Дело № 2а-544/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Черёмушкиной Т.В.,
с участием: представителя административного истца помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Змеиногорский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства об охране объектов культурного наследия, по результатам которой установлено, что на территории г. Змеиногорска расположены следующие объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не имеющие собственника: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения). Вышеназванные объекты культурного значения не имеют собственника, на учете в качестве бесхозяйных объектов не состоят. В ходе проверки установлено, что администрация г. Змеиногорска Змеиногорского района в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанных объектов культурного значения на учет как бесхозяйного имущества, не обращалась. С учетом выявленных нарушений, межрайонным прокурором главе администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района 18.06.2021 внесено представление с требованием об устранении нарушений действующего законодательства. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, администрацией г. Змеиногорска Змеиногорского района меры, направленные на постановку вышеперечисленных объектов культурного значения, расположенных на территории г. Змеиногорска на учет в уполномоченном органе, до настоящего времени не приняты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит признать незаконным бездействие администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не имеющих собственника, а именно: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения), возложить на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в порядке установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» указанных объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации не имеющих собственника.
Определением суда от 18.11.2021 к участию в деле в качестве заинтресованного лица привлечено Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (Алтайохранкультура).
Представитель административного истца помощник Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В. в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении исковых требований, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом.
Представитель заинтресованного лица Алтайохранкультуры в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, на основании п. 13 ст. 3, п. 31 ст. 38 устава муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края от 26.08.2010 администрация города Змеиногорска обеспечивает сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города. В ходе прокурорской проверки установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения), не имеют собственника, на учете в качестве бесхозяйных объектов не состоят. Администрация г. Змеиногорска не обращалась с заявлением о принятии объектов культурного наследия, находящихся на территории города Змеиногорска на учет как бесхозяйного имущества в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом нарушены положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Несоблюдение администрацией г. Змеиногорска установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, препятствует возможности распоряжения объектами культурного значения, а также в дальнейшем, определению собственника (пользователя) с возложением на него обязанностей по охране вышеуказанных объектов культурного наследия. В адрес администрации города Змеиногорска управлением направлено охранное обязательство и акт технического состояния объекта культурного наследия с перечнем работ по сохранению. Управление не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.
Исследовав материалы административного дела, представленные по делу доказательства, а также выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее - Порядок), принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка).
В соответствии с п. 9 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч.7 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 73-ФЗ) предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Согласно ст. 9.3 Закона закреплены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:
1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;
2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;
3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;
3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;
4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок установления на местности границ объекте землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления на местности границ объектов землеустройств утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 "Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства" (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объекта землеустройства.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон №218-ФЗ), единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форм: (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, граница муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В соответствии с ч.ч. 1-4 ст. 8 Закона № 218-ФЗ, в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков и дополнительные сведения об объекте недвижимости, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления.
При этом, в соответствии со ст.ст. 14 и 15 Закона № 218-ФЗ, предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и определены лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав. Основанием для проведения данного учета является заявление собственника земельного участка и межевой план.
Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка законодательства об охране объектов культурного наследия.
Из ответа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (далее – Алтайохранкультура) в адрес Змеиногорского межрайонного прокурора от 30.04.2021 следует, что на территории Змеиногорского района расположено 66 объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Факты установления границ зон охраны или их изменения в целях снижения площади охраняемой территории для последующего строительства капитальных объектов не освобожденной от охраны территории, а также факты нарушения установленного в охранных зонах особого режима использования земель и земельных участков ограничение хозяйственной деятельности и запрет строительства отсутствуют. Вопросы соблюдения правообладателями объектов культурного наследия требований законодательства по сохранению, содержанию и использованию в надлежащем состоянии зданий – памятников находятся на постоянном контроле управления.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории г. Змеиногорска расположены следующие объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не имеющие собственника: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения).
Указанные объекты культурного значения не имеют собственника, на учете в качестве бесхозяйных объектов не состоят. Администрация г. Змеиногорска Змеиногорского района в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанных объектов культурного значения на учет как бесхозяйного имущества, не обращалась.
Алтайохранкультура направила в адрес администрации города Змеиногорска ена указанные объекты охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом управления № 834 от 07.10.2020 и акт технического состояния объекта культурного наследия с перечнем работ по сохранению № 02-14/652 от 30.10.2020 на объект культурного наследия «Комплекс памятников Змеиногорского рудника – крупнейшего в XVIII в. в Сибири горно-заводского производства по добыче драгоценных металлов», XVIII-XIX вв. Управлением утверждены границы территории на 8 указанных объектов культурного наследия. Управление не обладает сведениями о кадастровых номерах земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия. Сведения из общедоступных источников (публичная кадастровая карта) представлены в таблице.
В ходе проверки установлено, что администрация г. Змеиногорска Змеиногорского района в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства в уполномоченный орган с заявлением о принятии вышеуказанных объектов культурного значения на учет как бесхозяйного имущества, не обращалась.
С целью устранения вышеуказанных нарушений 18.06.2021 в адрес главы администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края вынесено представление.
Из ответа администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края от 19.07.2021 на представление, указанное представление рассмотрено. Сообщено, что для принятия в собственность объектов культурного наследия, признания их в качестве бесхозяйных объектов, необходимо провести работы по постановке на кадастровый учет. На проведение данных работ в бюджете города Змеиногорска на 2021 год денежные средства не заложены. Оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в совершении данных нарушений не имеется.
Меры, направленные на постановку вышеперечисленных объектов культурного значения, расположенных на территории г. Змеиногорска на учет в уполномоченном органе, до настоящего времени не приняты.
Ответчиком выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.
Из ответа межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай от 16.12.2021 следует, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанных объектах недвижимого имущества.
Согласно ответа управления имущественных отношений Алтайского края, в реестре государственного имущества Алтайского края указанные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), расположенные в г. Змеиногорске Змеиногорского района Алтайского края, не значатся.
Согласно положениям ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Несоблюдение администрацией г. Змеиногорска установленного законом порядка принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет органа, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, препятствует возможности распоряжения объектами культурного значения, а также в дальнейшем, определению собственника (пользователя) с возложением на него обязанностей по охране вышеуказанных объектов культурного наследия.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В связи с вышеизложенным, административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Следует признать незаконным бездействие администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, не имеющих собственника, а именно: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения). Возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Алтайского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» указанных объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации не имеющих собственника.
Руководствуясь главами 15 и 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление по административному исковому заявлению Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным бездействие администрации г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края в виде непринятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, не имеющих собственника, а именно: Петровский рудник (штольня) (памятник регионального значения); валы от гидротехнического сооружения, возведенного ФИО1 (памятник регионального значения); вход в Екатерининскую шахту (памятник регионального значения); карьер /разнос/ (памятник регионального значения); крестительская штольня, сооруженная в 1753-1758 гг. (памятник регионального значения); остатки Змеевского сереброплавильного завода (памятник регионального значения); остатки чугунной дороги, построенной в 1809 г. ФИО2 (памятник регионального значения); плотина, построенная И.И. Ползуновым в 1753 г. (памятник регионального значения); штольня (памятник федерального значения); остатки древнего горно-металлургического производства, эпоха бронзы (памятник федерального значения).
Возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Алтайского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» указанных объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации не имеющих собственника.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.Ю. Сафронов
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2021.
Судья А.Ю. Сафронов