ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5436/20 от 13.07.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-5436/2020

14RS0035-01-2020-007514-54

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 13 июля 2020г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Готовцевой А.С.

с участием представителей административного истца – ФИО1, ФИО2, ФИО3

представителей административного ответчика – ФИО4, ФИО5

представителя заинтересованного лица ПАО «Якутскэнерго» - ФИО6

представителя заинтересованного лица АО «Аэропорт Якутск» - ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании решения, действий, бездействия незаконными, возложении обязанности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» обратилось в суд с административным иском к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании решения, действий, бездействия незаконными.

С учетом уточнения исковых требований представитель истца просит признать незаконными действия административного ответчика по исключению из состава необходимой валовой выручки на содержание сетей на 2019г. расходов в сумме ___ руб. за предыдущие годы; по не включению в составе необходимой валовой выручки на содержание сетей на 2019г. фактически понесенных экономически обоснованных расходов в сумме ___ руб. за предыдущие периоды; по не применению Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденной приказом Госстроя РФ от ____.2000 в полном объеме предусмотренных профессий и должностей, при расчете нормативной численности общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой»; по неправомерному применению метода интерполяции в отношении расчета работников АУП и ИТР; по не применению МДС 13-16.200, утв. Приказом Госстроя России от 05.09.2000 №200 в полном объеме, в том числе при определении транспорта в «дежурном режиме» при определении потребности общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» в машинах и механизмах; по исключению из состава необходимой валовой выручки на содержание сетей на 2019г. экономически обоснованных расходов ООО СК «Главэнергострой» по аренде и содержанию технологического транспорта, производственных площадей, амортизации, материальных расходов, заработной платы и отчислений на социальные нужды и прочие расходы на сумму ___ руб.; по не включению в состав необходимой валовой выручки на содержание сетей дополнительных затрат на содержание нового оборудования, исходя из расчетов нормативной численности персонала и технологического транспорта, подлежащие применению по соответствующим статьям сметы расходов на объем сетей и оборудования, согласно представленному новому договору аренды от ____.2019 и обосновывающим нормативным расчетам численности персонала и технологического транспорта на новый объем оборудования и сетей, общей суммой ___ руб. Признать незаконным постановление от ____ 2019 «О внесении изменений в постановление Правления ГКЦ РС (Я) от ____2018 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории РС (Я) на 2019 год» в части занижения расчета индивидуального тарифа между ПАО «Якутскэнерго» и ООО СК «ГЭС» на 2019 год». Обязать административного ответчика включить в необходимую валовую выручку на содержание сетей при корректировке тарифов на 2020г. и последующие годы экономически обоснованные расходы ООО СК «ГЭС», не вошедшие в необходимую валовую выручку на 2019г. В обоснование иска указано, что административный ответчик необоснованно и неправомерно не включил экономически обоснованные расходы истца при установлении тарифов, у административного ответчика не было правовых оснований для изменения тарифов.

В суде представители административного истца уточенный административный иск поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске и в дополнениях к нему.

Представители административного ответчика с уточенным иском не согласились, просили отказать в его удовлетворении по доводам, изложенным в отзыве на иск, и дополнениях к нему.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Якутскэнерго» просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель АО «Аэропорт Якутск» просила удовлетворить иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

____ 2019г. ООО СК «Главэнергострой» подало заявление на установление тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

____ 2019г. Государственным комитетом по ценовой политике РС (Я) издан приказ од «Об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО СК «Главэнергострой», поставляемую потребителям на территории Республики Саха (Якутия) на 2019 год».

Согласно п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее по тексту Основы ценообразования), при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).

Согласно п. 4 Основ ценообразования установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Пункт 5 Основ ценообразования в электроэнергетике устанавливает, что регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность в качестве гарантирующего поставщика, ведут обязательный раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации. Не допускается отнесение на население и приравненные к нему категории потребителей расходов, связанных с обслуживанием прочих потребителей и сетевых организаций.

Пунктом 2 Основ ценообразования предусмотрено, что для обозначения экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, установлен термин "необходимая валовая выручка".

Согласно п. 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя:

1) расходы на топливо;

2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности);

3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442;

4) расходы на сырье и материалы;

5) расходы на ремонт основных средств;

6) расходы на оплату труда и страховые взносы;

7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;

8) прочие расходы.

Расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов:

1) капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство;

2) другие расходы из прибыли после уплаты налогов;

3) взносы в уставные (складочные) капиталы организаций;

4) прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

При анализе фактических расходов на 2017 год на основании представленных истцом материалов, сумма необоснованно полученного дохода предыдущего периода регулирования составила ___ руб., в том числе сырье, основные материалы- ___; вспомогательные материалы -___; работы и услуги производственного характера- ___ ; затраты на оплату труда- ___; отчисления на социальные нужды- ___; амортизация основных средств -___ руб., прочие затраты – ___.

