ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/2016 от 08.04.2016 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2016 года г. Тула

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Л.А.,

при секретаре Залетовой К.А.,

с участием

представителя административного истца Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области, по доверенности Макаровой О.Н.,

административного ответчика Полуниной О.Е.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г.Тулы административное дело № 2а-546/16 по административному исковому заявлению Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области к Полуниной О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням,

установил:

Государственное Учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области обратилось с административным исковым заявлением к административному ответчику Полуниной О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням.

В обосновании своих требований административный истец ссылается на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», административный ответчик Полунина О.Е. является плательщиком страховых взносов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 года №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», с 15.09.2015 года вступил в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения их в действия.

В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пункт 3 части 3).

дата Управление ПФР обратилось в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени с Полуниной О.Е. в общей сумме - <...> рублей, а так же судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере - <...> рублей.

Исходя из субъективного состава, предмета спора и характера заявленных исковых требований, мировой судья пришел к выводу о том, что данные требования подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства и определением от дата прекратил производство по гражданскому делу * в соответствии с абз.2 ст.220 ГПК Российской Федерации на основании п.1 ч.1 ст. 134 ГПК Российской Федерации.

Административный ответчик Полунина О.Е.дата зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и обязана на основании ч.1 ст. 18, п.1 ч.2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1 ч.1 указанной статьи размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

1.) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу п 1.2 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пунктам 1 и 3 ч.2 ст. 12 ФЗ № 212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%, в ФФОМС - 5,1 %.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ календарным месяцем начала деятельности признается: для индивидуального предпринимателя - календарный месяц начала деятельности признается месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя; для адвоката - календарный месяц, в котором ему выдано удостоверение адвоката; для нотариуса, занимающегося частной практикой, - календарный месяц, в котором он наделен полномочиями нотариуса.

Частью 4.1 ст. 14 ФЗ №212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 16 №212-ФЗ).

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Согласно статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

дата Управлением в адрес административного ответчика направлено требование № * от дата об уплате недоимки по страховым взносам и пени. Срок исполнения требования истек дата, однако до настоящего времени сумма задолженности административным ответчиком не уплачена. Судебный приказ №* о взыскании с Полуниной О.Е. в пользу УПФ РФ в г. Туле страховых взносов и пени определением от дата был отменен.

Административный ответчик Полунина О.Е. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя с дата, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ №212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд обшей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

На основании вышеизложенного, просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи административного искового заявления. Взыскать с административного ответчика Полуниной О.Е. в пользу Управления задолженность в общей сумме <...> рублей за период дата, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии: <...> рублей (КБК *);на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии: <...> рублей (КБК *);на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: <...> рублей (КБК *);пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату страховой части пенсии: <...> рублей (КБК *); пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части пенсии: <...> рублей (КБК *); пени на обязательное медицинское страхование:пени на несвоевременно уплаченные страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования -<...> рублей (КБК *).

В судебном заседании представитель административного истца Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области, по доверенности Макарова О.Н., заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Просила суд восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок на подачу административного искового заявления, пояснив, что с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Полуниной О.Е. Управление обратилось к мировому судье судебного участка № *<...> района г. Тулы дата, что связано с отсутствием возможности по оплате государственной пошлины, для подачи указанного заявления.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.02.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов, составляют финансовую основу государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, направляются только по целевому назначению — на выплату пенсий и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждается ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, расходы по оплате госпошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа не являются целевыми для бюджета Пенсионного фонда. Управление на момент предъявления заявления о выдаче судебного приказа, как уполномоченный государством орган, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, на который возложена ответственность за взыскание задолженности по страховым взносам, не имело возможности оплатить государственную пошлину.

Как только средства на оплату госпошлины были доведены до территориального органа - УПФР в г. Туле, заявление о выдаче судебного приказа в отношении. Полуниной О.Е. было подано.

На основании вышеизложенного, просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок подачи административного искового заявления. Взыскать с административного ответчика Полуниной О.Е. в пользу Управления задолженность в общей сумме <...> рублей за период дата в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии: <...> рублей (КБК *);на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии: <...> рублей (КБК *);на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: <...> рублей (КБК *);пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату страховой части пенсии: <...> рублей (КБК *); пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части пенсии: <...> рублей (КБК *); пени на обязательное медицинское страхование:пени на несвоевременно уплаченные страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования -<...> рублей (КБК *).

