ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5443/2023 от 28.06.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-5443/2023

66RS0001-01-2023-004069-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга к Игнатовой Светлане Александровне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

установил:

ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Игнатовой С.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 258 руб., 2017 год – 23 руб., пени – 24,07 руб., на общую сумму 305,07 руб.

В обоснование требований указано, что Игнатова в спорный период являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате налога надлежащим образом не исполнена. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов административным истцом направлены требования , об уплате налога, пени. В добровольном порядке требования не исполнены, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным исковым заявлением.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам гл. 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на основании ч. 7 ст. 150 указанного Кодекса.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии со ст. 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае несвоевременной уплаты налога производится начисление пеней. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Кроме того, согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В силу п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом,

Из материалов дела следует, что в 2016, 2017 годах Игнатова являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 42,7 кв.м., дата регистрации права 19.01.2005.

На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга Игнатовой произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы, направлены налоговые уведомления от 12.10.2017 по сроку уплаты 01.12.2017, от 28.09.2020 по сроку уплаты 01.12.2020.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, на основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес Игнатовой направлены требования от 22.11.2018 , 29.10.2021 об уплате налога и пени, предоставлен срок для добровольного исполнения соответственно до 10.01.2019 и 07.12.2021.

Требования ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка № 4 Верх-Исетского судебного района г. Екатеринбурга, с заявлением о вынесении судебного приказа.

10.10.2022 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Игнатовой вышеуказанной недоимки по налогу, пени и государственной пошлины.

Определением мирового судьи от 24.11.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника Игнатовой.

22.05.2023 налоговая инспекция обратилась с настоящим административным иском в районный суд. В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Из материалов дела следует, что самое раннее требование было направлено в налогоплательщику 22.11.2018, сроком его исполнения является 10.01.2019. Учитывая, что сумма недоимки не превысила 3000 рублей, в силу абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для взыскания задолженности по налогу и пени истекал 10.07.2022. Однако заявление о вынесении судебного приказа административный истец направил 03.10.2022, мировым судьей судебный приказ вынесен 10.10.2022, который в последующем по заявлению должника 24.11.2022 отменен.

В суд с административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась 22.05.2023. Таким образом, административным истцом при обращении к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа пропущен срок на обращение в суд. Административным истцом при подаче административного искового заявления ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд не заявлено.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что у административного истца имелась реальная возможность обратиться в суд в установленные сроки, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, административным истцом не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления по требованию о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 258 руб. и пени – 22,75 руб.

Вместе с тем, с Игнатовой подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 23 руб. и пени – 1,32 руб. Доказательств, свидетельствующих об уплате данной задолженности либо взыскании в принудительном порядке, в материалы дела не представлено. Порядок и сроки направления налогового уведомления, требования об уплате налога, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, правильность исчисления размера налогов, пени, срок обращения в суд налоговым органом соблюден, в связи с чем, у административного ответчика имеется обязанность по уплате налога на имущество физически лиц за 2017 год в заявленном административным истцом размере.

В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга удовлетворить частично.

Взыскать с Игнатовой Светланы Александровны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 23 рубля, пени – 1 рубль 32 копейки, всего взыскать 24 рубля 32 копеек, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

В остальной части административные исковые требования инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга оставить без удовлетворения.

Разъяснить, что суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Председательствующий