При этом, административный ответчик обоснованно исходил из плана расходов на 2017г., факта 2017г.

Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий утверждены приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 апреля 2000 г. № 68.

Согласно указанным Рекомендациям пределы числовых показателей, в которых указано "до", следует понимать "включительно". В случае, если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции (1.13).

ООО СК «Главэнергострой» на 2019г. заявило численность в количестве 12,50 человек. Расшифровка расчета численности с заявлением на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии не представлена (с учетом принципа обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям ). Согласно статистической отчетности по форме П-4 на 2017г. по деятельности «передача электроэнергии» отнесено 26 чел., в том числе работников списочного состава- 19 чел, внешних совместителей-2 чел., работников, выполняющих работы по договорам ГПХ- 5 чел. Согласно штатному расписанию №2017/ЭУ от 24.12.2016 по электроучастку п. Усть-Мая 20,5 ед.

При расчете нормативной численности работников, занятых на объектах электросетевого оборудования и сетям, административный ответчик правомерно руководствовался Нормативами численности руководителей, специалистов и служащих предприятий электрических сетей, наружного освещения и дизельных электростанций мощностью свыше 5000 кВт.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный ответчик правомерно исходил из необходимости осуществления расчета численности персонала Общества в соответствии с пунктом 1.13 Приказа Госстроя России N 68 методом интерполяции, поскольку числовые значения Общества значительно отличаются от предельных интервалов значений, предусмотренных данным Приказом.

По статье прочие затраты, относимые на себестоимость, включены затраты по арендной плате, ООО СК «Главэнергострой» заявило ___ тыс. рублей.

При этом, административным ответчиком включена следующая спец техника, необходимая для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, автокран ___), арендуемые по договору аренды имущества от ____.2008 с дополнительными соглашениями от ___.

Таким образом, приняты затраты по аренде транспорта в сумме ___ тыс. При этом расчет произведен на основании расчетов, предоставленных организацией. Корректировка составила -___ тыс. руб. Доказательства, свидетельствующие о необходимости в аренде автобуса ___, для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в ___, не предоставлены.

Согласно пункту 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов). Обосновывающие материалы по затратам на проведение обязательных, периодических и предрейсовых осмотров для включения в расчет НВВ не предоставлены регулирующему органу. Фактические затраты на 2017 год по данной статье отсутствуют.

Таким образом, административным ответчиком правомерно не включены указанные затраты.

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов (подпункт 7 пункта 18 Основ ценообразования).

Общие правила определения расходов на амортизацию установлены абзацами первым и вторым пункта 27 Основ ценообразования, согласно которым для расчета регулируемых цен (тарифов) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (абз. 5).

Поскольку данные о первоначальной стоимости, ввода, выбытия основных средств в разрезе групп ОКОФ не были представлены, размер амортизации был принят на основании представленных фактических данных за 2017год, а именно выписки «Расшифровка амортизационных отчислений за 2017год», в части услуг по передаче электрической энергии.

Истец по статье работ и услуги производственного характера заявил расходы в размере ___ руб. с применением ИПЦ на плановые показатели за 2017год. Фактически расходы по данной статье за 2017 г. составили ___ руб. согласно Выписке с 1С услуг производственного характера на 2017 года по ОКВЭД 35.12.

Согласно Уставу истец осуществляет иные виды деятельности, затраты по аренде помещений относятся как на регулируемый вид деятельности, так и на прочие виды деятельности.

Таким образом, по аренде офиса по адресу: ____ приняты расходы согласно заключению экспертизы.

Затраты по аренде производственных баз не приняты как экономически необоснованные, т.к. обществом не представлено обоснование использование данных помещений в рамках регулируемого вида деятельности.

Из обстоятельств дела усматривается, что постановлением Правления Государственного комитета по ценовой политике РС (Я) от ____ 2019г. внесены изменения в постановление правления ГКЦ РС (Я) от ____ 2018г. №235 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Республики Саха (Якутия) на 2019 год».

Указанное постановление является нормативно-правовым актом.

Согласно пункту 31 Правил регулирования цен решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

В силу ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Период действия указанного постановления 2019г.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска основания для признания указанного постановления незаконным отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие действий, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием, решением прав и законных интересов заявителя.

Между тем, такая совокупность условий по настоящему делу судом не установлена.

Административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов. Оспариваемые действия, связаны с установлением тарифов на 2019г., действие которых окончено.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска указанные действия не нарушают прав и законных интересов административного истца.

На основании указанных выше обстоятельств, отсутствуют основания для возложения на административного ответчика обязанности по включению в необходимую валовую выручку на содержание сетей при корректировке тарифов на 2020г. и в последующие годы расходы истца, не вошедшие в необходимую валовую выручку на 2019 г. Данный отказ не препятствует административному истцу при установлении тарифов предоставить доказательства, подтверждающие экономически обоснованные расходы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Главэнергострой» к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) о признании решения, действия, бездействия незаконными, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья В.Г. Смирникова