В судебном заседании административный ответчик Полунина О.Е. заявленные требования административного истца не признала и просила суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснив, что дата с заявлением о регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя она обратилась в МРИ ФНС №10 по Тульской области.

дата в регистрации прекращения деятельности ей было отказано, в связи с отсутствием сведений о предоставлении отчетности в Пенсионный Фонд РФ.

При обращении в отдел Управления ПФР в г. Туле, осуществляющий взаимодействие с индивидуальными предпринимателями, она выяснила, что состоит на регистрационном учете в ПФР РФ, по категории работодатель и, что ею не представлена нулевая отчетность в ПФР за дата- дата на том основании, что Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года оснований, освобождающих плательщиков страховых взносов от обязанности по предоставлению расчетов в виду отсутствия деятельности, не предусмотрено. Также ей сообщили, что снятие с учета в качестве работодателя осуществляется только на основании письменного заявления определенной формы, которое ею не было подано с ПФР РФ.

Она была зарегистрирована в ПФР РФ, как страхователь - физическое лицо, производящее выплаты в пользу физических лиц, дата. Регистрацию она осуществила в связи с заключением трудового договора с работником. дата работник был уволен. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за дата были предоставлены дата, протокол №*. С дата по дата она осуществляла предпринимательскую деятельность самостоятельно, без осуществления выплат и иных вознаграждений физическим лицам. В дата она направляла письменное сообщение в ПФР РФ о том, что осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, без осуществления выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

На основании Федерального закона от 15.01.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» порядок регистрации и снятия с регистрационного учета устанавливается страховщиком. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета ПФР страхователей физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах ПФР, утвержден Постановлением Правления ПФ от 13.10.2008 года № 296п. Согласно п.26 данного Порядка снятие с регистрационного учета физических лиц - работодателей в территориальных органах ПФР осуществляется на основании заявления о снятии с регистрационного учета страхователя. Данный порядок вступил действие со 02.01.2009 года. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года, возлагает на неё обязанности по предоставлению «нулевых» расчетов. Данный закон вступил в действие с 01.01.2010 года. С дата по дата она осуществляла предпринимательскую деятельность самостоятельно, без осуществления выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ нормативно-правовые акты подлежат применению с момента их официального опубликования. В соответствии со ст. 4 ГК Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Поскольку вышеперечисленные нормативно-правовые акты вступили в силу уже после прекращения ею осуществления выплат и иных вознаграждений физическим лицам, исходя из конституционного правового смысла вышеназванных положений ст.15 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года подлежит применению только к отношениям возникшим после вступления данного закона в силу.

На основании вышеизложенного, её исключили из списка задолжников по представлению расчетов по форме РСВ-1 и сняли с регистрационного учета в ПФР РФ.

Регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена дата, при повторной подаче заявления в МРИ ФНС №10 по Тульской области. Первоначально, дата от МРИ ФНС №10 по Тульской области ею получен отказ в регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, на основании сведений ПФР о том, что она не была снята с учета в ПФР РФ, как страхователь - физическое лицо, производящее выплаты в пользу физических лиц и наличии задолженности по представлению расчетов по форме РСВ-1. Органами ПФР была применена норма закона, вступившего в законную силу после прекращения ею осуществления выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Задержка в регистрации прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произошла по причине применения нормативно-правовых актов к отношениям возникшим до вступления данного закона в силу. Начисление страховых взносов за период задержки регистрации прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и взыскание данной задолженности с неё считает неправомерным.

Просит отказать административному истцу в удовлетворении ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи данного административного иска в суд, поскольку последним не представлены доказательства уважительных причин пропуска срока.

Выслушав пояснения представителя административного истца Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области, по доверенности Макаровой О.Н., административного ответчика Полуниной О.Е., исследовав собранные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.5 ст.180 КАС Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Суд приходит к выводу о наличии оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований ввиду пропуска Государственным учреждением- Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области установленного законом срока подачи в суд административного иска о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

Как установлено судом, Полунина О.Е. имеет задолженность по страховым взносам и пени за дата.

