ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/16 от 02.02.2016 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 2а-546/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016г. Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:

председательствующего Бойковой А.И.,

при секретаре Рыжковой А.М.,

с участием прокурора Якимовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> о понуждении к созданию дополнительных мест в общеобразовательных учреждениях,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о понуждении к созданию дополнительных мест в общеобразовательных учреждениях.

В обоснование административного иска указано, что в соответствиями с требованиям Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений», в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводится только в первую смену.

Прокуратурой <адрес> проведена проверка законодательства об образовании, в части обеспечения администрацией МУ <адрес> доступа детей к школьному образованию, в ходе проведения которой установлено, что в большей части общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования <адрес> образовательный процесс проходит в две смены, т.е. с нарушениями требований Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

В ходе проверки установлено, что в большинстве школ города количество обучающихся учеников превышает проектную мощность образовательного учреждения. Так, при строительстве здания МАОУ МТЛ, расположенном по <адрес><адрес><адрес>, расчет классных кабинетов произведен на 1176 учеников, в сентябре 2015г. в указанном учебном заведении к занятиям преступило 1 336 детей, что на 160 детей больше проектной мощности школы. В МБОУ лицей «Технико-Экономический» в 2015-2016 учебном году набор детей на 536 человек превышает проектную мощность здания школы.

В ряде школ в настоящее время учится в 2-3 раза больше учеников, чем может быть допущено. Так, при проектной мощности МБОУ СОШ <адрес> в 400 учеников в настоящее время ее посещает 1 293 ученика, т.е. с превышением запланированного в 3 раза.

При проектной мощности МБОУ СОШ <адрес> в 300 учеников обучаются 927 учеников. В связи с переуплотненностью и нехваткой кабинетов в указанном учебном заведении организовано проведение занятий начальных классов вне школы, в специально оборудованных кабинетах в здании дома культуры <адрес>.

Проведенной проверкой установлено, что количество детей школьного возраста возрастает с каждым годом, в связи с чем необходимо принимать меры по увеличению мест в общеобразовательных учебных заведениях города. Однако, административным ответчиком-администрацией МО <адрес> меры по расширению сети общеобразовательных учреждений города не принимаются.

Практически во всех общеобразовательных учреждениях допускаются нарушения требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-96, согласно которым наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек, что нарушает права неопределенного круга лиц на обучение и воспитание в рамках основной общеобразовательной программы образования, снижает эффективность образовательного процесса.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО <адрес> по соблюдению требований ФЗ от 29.12.2015г. «Об образовании в РФ», а также требований СанПин ДД.ММ.ГГГГ-96 о предельной численности детей, обучающихся в одном классе и возложить на администрацию МО <адрес> обязанности по расширению сети общеобразовательных учреждений города согласно потребности для получения несовершеннолетними общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования.

Впоследствии, в ходе рассмотрения дела, административным истцом в порядке ст.46 КАС уточнен административный иск, в котором прокурор просит суд обязать администрацию МО <адрес> в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать перспективный план по расширению сети общеобразовательных учреждений города согласно потребности для получения несовершеннолетними общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования.

Представитель административного ответчика администрации МО <адрес> по доверенности ФИО4 административные исковые требования не признал и пояснил суду, что для строительства школ необходимо финансирование, кроме этого мероприятия по строительству должны быть согласованы с бюджетом, а он в свою очередь принят и утвержден Городской Думой. Для того, чтобы администрация МО <адрес> приняла на себя обязательство по строительству школ, должна быть уверенность в финансировании строительства. В настоящее время администрацией МО <адрес> принимаются мероприятия в рамках финансирования строительства школ, подготовлена документация по строительству школы в 13-м микрорайоне, предположительно это будет краевое софинансирование.

Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО5 пояснила, что к полномочиям муниципальных органов местного самоуправления относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного образования по основным образовательным программам. Основная часть общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования <адрес> работает в две смены. Однако, при этом нормы СанПиНДД.ММ.ГГГГ не нарушаются, так как обучение учащихся 1-х,5-х,9-х,10-х и 11-х классов происходит в первую смену. <адрес> является густонаселенным, постоянно строящимся и в плане социальной инфраструктуры уже не в состоянии удовлетворить запросы населения. На территории <адрес> находятся 38 общеобразовательных учреждений, в которых по состоянию на 20.09.2015г. обучается 29 730 человек (без учета учащихся вечерней школы - 184 человека). В соответствии с постановлением администрации МО <адрес> от 31.07.2015г. образована рабочая группа по рассмотрению и решению вопросов проектирования и организации строительства новых объектов общеобразовательных организаций, а также пристроек к основным зданиям общеобразовательных организаций, подведомственных управлению образования администрации МО <адрес>, которой разработан план по строительству новых объектов общеобразовательных организаций и пристроек к основным зданиям общеобразовательных организаций. Кроме этого в настоящее время подготовлен проект постановления администрации МО <адрес> «Об утверждении перспективного плана строительства образовательных учреждений (ввод дополнительных мест) на 2016-2015г.г.», в котором определены места и срок строительства образовательных учреждений. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч.2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии ч.1 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в РФ" В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Ч. 3 ст.5 указанного Закона закреплены гарантии общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

На основании п.1 ч.1 ст.9 Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Кроме этого, обязанность органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования на территории города установлена ст.15 ФЗ от 06.10.2003г. – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Как следует из материалов дела, административным истцом – прокурором <адрес> проведена проверка законодательства об образовании, в части обеспечения администрацией МО <адрес> доступа детей к школьному образованию.

В соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений» в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В ходе проведения проверки установлено, что в большей части общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования <адрес> образовательный процесс проходит в две смены.

Таким образом, происходит нарушение требований Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

Как установлено в судебном заседании и подтверждается добытыми доказательствами, в ряде школ в настоящее время учится в 2-3 раза больше учеников, чем может быть допущено.

Согласно письма администрации МО <адрес> от 28.11.2015г. в <адрес> всего 38 общеобразовательных учреждений, из которых 33 муниципальных, 3 частных, 2 государственных. В 2015-2016 учебном году контингент составил 29 730 (без учета вечерней школы – 184 уч.). В 2014-2015 учебном году-27 823 (без учета вечерней школы-276), 2013-2014 учебном году – 25 891 (без учета вечерней школы – 325). В ряде школ фактическое количество детей, посещающих школы превышает допущенное количество.

Так, в МАО гимназия при проектной мощности 1 100 чел., посещаемость по состоянию на 20.09.2015г. составляет 926 чел., в МАОУ МТЛ при проектной мощности 1 176 чел., посещаемость – 1 336 чел., в МБОУ СОШ 18 проектная мощность-330 чел., а фактическое количество учеников составляет 879, и.т.д. Отступления от норм выявлено в 32 школ <адрес>.

В связи с переуплотненностью и нехваткой кабинетов в некоторых учебных заведениях, проведение занятий начальных классов происходит вне школы.

Из пояснений представителя Управления образования администрации МО <адрес> по доверенности ФИО5 следует, что в настоящее время разрабатывается проект постановления администрации МО <адрес> «Об утверждении перспективного плана строительства образовательных учреждений (ввод дополнительных мест) на 2016-2015г.г.», в котором определены места и срок строительства образовательных учреждений.

Из письма и.о. начальника управления образования администрации МО <адрес> от 09.12.2015г. следует, что ежегодно, начиная с 2013года происходит увеличение количества учащихся на 1 000 – 1 500 человек, за счет увеличения рождаемости детей и миграции из Украины и других регионов России. За последние 15 лет строительство школ в <адрес> не осуществлялось.

При таких обстоятельствах суд считает, что выявленные нарушения свидетельствуют о бездействии администрации МО г.Новороссийск в части несоблюдения требований СанПиН ДД.ММ.ГГГГ о численности детей, обучающихся в одном классе.

На основании изложенного административный иск прокурора г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес> по несоблюдению требований Федерального закона от 29.12.2015г. «Об образовании в Российской Федерации», а также положений СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-96 в части несоблюдения требований о численности детей, обучающихся в одном классе.

Обязать администрацию муниципального образования г.Новороссийска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать перспективный план по расширению сети общеобразовательных учреждений города Новороссийска согласно потребности для получения несовершеннолетними общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Новороссийска в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: