дело №2а-543/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2018 года город Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Лайпановой З.Х.,
при секретаре судебного заседания - Байчоровой Д.М.,
с участием:
прокурора - старшего помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Сакиевой А.А.,
представителя ответчика администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района - ФИО1, действующей на основании доверенности (номер обезличен) от (дата обезличена),
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики административное дело по административному исковому заявлению Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Джегутинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения и возложении обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения.
В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой установлено, что на территории Эльтаркачского сельского поселения отсутствует отрегламентированная деятельность по осуществлению муниципального земельного контроля за землями, расположенными в границах поселения. В соответствии с нормами статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Пунктом 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель в границах поселения. Вместе с тем, органы местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике согласно положениям п. 10 ч. 1. Закона Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 2003 года №61-рз «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» осуществляют муниципальный земельный контроль в соответствии с порядком, установленным Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Согласно п. 2.1 Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 марта 2016 года «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Карачаево-Черкесской Республики» муниципальный земельный контроль на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществляется в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских и городских поселений, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики, определяемые на основании установленного федеральным законом перечня вопросов местного значения и соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, которые могут заключаться между органами местного самоуправления муниципального района и поселений Карачаево-Черкесской Республики, входящих в состав этого муниципального района. При этом, согласно п. 2.4 настоящего Порядка к полномочиям органов муниципального земельного контроля наряду с другим относится: организация и осуществление муниципального земельного контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административного регламента осуществления муниципального земельного контроля. Кроме того, установлено, что исследуемые полномочия закреплены и на местном уровне. Так, решением Думы № 244-III от 10 мая 2017 года исполнительным органам местного самоуправления переданы ряд полномочий, в том числе, и полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля. Решением Совета Эльтаркачского сельского поселения № 13 от 01 июня 2017 года указанные полномочия приняты. Между тем, до настоящего времени меры, направленные на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального земельного контроля должностными лицами местной администрации не приняты, работа в указанном направлении не ведётся. Бездействие администрации Эльтаркачского сельского поселения, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления муниципального земельного контроля должностными лицами местной администрации нарушает интересы Российской Федерации, провозгласившей на законодательном уровне правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, подрывает авторитет органа местного самоуправления, создаёт условия для коррупционных проявлений. Недостаточность правового регулирования указанной сферы правоотношений свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей.
В судебном заседании старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Сакиева А.А., поддержав заявленные исковые требования и доводы, приведенные в их обоснование, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2, заявив об обоснованности заявленных прокурором требований, суду пояснила, что решением Совета Эльтаркачского сельского поселения № 56 от 24 июня 2014 года было утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения, однако, по протесту прокурора решением Совета Эльтаркачского сельского поселения № 39 от 19 апреля 2018 года вышеуказанное решение № 56 от 24 июня 2014 года было признано утратившим силу, вследствие чего на данный момент соответствующий нормативно-правовой акт отсутствует, но проект нового Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения уже разработан и передан в Усть-Джегутинскую межрайонную прокуратуру для соответствующей правовой экспертизы. Вместе с тем, отсутствие с 19 апреля 2018 года у административного ответчика соответствующего нормативного правового акта не свидетельствует о том, что администрацией Эльтаркачского сельского поселения не осуществляется муниципальный земельный контроль на территории сельского поселения, поскольку в 2017 году решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля были переданы Эльтаркачскому сельскому поселению, данные полномочия решением Эльтаркачского сельского Совета были приняты и администрацией Эльтаркачского сельского поселения полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории поселения реализуются в полном объеме. При этом, отсутствие соответствующего административного регламента или Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения не нарушает права, свободы либо законные интересы жителей аула Эльтаркач.
Выслушав стороны, исследовав и оценив в порядке статьи 84 КАС РФ доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Из содержания административного искового заявления, приложенных к нему материалов и объяснений представителей сторон судом установлено, что 10 мая 2017 года за № 244-III (л.д.7-8) в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Карачаево-Черкесской Республики от 09 ноября 2015 года № 76-рз «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике», от 06 мая 2016 года № 171-III «Об утверждении порядка заключения соглашений о передаче осуществления части своих полномочий между органами местного самоуправления Усть-Джегутинского муниципального района и городского, сельских поселений, входящих в его состав» и Уставом Усть-Джегутинского муниципального района Дума Усть-Джегутинского муниципального района приняла решение о том, что администрация Усть-Джегутинского муниципального района часть полномочий района, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, передала сельским поселениям, в том числе и Эльтаркачскому сельскому поселению, при этом, пунктом 4 указанного решения администрации Усть-Джегутинского муниципального района было поручено заключить с администрациями сельских поселений соглашения о передаче части полномочий Усть-Джегутинского муниципального района.
Из содержания административного искового заявления, приложенных к нему материалов и объяснений представителей сторон судом установлено, что 01 июня 2017 года за № 13 (л.д.9) в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 16 мая 2016 года № 171-III «Об утверждении порядка заключения соглашений о самоуправлении Усть-Джегутинского муниципального района и городского, сельских поселений, входящих в его состав», от 10 мая 2017 года № 224-III «О передаче сельским поселениям Усть-Джегутинского муниципального района части полномочий муниципального района» и Устава Эльтаркачского сельского поселения Совет Эльтаркачского сельского поселения принял решение о том, что администрация Эльтаркачского сельского поселения приняла часть полномочий Усть-Джегутинского муниципального района, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, при этом, в пункте 2 указанного решения главе администрации Эльтаркачского сельского поселения поручено подписать соглашение о принятии соответствующих полномочий.
