ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5466/2021 от 13.01.2022 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-979/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2022 г. Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Ежова Д.С.,

при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Минюста России по (адрес) к Автономной некоммерческой организации "Центр оценки квалификаций "Модус" о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Главное управление Минюста России по (адрес) обратилось в суд с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований указало следующее.

Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по (адрес) (далее - Главное управление) от (дата)№...-р зарегистрирована Автономная некоммерческая организация "Центр оценки квалификаций "Модус" (далее - Организация). Учетный №..., ОГРН №..., ИНН №...

Адрес (место нахождения) Организации: 603024, (адрес)А, (адрес).

Организация действует на основании устава, утвержденного решением единственного учредителя от (дата)№... (далее - устав).

Согласно пункту 1.3 устава, а также сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), единственным учредителем Организации является Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования».

Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: ФИО1.

В адрес Главного управления (дата)№... от Межрайонной ИФНС России №... по (адрес) поступила информация в отношении Автономной некоммерческой организации "Центр оценки квалификаций "Модус", согласно которой деятельность единственного участника/учредителя Организации (юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования») (дата) прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческой организацией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности, в частности, в виде ликвидации по заявлению уполномоченного органа или должностного лица, в том числе, в порядке пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано:

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" в качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность we устранения законным способом.

В соответствии со статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Согласно статье 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Согласно пункту 3.5 устава Организации учредитель осуществляет управление Организацией и контроль за деятельностью Организации.

Анализ поступивших в Главное управление сведений показал, что учредителем Организации является единственное юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования», деятельность которого (дата) прекращена в связи с исключением его из ЕГРЮЛ.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно полученным сведениям в Организации отсутствуют участники/учредители.

Вышеуказанное нарушение законодательства Российской Федерации образует грубое нарушение, поскольку влечет невозможность его устранения законным способом (невозможность управления Организацией, в том числе избрание единоличного исполнительного органа Организации, решение иных вопросов, входящих в исключительную компетенцию учредителя).

В силу пункта 1.1. статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом (территориальным органом Минюста России).

Согласно пунктам 66, 68 части 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25, функции по регистрации и контролю общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций осуществляет Главное управление Минюста России по Нижегородской области.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины. На данном основании Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему исковому заявлению.

Учитывая вышеизложенное, и руководствуясь статьями 262, 19 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 61, 123.24 - 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,:

1. Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию "Центр оценки квалификаций "Модус".

2. Исключить Автономную некоммерческую организацию "Центр оценки квалификаций "Модус" из Единого государственного реестра юридических лиц..

Административный истец - Главное управление Минюста России по (адрес) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в просительной части административного иска ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №... по (адрес) в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате и месте слушания дела.

Согласно ст. ст. 262, 263 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Из материалов дела следует и установлено судом, что на Распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по (адрес) (далее - Главное управление) от (дата)№...-р зарегистрирована Автономная некоммерческая организация "Центр оценки квалификаций "Модус" (далее - Организация). Учетный №..., ОГРН №..., ИНН №....

Адрес (место нахождения) Организации: 603024, (адрес)А, (адрес).

Организация действует на основании устава, утвержденного решением единственного учредителя от (дата)№... (далее - устав).

Согласно пункту 1.3 устава, а также сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), единственным учредителем Организации является Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования».

Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: ФИО1.

В адрес Главного управления (дата)№... от Межрайонной ИФНС России №... по (адрес) поступила информация в отношении Автономной некоммерческой организации "Центр оценки квалификаций "Модус", согласно которой деятельность единственного участника/учредителя Организации (юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования») (дата) прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Нарушение некоммерческой организацией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности, в частности, в виде ликвидации по заявлению уполномоченного органа или должностного лица, в том числе, в порядке пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано:

по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" в качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность we устранения законным способом.

В соответствии со статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Согласно статье 123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Согласно пункту 3.5 устава Организации учредитель осуществляет управление Организацией и контроль за деятельностью Организации.

Анализ поступивших в Главное управление сведений показал, что учредителем Организации является единственное юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования», деятельность которого 19.07.2021 прекращена в связи с исключением его из ЕГРЮЛ.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также согласно полученным сведениям в Организации отсутствуют участники/учредители.

Вышеуказанное нарушение законодательства Российской Федерации образует грубое нарушение, поскольку влечет невозможность его устранения законным способом (невозможность управления Организацией, в том числе избрание единоличного исполнительного органа Организации, решение иных вопросов, входящих в исключительную компетенцию учредителя).

В силу пункта 1.1. статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом (территориальным органом Минюста России).

Согласно пунктам 66, 68 части 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25, функции по регистрации и контролю общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций осуществляет Главное управление Минюста России по Нижегородской области.

Доказательств обратного, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу, что установленные выше обстоятельства не опровергнуты организацией и дают правовые основания для её ликвидации.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административные исковые требования Главного управления Минюста России по (адрес) к Автономной некоммерческой организации "Центр оценки квалификаций "Модус" о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц - удовлетворить.

1. Признать Автономную некоммерческую организацию "Центр оценки квалификаций "Модус" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

2. Исключить Автономную некоммерческую организацию "Центр оценки квалификаций "Модус" ОГРН №..., ИНН №... из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Автономной некоммерческой организации "Центр оценки квалификаций "Модус" в доход бюджета государственную пошлину в размере №... рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.С.Ежов