., обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований оспорил решение 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТС и действия должностных лиц отдела, связанные с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений.
В обоснование административных исковых требований Новиков В.Г. указал следующее.
ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (уведомление №/ТС), после осмотра которого истец согласился с его предоставлением.
Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений. В тот же день с ним был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда (№).
Вместе с тем, указал административный истец, несмотря на заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№/МВК-1 о пригодности квартиры для проживания, предоставленное жилое помещение не отремонтировано, и не соответствует, по его мнению, установленным требованиям к служебному жилому помещению, поскольку при осмотре им квартиры и согласно Акту обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ были выявлены следующие недостатки: на потолке имеются следы протечек кровли; вдоль стен проходят вентиляционные каналы, незашитые коробом, и система вентиляции работает ненадлежаще; по всей квартире полы из ламината в неудовлетворительном состоянии; на стенах имеются отслоения и обрыв обоев; в помещении кухни отсутствует мойка и плита.
Административный истец, полагая, что поскольку указанные недостатки до настоящего времени не устранены, что, по его мнению, противоречит п.13 Договора найма жилого помещения маневренного фонда и нарушает его права на обеспечение служебным жилым помещением в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, в уточненном исковом заявлении просит суд решение 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТС отменить и признать недействительным Договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ№.
Административный истец Новиков В.Г. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал.
Представитель административных ответчиков - 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» и ФГКУ «Западрегионжилье», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал в удовлетворении административного иска, ссылаясь на отсутствие каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов Новикова В.Г. оспариваемым решением, поскольку предоставленное жилое помещение пригодно для проживания, после осмотра квартиры истец дал согласие на заселение и заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца с ним заключено дополнительное соглашение № к договору. При этом, представитель просил в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным истцом без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд.
Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, выслушав мнение явившегося участника процесса, суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Рассмотрев административное исковое заявление, огласив доводы в отношении административных исковых требований представителя административных ответчиков, выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.99 и ч.1 ст.104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административный истец, <данные изъяты> Новиков В.Г., проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
С ДД.ММ.ГГГГ включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы – <адрес>
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>
С получением указанного жилого помещения административный истец после осмотра квартиры согласился.
Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений. В тот же день с ним был заключен Договор найма жилого помещения маневренного фонда (№), жилое помещение передано истцу.
Согласно представленной в материалы дела копии Заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (проведенной по заявлению истца), предоставленное административному истцу жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом, несмотря на выявленные комиссией визуальные недостатки согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ (наличие на потолке следов протечек кровли, на стенах - отслоения и обрыва обоев; неудовлетворительного состояния напольного покрытия и системы вентиляции; отсутствия в помещении кухни мойки и плиты), предоставленное истцу жилое помещение, по заключению комиссии, пригодно для проживания.
Из материалов административного дела также следует, что с заявлением о расторжении Договора найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ№ административный истец в 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» не обращался. Более того, ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению с ним заключено дополнительное соглашение № к Договору, согласно которому были внесены изменения в раздел I п.5 Договора о внесении изменений в состав семьи сына истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и продлении срока действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу положений ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (действовавшего в период спорных правоотношений), а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные подразделения, в данном случае – 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» (приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавший в период спорных правоотношений).
Следовательно, предоставление жилого помещения маневренного фонда административному истцу в мае 2018 года относилось к компетенции этого уполномоченного органа. Сам 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» не принимает решений о признании жилого помещения непригодным для проживания, не инициирует работу межведомственной комиссии и не организует ее, а, применительно к настоящему административному спору, лишь ведет оперативный учет соответствующего жилья и принимает решения о предоставлении его военнослужащим, поскольку в силу Положения об отделе, основной задачей отдела является организация работы по заселению военнослужащих в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.
Для выполнения этой задачи отдел принимает и рассматривает заявления военнослужащих о принятии на соответствующий жилищный учет, выносит решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении им жилья, предоставляет его в установленном порядке военнослужащим, в том числе, ведет оперативный учет специализированных жилых помещений в информационных ресурсах.
Сам же по себе факт проведения осмотра жилого помещения межведомственной комиссией по инициативе административного истца и составление Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором изложена оценка членов комиссии состояния служебного жилого помещения, не может повлечь для административного истца каких-либо негативных правовых последствий в виде нарушения его прав на обеспечение служебным жилым помещением, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» нарушены не были.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу требований ч.1 и 5 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пунктом 2 ч.9 ст.226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. При этом, согласно ч.11 названной статьи обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, течение процессуального срока обращения с административным исковым заявлением в суд начинается с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности, а обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на лице, подавшем административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что в ноябре 2017 года 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, после осмотра которого истец согласился с его предоставлением.
Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ№/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений, и в тот же день с административным истцом был заключен Договор найма жилого помещения маневренного фонда (№), жилое помещение передано истцу.
Данные обстоятельства административный истец в ходе судебного разбирательства подтвердил и пояснил, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ при попытке заселиться с семьей в предоставленное жилое помещение им были выявлены в квартире недостатки (в виде наличия на потолке следов протечек кровли, на стенах - отслоения и обрыва обоев; неудовлетворительного состояния напольного покрытия и системы вентиляции; отсутствия в помещении кухни мойки и плиты), препятствующие, по его мнению, использовать жилое помещение, что и послужило основанием для обращения в межведомственную комиссию администрации <адрес> на проведение оценки соответствия квартиры требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Таким образом, приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что административный истец достоверно знал о предполагаемом нарушении своих прав, свобод и законных интересов не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с данным административным исковым заявлением административный истец обратился в военный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского гарнизонного военного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с превышением установленного ч.1 ст.219 КАС РФ процессуального срока.
Согласно положениям ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе, по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В ходе судебного заседания административный истец не отрицал, что о предполагаемом нарушении своих прав, ему было известно в оспариваемый период, но пояснил, что по вопросам восстановления своих нарушенных прав он неоднократно обращался к начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье», в Департамент имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное ТУИО», и к начальнику ЖЭ(К)О № (МО) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, т.к. полагал разрешить вопрос по устранению выявленных недостатков в жилом помещении во внесудебном порядке.
Иные обстоятельства или причины, которые бы препятствовали, либо затрудняли возможность административному истцу обратиться в суд с административным иском в установленный законом срок в судебном заседании не выявлены. Каких-либо иных доводов в обоснование уважительности причин пропуска установленного законом трехмесячного срока для обращения административного истца в суд им также не представлено. Кроме того, административный истец в судебном заседании не ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для восстановления административному истцу пропущенного без уважительных причин срока для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать, поскольку, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№).
Приходя к такому выводу, военный суд также учитывает и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенную в его решениях, согласно которой установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, – вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О и др.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> Новикова Василия Генриховича к 1-му отделу ФГКУ «Западрегионжилье» об оспаривании действий и решения, связанных с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Астахова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.