Дело № 2а- 542 /2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Гаврилович С.С., в присутствии административного истца Чепуркова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. Иск мотивирован тем, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории городского округа г. Костромы расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – туристско-рекреационная местность «Парк санатория «Костромской» площадью <данные изъяты> га, образования в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 12.02.2013 №23-а. Целью организации указанной ООПТ является сохранение озелененной территории для использования ее в рекреационных целях и обеспечение экологически благоприятной городской среды. Одной из категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения являются туристско-рекреационные местности. К полномочиям ответчика в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, помимо прочего, осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществление управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения и иные полномочия. Вместе с тем, Департаментом не принято достаточных мер по обозначению на местности границ указанной ООПТ специальными информационными знаками. Директору департамента вынесено представление об устранении нарушений, однако мер, направленных на их устранение, не принято, сообщено о невозможности произвести указанные действия, в связи с отсутствием финансирования. Исполнение Департаментом возложенных законом обязанностей по надлежащей организации функционирования особо охраняемых природных территорий не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего финансирования. Минимальное количество знаков, требуемых к установке на местности по границам данной особо охраняемой природной территории – 4, фактически информационные знаки не установлены. На этом основании прокурор просил возложить на ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения – туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской» путем установки специальных информационных знаков в количестве не менее 4 штук.
В судебном заседании прокурор Чепурков О.С. заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям.
Ответчик Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области просил о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, указав в отзыве на отсутствие финансовых средств.
Заинтересованное лицо Администрация Костромской области, будучи извещенной надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.В ст. 95 Земельного кодекса РФ указано, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.
Как следует из ст. 4, 6 Закона Костромской области от 15.02.2012 N 194-5-ЗКО "Об особо охраняемых природных территориях в Костромской области", к категориям особо охраняемых природных территорий регионального значения относятся туристско-рекреационные местности, созданные в соответствии с постановлением администрации Костромской области до 1 января 2014 года. Особо охраняемые природные территории регионального значения обозначаются на местности специальными информационными знаками.
Судом установлено, что на территории городского округа город Костромы расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – туристско-рекреационная местность «Парк санатория «Костромской», площадью <данные изъяты> га, образованная в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 12.02.2013 года № 23-а. Целью ее организации является сохранение озелененной территории для использования ее в рекреационных целях и обеспечение экологически благоприятной городской среды.
Согласно п. 14 Постановления Администрации Костромской области от 12.02.2013 N 23-а "Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности "Парк санатория "Костромской", государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории ООПТ туристско-рекреационная местность "Парк санатория "Костромской" осуществляют должностные лица департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области. ООПТ туристско-рекреационная местность "Парк санатория "Костромской" находится в ведении департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Как указано в Постановлении Губернатора Костромской области от 29.10.2009 N 247 "О департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области", к полномочиям Департамента в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Костромским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил, что мероприятия по изготовлению и установке информационных знаков на особо охраняемых природных территориях регионального значения требуют выделения финансовых средств из бюджета Костромской области. Невозможность исполнения до настоящего времени надлежащим образом обязанностей по изготовлению и установке информационных знаков на особо охраняемых природных территориях регионального значения обусловлена наличием объективных обстоятельств. Проведение указанных мероприятий запланировано в рамках реализации Государственной программы Костромской области «Рациональное использование природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области на 2014-2020г», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 09.01.2014 года №1.
Таким образом, свою обязанность установить информационные знаки, ответчик не оспаривает, как и то обстоятельство, что данная обязанность им не исполнена. Указанное прокурором количество знаков подтверждено информацией Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Исходя из характера действий, указанный прокурором срок суд полагает достаточным. Доводы об отсутствии финансовой возможности исполнить требуемые прокурором действия, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.
Оценивая в совокупности все приведенные доводы и представленные доказательства, суд полагает, что административный иск подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории, удовлетворить.
Обязать Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обозначить на местности границы особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк санатория «Костромской», путем установки специальных информационных знаков в количестве не менее 4 штук.
Решение может быть обжаловано сторонами в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его принятия в мотивированном виде.
Судья И.Н. Драничникова