по административному делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 г. <адрес>
<адрес> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бурдиной Т.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Новиковой А.К.,
при секретаре Киреёнок О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации <адрес> края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец администрация <адрес> края обратился в суд к административному ответчику судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. с административным иском об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора, мотивируя тем, что 20 мая 2019 г. судебный пристав-исполнитель Данилова Е.А. вынесла постановление о взыскании с администрации <адрес> края, являющегося должником по исполнительному производству, исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей ввиду неисполнения исполнительного документа, выданного по решению <адрес> городского суда <адрес> об обязании предоставить З. Л.С. благоустроенное жилое помещение. Администрация <адрес> края не согласна с постановлением судебного пристава-исполнителя, ссылаясь на то, что при отсутствии установленных ГК РФ оснований за нарушение обязательства должник освобождается от взыскания исполнительского сбора. Административный истец полагает, что предпринимал все возможные меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, а именно: являясь бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на соответствующий год, в связи с невозможностью ввиду отсутствия целевых финансовых средств исполнить решение суда сразу после вступления его в законную силу, администрация <адрес> края известила министерство образования <адрес> о предоставлении указанных средств, на обращение был получен ответ о необходимости подать в суд заявление о предоставлении отсрочки исполнения. Следуя данным рекомендациям, административный истец обращался в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Судом была предоставлена отсрочка исполнения (до 1 ноября 2018 г., до 1 марта 2019 г., до 1 июля 2019 г.). В настоящее время Захаровой Л.С. жилое помещение предоставлено. Кроме того, умысла на несвоевременное неисполнение решения суда администрация <адрес> не имела. Также административный истец полагает, что взыскание с органа местного самоуправления исполнительского сбора нецелесообразно, т.к. данные денежные средства фактически переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы РФ. Просит суд признать постановление от 20 мая 2019 г. судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. о взыскании исполнительского сбора незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца Новикова А.К. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнив требованием постановление от 20 мая 2019 г. судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. о взыскании исполнительского сбора отменить.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Данилова Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.37 вышеуказанного Закона, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. 2. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор представляет собой денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1). Частью 2 предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся: непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство); предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. День прекращения действия указанных причин неисполнения рассматривается как начало течения срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, по истечении которого возможно взыскание исполнительского сбора.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением <адрес> городского суда <адрес> от 16 января 2018 г. на администрацию <адрес> края возложена обязанность предоставить З. Л.С. на территории <адрес> края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующее по общей площади норме предоставления.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. 24 января 2019 г. на основании выданного по вышеуказанному решению исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, в соответствии с которым должнику –администрации <адрес> края был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
20 мая 2019 г. ввиду неисполнения должником исполнительного документа, истечения срока, установленного для добровольного исполнения, а также в связи с не предоставлением должником доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, а также доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей.
Как установлено судом, ввиду отсутствия в муниципальной собственности жилого помещения для предоставления З. Л.С. и денежных средств для приобретения жилого помещения, администрация <адрес> края 07 марта 2018 г. обратилась в министерство образования <адрес> с просьбой о предоставлении бюджету городского округа <адрес> финансовых средств на приобретение жилых помещение для предоставления на условиях договора найма специализированного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения суда, в том числе З. Л.С.
На данное письмо был получен ответ министерства образования <адрес> о том, что средства, выделенные в 2018 г. на приобретение жилых помещений детям-сиротам по решениям суда, распределены в полном объёме, решается вопрос о выделении дополнительных средств, рекомендовано обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Следуя данным рекомендациям, административный истец трижды (24 апреля 2018 г., 04 декабря 2018 г., 04 марта 2019 г.) обращался в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем была предоставлена отсрочка исполнения судебного документа определениями суда: от 28 мая 2018 г. сроком до 01 ноября 2018 г., от 24 декабря 2018 г. сроком до 01 марта 2019 г., от 10 апреля 2019 г. сроком до 1 июля 2019 г.
06 марта 2019 г. в адрес МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> поступила копия определения суда от 24 января 2019 г. о предоставлении отсрочки исполнения решения <адрес> городского суда <адрес> от 16 января 2018 г., что подтверждается оттиском штемпеля МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> для входящей корреспонденции на сопроводительном письме.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, предоставление должнику отсрочки исполнения требований исполнительного документа, суд приходит к выводу, что административный истец, являясь должником по исполнительному производству, предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения исполнительного документа и своевременного уведомления об этом судебного пристава-исполнителя, в связи с чем вины административного истца и, следовательно, оснований для взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
Кроме того, после выделения из краевого бюджета субвенции на приобретение благоустроенных жилых помещений с целью дальнейшего предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам администрация <адрес> края на основании постановления от 11 июля 2019 г. № предоставила З. Л.С. жилое помещение, тем самым исполнив решение суда от 16 января 2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации <адрес> края к судебному приставу-исполнителю МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Постановление от 20 мая 2019 г. судебного пристава-исполнителя МОСП по ИИДНХ по <адрес> УФССП России по <адрес> Даниловой Е.А. о взыскании с администрации <адрес> края исполнительского сбора признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> краевой суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Бурдина
Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2019 г.