ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-542/20 от 12.11.2020 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Московский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Астаховой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Агееве В.С.,

с участием административного истца, <данные изъяты> Новикова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-542/2020 по административному исковому заявлению <данные изъяты> Новикова Василия Генриховича к 1-му отделу ФГКУ «Западрегионжилье» об оспаривании действий и решения, связанных с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Военнослужащий войсковой части , <данные изъяты> Новиков В.Г., обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований оспорил решение 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ/ТС и действия должностных лиц отдела, связанные с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений.

В обоснование административных исковых требований Новиков В.Г. указал следующее.

ДД.ММ.ГГГГ он был включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы.

ДД.ММ.ГГГГ 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (уведомление /ТС), после осмотра которого истец согласился с его предоставлением.

Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений. В тот же день с ним был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда ().

Вместе с тем, указал административный истец, несмотря на заключение Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ/МВК-1 о пригодности квартиры для проживания, предоставленное жилое помещение не отремонтировано, и не соответствует, по его мнению, установленным требованиям к служебному жилому помещению, поскольку при осмотре им квартиры и согласно Акту обследования помещений от ДД.ММ.ГГГГ были выявлены следующие недостатки: на потолке имеются следы протечек кровли; вдоль стен проходят вентиляционные каналы, незашитые коробом, и система вентиляции работает ненадлежаще; по всей квартире полы из ламината в неудовлетворительном состоянии; на стенах имеются отслоения и обрыв обоев; в помещении кухни отсутствует мойка и плита.

Административный истец, полагая, что поскольку указанные недостатки до настоящего времени не устранены, что, по его мнению, противоречит п.13 Договора найма жилого помещения маневренного фонда и нарушает его права на обеспечение служебным жилым помещением в состоянии, отвечающем требованиям санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, в уточненном исковом заявлении просит суд решение 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ/ТС отменить и признать недействительным Договор найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец Новиков В.Г. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал.

Представитель административных ответчиков - 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» и ФГКУ «Западрегионжилье», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал в удовлетворении административного иска, ссылаясь на отсутствие каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов Новикова В.Г. оспариваемым решением, поскольку предоставленное жилое помещение пригодно для проживания, после осмотра квартиры истец дал согласие на заселение и заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца с ним заключено дополнительное соглашение к договору. При этом, представитель просил в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском административным истцом без уважительных причин трехмесячного срока обращения в суд.

Руководствуясь положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, выслушав мнение явившегося участника процесса, суд счел возможным рассмотреть и разрешить административное дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.

Рассмотрев административное исковое заявление, огласив доводы в отношении административных исковых требований представителя административных ответчиков, выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.99 и ч.1 ст.104 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административный истец, <данные изъяты> Новиков В.Г., проходит военную службу по контракту в войсковой части .

С ДД.ММ.ГГГГ включен в список на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы – <адрес>

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>

С получением указанного жилого помещения административный истец после осмотра квартиры согласился.

Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений. В тот же день с ним был заключен Договор найма жилого помещения маневренного фонда (), жилое помещение передано истцу.

Согласно представленной в материалы дела копии Заключения межведомственной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (проведенной по заявлению истца), предоставленное административному истцу жилое помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, несмотря на выявленные комиссией визуальные недостатки согласно Акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ (наличие на потолке следов протечек кровли, на стенах - отслоения и обрыва обоев; неудовлетворительного состояния напольного покрытия и системы вентиляции; отсутствия в помещении кухни мойки и плиты), предоставленное истцу жилое помещение, по заключению комиссии, пригодно для проживания.

Из материалов административного дела также следует, что с заявлением о расторжении Договора найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ административный истец в 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» не обращался. Более того, ДД.ММ.ГГГГ по его заявлению с ним заключено дополнительное соглашение к Договору, согласно которому были внесены изменения в раздел I п.5 Договора о внесении изменений в состав семьи сына истца, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и продлении срока действия договора до ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу положений ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (действовавшего в период спорных правоотношений), а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные подразделения, в данном случае – 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» (приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавший в период спорных правоотношений).

Следовательно, предоставление жилого помещения маневренного фонда административному истцу в мае 2018 года относилось к компетенции этого уполномоченного органа. Сам 1-й отдел ФГКУ «Западрегионжилье» не принимает решений о признании жилого помещения непригодным для проживания, не инициирует работу межведомственной комиссии и не организует ее, а, применительно к настоящему административному спору, лишь ведет оперативный учет соответствующего жилья и принимает решения о предоставлении его военнослужащим, поскольку в силу Положения об отделе, основной задачей отдела является организация работы по заселению военнослужащих в жилые помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации.