Представителями сторон суду не представлено и в материалах административного дела отсутствует письменное соглашение о передаче и принятии полномочий, о необходимости заключения и подписания которого указано как в решении Думы Усть-Джегутинского муниципального района № 244-III от 10 мая 2017 года, так и в решении Совета Эльтаркаческого сельского поселения № 13 от 01 июня 2017 года.
Из представленных представителями сторон в ходе судебного заседания материалов судом установлено, что решением Совета Эльтаркачского сельского поселения № 56 от 24 июня 2014 года было утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения, которое действовало до принятия Советом Эльтаркачского сельского поселения решения № 39 от 19 апреля 2018 года, которым вышеуказанное решение № 56 от 24 июня 2014 года было признано утратившим силу.
Судом установлено, что решение № 39 от 19 апреля 2018 года Советом Эльтаркачского сельского поселения было принято как результат рассмотрения протеста заместителя Усть-Джегутинского межрайонного прокурора от 29 марта 2018 года, согласно которому указанным должностным лицом прокуратуры было заявлено требование об отмене решения Совета Эльтаркачского селського поселения № 56 от 24 июня 2014 года в виду того, что согласно части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» земельный контроль не отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что свидетельствует о принятии 24 июня 2014 года решения Совета Эльтаркачского сельского поселения № 56 «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения» за пределами компетенции представительного органа.
Таким образом, судом установлено, что на основании протеста должностного лица Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры от 29 марта 2018 года Советом Эльтаркачского сельского поселения 19 апреля 2018 года было признано утратившим силу решение № 56 от 24 июня 2014 года «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения», а следовательно, с 19 апреля 2018 года признано утратившим силу и приложение к данному решению, что есть непосредственно само Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения.
В связи с вышеизложенным Усть-Джегутинский межрайонный прокурор обратился в Усть-Джегутинский районный суд с рассматриваемым административным исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно нормам части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, при этом, в соответствии с нормами части 3 статьи 39 КАС РФ административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 125 КАС РФ.
В соответствии с нормами части 6 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 статьи 125 КАС РФ.
В соответствии с нормами пункта 4 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие именно права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
В соответствии с нормами пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, при этом, в соответствии с нормами части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1,2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Таким образом, с учетом правового содержания части 9 статьи 226 КАС РФ одним из юридически значимых обстоятельств по данной категории дел является: нарушены ли оспариваемым бездействием права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем, в содержании рассматриваемого административного искового заявления, поданного в интересах неопределенного круга лиц, указано, что бездействие администрации Эльтаркачского сельского поселения, выразившееся в непринятии нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления муниципального земельного контроля должностными лицами местной администрации нарушает интересы Российской Федерации, провозгласившей на законодательном уровне правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, подрывает авторитет органа местного самоуправления, создаёт условия для коррупционных проявлений; недостаточность правового регулирования указанной сферы правоотношений свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей.
В ходе судебного заседания, представив суду реестр граждан, имеющих трех и более детей, которым предоставлен земельный участок в собственность бесплатно по состоянию на 22 июня 2018 года, подписанный первым заместителем администрации Усть-Джегутинского муниципального района, а также постановление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора от 12 октября 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8,2 КоАП РФ, в отношении главы администрации Эльтаркачского сельского поселения ФИО3, старший помощник Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Сакиева А.А. заявила, что представленные документы свидетельствуют о том, что рассматриваемым бездействием администрации Эльтаркачского сельского поселения нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, то есть жителей аула Эльтаркач, в том числе, и многодетных семей, которые с 2012 года не получили в собственность земельные участки, на которые имеют право, поскольку администрацией поселения не осуществляется земельный контроль, не выявляются свободные земельные участки, не проводится постоянный мониторинг, а также нарушается право жителей аула на проживание в благополучных санитарно-эпидемиологических условиях.
Данную позицию прокурора и представленные в подтверждение указанной позиции в качестве доказательств вышеуказанные документы, с учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, изложенных выше, суд признает неубедительными и приходит к выводу о том, что исковой стороной не доказан факт того, что бездействием административного ответчика, выразившимся в непринятии нормативного правового акта, утверждающего порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения, нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Более того, нормами статьи 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеприведенных правовых норм ветви власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, в этой связи суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления, а полномочия суда ограничиваются проверкой нормативного акта в порядке нормоконтроля в соответствии с положениями Главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд не усматривает фактических и правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Усть-Джегутинского межрайонного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Эльтаркачского сельского поселения Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать и принять нормативный правовой акт, утверждающий порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Эльтаркачского сельского поселения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, на что потребуется срок не более 3 (трех) дней, последним (третьим) днем составления мотивированного решения суда является 25 июня 2018 года, в указанный день лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться с мотивированным решением суда в помещении Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской Республики и получить его копию, началом течения месячного срока апелляционного обжалования является 26 июня 2018 года.
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2018 года.
Мотивированное решение составлено на компьютере в единственном экземпляре 25 июня 2018 года.
Председательствующий- подпись
Решение на 25 июня 2018 года в законную силу не вступило.
Судья Усть-Джегутинского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики З.Х.Лайпанова