ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5435/2021 от 23.12.2021 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0006-01-2021-005187-13 Дело № 2а-5435/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе судьи Курищевой Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области к Королевой Т. В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Королевой Т.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017-2018 годы в размере 4164 рубля, пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 66 рублей 75 копеек.

В обоснование требований административный истец указал, что Королева Т.В. является собственником квартиры и в спорный период являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которого за 2015, 2017-2018 годы надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем в ее адрес было направлены требования об уплате налога и пени, начисленные на сумму недоимки по налогу на имущество. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предоставление срока для возражений и доказательств направлено лицам, участвующим в деле, заказной корреспонденцией. Административным истцом определение получено 02 ноября 2021 года, административным ответчиком Королевой Т.В. указанное определение и административный иск получены лично 09 ноября 2021 года (л.д. 45, 73).

В установленный судом срок участвующими в деле лицами возражения и доказательства в суд не представлены.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Уплата налога на имущество физических лиц урегулирована положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399).

Исходя из положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на квартиру, комнату, здание, строение, сооружение, помещение, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физическим лиц», которым установлены ставки этого налога.

Налог на имущество физических лиц в соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал уплате налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Королева Т.В. 11 сентября 2018 года по настоящее время является единоличным собственником квартиры с кадастровым номером < № >, расположенной по адресу: < адрес >, при этом ей принадлежали 5/6 доли в праве собственности на указанную квартиру в период с 24 сентября 2013 года по 21 мая 2015 года, 4/6 доли в праве собственности – в период с 21 мая 2015 года по 31 августа 2018 года (л.д. 62-67).

Кроме того, Королева Т.В. с 28 февраля 2018 года является собственником 1/3 доли в праве на квартиру с кадастровым номером < № >, расположенной по адресу: < адрес > (л.д. 59-61).

Соответственно административный ответчик в 2015, 2017-2018 годы являлась плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении указанных квартир.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 32 по Свердловской области Королевой Т.В. был начислен налог на имущество физических лиц за 2015, 2017-2018 годы, заказной почтой направлены налоговые уведомления:

от 25 августа 2016 года < № > о начислении налога за 2015 год в размере 923 рубля;

от 04 июля 2018 года < № > о начислении налога за 2017 год в размере 1039 рублей;

от 03 июля 2019 года < № > о начислении налога за 2018 год в размере 2202 рубля.

В установленный законом срок Королева Т.В. обязанность по уплате налога не исполнила, в связи с чем налоговым органом административному ответчику заказной корреспонденцией были направлены требования об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017-2018 годы и пени:

от 09 февраля 2017 года < № > об уплате налога за 2015 год в размере 923 рубля, пени в размере 21 рубль 23 копейки, установлен срок для добровольного исполнения до 21 марта 2017 года (л.д. 21, 34-35);

от 31 января 2019 года < № > об уплате налога за 2017 год в размере 1039 рублей, пени в размере 15 рублей 46 копеек, установлен срок для исполнения – до 19 марта 2019 года (л.д. 23, 32-33);

от 06 февраля 2020 года < № > об уплате налога за 2018 год в размере 2202 рубля, пени в размере 30 рублей 06 копеек, установлен срок для исполнения требования – до 24 марта 2020 года (л.д. 25-27).

Проверяя расчет налога, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, поскольку налоговая база определена как инвентаризационная стоимость квартиры; а за 10 месяцев 2018 года как суммарная инвентаризационная стоимость двух квартир, применены налоговые ставки в размере 0,25% и 1% (за 4 месяца 2018 года), установленные в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов с учетом доли вышеназванным решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года < № >.

Приведенный налоговым органом в налоговых уведомлениях расчет налога является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.

Пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц, правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, размер которых составил: на недоимку по налогу на имущество за 2015 год за период с 02 октября 2016 года по 08 февраля 2017 года - 21 рубль 23 копейки; по налогу за 2017 год за период с 04 декабря 2018 года пор 30 января 2019 года - 15 рублей 46 копеек; по налогу за 2018 год за период с 03 декабря 2019 года по 05 февраля 2020 года - 30 рублей 06 копеек (л.д. 22, 24, 26).

Требования МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнены не были, что послужило основанием для обращения налогового органа 17 июня 2020 года к мировому судье судебного участка № 4 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Орджоникидзевского судебного района Свердловской области от 28 сентября 2020 года судебный приказ от 22 июня 2020 года о взыскании с Королевой Т.И. задолженности по налогу на имущество за 2015, 2017, 2018 годы и пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого МИФНС России № 32 по Свердловской области 30 сентября 2021 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административным ответчиком не представлено суду доказательств, свидетельствующих об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018 годы, пени на недоимку по налогу.

Проверяя соблюдение срока для обращения в суд о взыскании названной недоимки, пени, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учетом вынесения определения об отмене судебного приказа от 28 сентября 2020 года налоговый орган должен был обратиться в суд с настоящим административным иском до 28 марта 2021 года.

С таким административным иском МИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в суд 30 сентября 2021 года, то есть с пропуском срока для обращения в суд.

Налоговым органом в качестве уважительных причин пропуска срока указано, что налоговый орган 16 декабря 2020 года обратился к мировому судье с заявлением об исправлении описки в определении об отмене судебного приказа, в котором неправильно было указано отчество должника «Ивановна» вместо «Викторовна», при этом определение от 30 декабря 2020 года об исправлении описки поступило в налоговую инспекцию 16 апреля 2021 года.

Суд принимает во внимание, что налоговый орган своевременно обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, после отмены которого принял своевременные меры по инициированию исправления описки в определении об отмене судебного приказа, после получения определения об исправлении описки с учетом необходимого времени для вручения административного искового заявления в адрес административного ответчика и предоставления таких доказательств в суд, подготовки необходимых документов в разумный срок обратился с настоящим административным исковым заявлением.

Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области обратилась в суд с настоящим иском в пределах шестимесячного срока после получения определения об исправлении описки, с учетом необходимого времени для подготовки документов и направлению их в суд.

Суд считает, что налоговым органом срок обращения в суд пропущен по уважительной причине, учитывая своевременное обращение с заявлением о вынесении судебного приказа и необходимого времени для направления искового заявления в суд после получения определения об исправлении описки в определении об отмене судебного приказа, указанные обстоятельства затрудняли административному истцу обратится в суд в исковом порядке в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, в данном конкретном случае суд считает возможным ходатайство Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области о восстановлении срока удовлетворить и восстановить административному истцу срок обращения в суд о взыскании с Королевой Т.В. налога на имущество физических лиц за 2015, 2017, 2018 годы, пени.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налоговых уведомлений, требований, размер налога и пени правильно исчислены в соответствии с требованиями закона, срок на обращение в суд восстановлен, в связи с этим административные исковые требования МИФНС России № 32 по Свердловской области о взыскании с Королевой Т.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017-2018 годы в размере 4164 рубля (923+1039+2202), пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 66 рублей 75 копеек (21,23+15,46+30,06) подлежат удовлетворению.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области удовлетворить.

Взыскать с Королевой Т. В., проживающей по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность в размере 4230 рублей 75 копеек, из которых недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017-2018 годы в размере 4164 рубля, пени в размере 66 рублей 75 копеек.

Взыскать с Королевой Т. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок.

Судья Л.Ю. Курищева