Дело № 2а-5435/2018
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2018 г. г. Красноярск
мотивированное решение
составлено 13.06.2018 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бурлака Н.В.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае Денисову Марку Геннадьевичу о признании действий незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 предъявила в суд административный иск к Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае ФИО2, мотивируя требования тем, что административный ответчик незаконно уклонился от надлежащего рассмотрения её обращения от 18.12.2017 г. в связи с нарушением ее избирательного права по причине отсутствия избранного депутата в её избирательном округе. В этой связи административным ответчиком было нарушено её право на рассмотрение обращений граждан, т.к. ей не был предоставлен мотивированный и всесторонний ответ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении, уточнении иска от 01.05.2018 г. и дополнении к иску от 06.06.2018 г., согласно которым Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае уклонился от надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей. Указала, что при рассмотрении её обращения, Уполномоченный должен был проанализировать сложившуюся ситуацию, установить причины произошедшего и принять меры к их устранению.
Административный ответчик - Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае ФИО2 в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы ФИО3, действующей на основании доверенности, которая в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнительных письменных возражениях на административное исковое заявление, согласно которым Уполномоченный при рассмотрении обращений и жалоб граждан самостоятельно определяет порядок работы, выбор конкретных мероприятий по работе с ними, а также принятие решений по результатам их рассмотрений. Обращение истицы рассмотрено Уполномоченным в установленный законом срок и в пределах его компетенции.
Дело, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Уставным законом Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4679 "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае", данный Закон определяет правовой статус, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае, его заместителей - Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае и Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, их компетенцию, организационные формы и условия их деятельности (статья 1).
Деятельность Уполномоченного по осуществлению государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (статья 2).
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители), находящихся на территории Красноярского края, по мнению которых на территории Красноярского края нарушены или нарушаются их права и свободы. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых были нарушены права заявителя (статья 13).
Поступившая жалоба рассматривается Уполномоченным в соответствии с федеральным законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (статья 14).
Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе, помимо прочего, запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы (статья 15).
О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Законом (статья 17).
Согласно Федеральному закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (статья 10).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (статья 12).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 18.12.2017 г. (вх. № 2542) к уполномоченному по правам человека в Красноярском крае ФИО2 поступило обращение гр. ФИО1, в котором заявительница указала, что в части одномандатных округов г. Красноярска отсутствуют избранные депутаты в Красноярский городской Совет депутатов, что нарушает её конституционные права избирать и быть избранным. С жалобой на нарушение её избирательных прав она обратилась в Красноярский краевой суд, которую просит поддержать Уполномоченного в интересах неопределенного круга лиц.
28.12.2017 г. Уполномоченным направлен запрос Председателю Красноярского городского Совета депутатов, с просьбой сообщить о принятых мерах по обеспечению интересов избирателей при отсутствии депутатов по отдельным избирательным округам, о чем ФИО1 было направлено уведомление.
12.01.2018 г. ФИО1 подала Уполномоченному обращение (вх. № 57) о несогласии с его решением о направлении запроса по её обращению, что расценила как отказ от его рассмотрения.
12.01.2018 г. (исх. № 23) ФИО1 направлен ответ на её обращение с разъяснением прав Уполномоченного, а также с указанием на то, что Уполномоченный не вправе в своей деятельности подменять другие государственные органы, а также изменять состоявшиеся судебные решения.
31.01.2018 г. в адрес Уполномоченного поступил ответ из Красноярского городского Совета депутатов, согласно которому поскольку выборы депутатов в городской Совет в 2013 г. осуществлялись на основе смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы, представление интересов граждан по соответствующим избирательным округам осуществляют депутаты, избранные в составе общетерриториальных списков кандидатов от политических партий.
15.02.2018 г. копия данного ответа была направлена ФИО1 для сведения.
Также в ходе судебного разбирательства установлено, что ранее 27.12.2016 г. Красноярским краевым судом вынесено решение по административному делу № по иску ФИО1 о защите избирательных прав. Согласно указанному решению, Постановлением Красноярского городского Совета депутатов от 11.10.2016 г. досрочно прекращены с 21.09.2016 г. полномочия депутата Совета ФИО4 ФИО1 обратилась с административным иском о возложении на Совет обязанность назначить срок досрочных выборов депутатов в Совет по одномандатному избирательному округу № 8 г. Красноярска. Решением суда в удовлетворении требований ФИО1 отказано.
Таким образом, судом установлено, что все обращения истицы в адрес Уполномоченного рассмотрены в срок и по ним даны письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, кроме того, в пределах компетенции Уполномоченного им было установлено, что ранее вопрос о возложении на городской Совет обязанность назначить срок досрочных выборов депутатов в городской Совет по одномандатному избирательному округу № 8 г. Красноярска был предметом судебного разбирательства в Красноярском краевом суде, по результатам которого в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.
При этом суд учитывает, что по смыслу ст.ст. 13, 15, 17 Уставного закона Красноярского края от 16.06.2016 N 10-4679 "Об Уполномоченном по правам человека в Красноярском крае", Уполномоченный при рассмотрении обращений и жалоб граждан самостоятельно определяет порядок работы, выбор конкретных мероприятий по работе с ними, а также принятие решений по результатам их рассмотрений.
Доводы истицы о том, что ответчиком было нарушено её право на рассмотрение обращений граждан, т.к. ей не был предоставлен мотивированный и всесторонний ответ, судом не принимаются, поскольку субъективное восприятие ФИО1 направленного ей ответа как немотивированного и невсестороннего, не могут являться основанием для признания действий Уполномоченного по правам человека незаконными.
На основании вышеизложенного, суд не находит в действиях Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае неправомерного неисполнения возложенных на него обязанностей, в связи с обращением истицы по защите прав и свобод человека и гражданина в области избирательных прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Уполномоченному по правам человека в Красноярском крае Денисову Марку Геннадьевичу о признании действий незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья Н.В. Бурлак