Для выполнения этой задачи отдел принимает и рассматривает заявления военнослужащих о принятии на соответствующий жилищный учет, выносит решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении им жилья, предоставляет его в установленном порядке военнослужащим, в том числе, ведет оперативный учет специализированных жилых помещений в информационных ресурсах.

Сам же по себе факт проведения осмотра жилого помещения межведомственной комиссией по инициативе административного истца и составление Акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложена оценка членов комиссии состояния служебного жилого помещения, не может повлечь для административного истца каких-либо негативных правовых последствий в виде нарушения его прав на обеспечение служебным жилым помещением, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» нарушены не были.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации и гл.22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу требований ч.1 и 5 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пунктом 2 ч.9 ст.226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд. При этом, согласно ч.11 названной статьи обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Таким образом, течение процессуального срока обращения с административным исковым заявлением в суд начинается с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности, а обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на лице, подавшем административное исковое заявление.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что в ноябре 2017 года 1-м отделом ФГКУ «Западрегионжилье» административному истцу было предложено на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое сыновей) жилое помещение маневренного фонда в виде двухкомнатной квартиры (общей площадью 72,7 кв.м), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, после осмотра которого истец согласился с его предоставлением.

Решением 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ/ТС административному истцу и членам его семьи выдано разрешение на заселение в указанное жилое помещение и на заключение договора найма жилого помещения маневренного фонда с исключением его из списка очередников на предоставление служебных жилых помещений, и в тот же день с административным истцом был заключен Договор найма жилого помещения маневренного фонда (), жилое помещение передано истцу.

Данные обстоятельства административный истец в ходе судебного разбирательства подтвердил и пояснил, что не позднее ДД.ММ.ГГГГ при попытке заселиться с семьей в предоставленное жилое помещение им были выявлены в квартире недостатки (в виде наличия на потолке следов протечек кровли, на стенах - отслоения и обрыва обоев; неудовлетворительного состояния напольного покрытия и системы вентиляции; отсутствия в помещении кухни мойки и плиты), препятствующие, по его мнению, использовать жилое помещение, что и послужило основанием для обращения в межведомственную комиссию администрации <адрес> на проведение оценки соответствия квартиры требованиям, предъявляемым к жилому помещению.

Таким образом, приведенные доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что административный истец достоверно знал о предполагаемом нарушении своих прав, свобод и законных интересов не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, с данным административным исковым заявлением административный истец обратился в военный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского гарнизонного военного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с превышением установленного ч.1 ст.219 КАС РФ процессуального срока.

Согласно положениям ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе, по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В ходе судебного заседания административный истец не отрицал, что о предполагаемом нарушении своих прав, ему было известно в оспариваемый период, но пояснил, что по вопросам восстановления своих нарушенных прав он неоднократно обращался к начальнику 1-го отдела ФГКУ «Западрегионжилье», в Департамент имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ «Центральное ТУИО», и к начальнику ЖЭ(К)О (МО) Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, т.к. полагал разрешить вопрос по устранению выявленных недостатков в жилом помещении во внесудебном порядке.

Иные обстоятельства или причины, которые бы препятствовали, либо затрудняли возможность административному истцу обратиться в суд с административным иском в установленный законом срок в судебном заседании не выявлены. Каких-либо иных доводов в обоснование уважительности причин пропуска установленного законом трехмесячного срока для обращения административного истца в суд им также не представлено. Кроме того, административный истец в судебном заседании не ходатайствовал о восстановлении пропущенного процессуального срока.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для восстановления административному истцу пропущенного без уважительных причин срока для обращения в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, в связи с чем полагает необходимым в удовлетворении административного иска отказать, поскольку, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации пропуск срока подачи заявления и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление от ДД.ММ.ГГГГ).

Приходя к такому выводу, военный суд также учитывает и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенную в его решениях, согласно которой установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии таких заявлений, – вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в предварительном судебном заседании или в судебном заседании; заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (постановление от ДД.ММ.ГГГГ-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и др.).

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 219 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> Новикова Василия Генриховича к 1-му отделу ФГКУ «Западрегионжилье» об оспаривании действий и решения, связанных с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда, разрешения на заселение и исключения из списка на предоставление служебных жилых помещений, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Астахова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.