Мотивируя свои требования, Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области указывает, что административный ответчик имеет задолженность по страховым взносам и пеням за дата в размере <...> рублей, поскольку Полунина О.Е. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и обязана была правильно исчислять и своевременно в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно уведомлению о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного Фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам, Полунина О.Е. как индивидуальный предприниматель, снята с учета дата

Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от дата за № * подтверждается, что административный ответчик Полунина О.Е. прекратила свою деятельность как индивидуальный предприниматель дата.

В соответствии с ч.2 ст.22 ФЗ №212-ФЗ от 24 июня 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч.3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требований (ч.5 ст.22 ФЗ №212-ФЗ).

За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляется пени (ч.3 ст.25 ФЗ №212-ФЗ).

дата Полуниной О.Е. было направлено требование за №*, об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере <...> рублей, которые административному ответчику необходимо было уплатить до дата.

На основании служебной записки от дата ГУ УПФР по г.Туле Тульской области произведен зачет сумм, излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере <...> рублей и <...> рублей.

Данное требование оставлено без исполнения.

дата Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области обратилось к мировому судье судебного участка №*<...> судебного района г.Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам и пени.

дата мировым судьей судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы был выдан судебный приказ № * о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам за дата и пени, начисленные за несоблюдение сроков платежей страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме <...> рублей.

дата определением мирового судьи судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы выданный судебный приказ № * о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам за дата и пени, начисленные за несоблюдение сроков платежей страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме <...> рублей, отменен.

дата Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области повторно обратилось к мировому судье судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы с исковым заявлением о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам за дата и пени, начисленные за несоблюдение сроков платежей страховых взносов.

дата мировой судья судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы своим определением гражданское дело о взыскании с Полуниной О.Е. страховых взносов и пени, начисленных за несоблюдение сроков платежей страховых взносов, передал для рассмотрения по подсудности мировому судье судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы.

Определением мирового судьи судебного участка № *<...> судебного района г. Тулы от дата прекращено производство по гражданскому делу Государственного учреждения -Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области о взыскании с Полуниной О.Е. страховых взносов и пени, начисленных за несоблюдение сроков платежей страховых взносов, поскольку данные требования подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства.

дата истец обратился в Привокзальный районный суд г.Тулы с административным исковым заявлением о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам и пени.

дата определением судьи Привокзального районного суда г. Тулы данное административное исковое заявление было оставлено без движения и административному истцу предоставлен срок до дата для исправления указанных в определении недостатков.

Определением судьи Привокзального районного суда г. Тулы от дата данное административное исковое заявление было возвращено административному истцу, в виду не устранения последним имеющихся в административном исковом заявлении недостатков.

С настоящим административным исковым заявлением ГУ УПФ РФ в г. Туле Тульской области обратилось в Привокзальный районный суд г. Тулы дата.

В силу п.2 ст. 14 ФЗ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь- индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 ФЗ № 212-ФЗ от 24 июня 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальный предприниматель является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Исходя из толкования ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ № 212-ФЗ от 24 июня 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальный предприниматель признается застрахованным на весь период страхования- с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.

Следовательно, при возникновении у физического лица статуса индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

В соответствии с п.8 ст.16 ФЗ №212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июня 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с ч.2 данной нормы заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 9 ст.21Закона установлено, что положения настоящей статьи применяются так же при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен.

Таким образом, орган контроля, ответственный за своевременное исполнение страхователями обязанности по уплате страховых взносов, вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки и пени по страховым взносам в течении шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате таких взносов. Обращение в суд за пределами данного срока возможно в случае его восстановления судом по ходатайству органа контроля.

Закон не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока исковой давности, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, при этом суд обязан по собственной инициативе проверить факт своевременного обращения государственного органа с иском данного характера.

Из представленных письменных материалов судом установлено, чтоадминистративный истец вправе был обратиться в суд с административным иском о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам и пени не позднее дата.

При рассмотрении дела установлено, что административный истец обратился впервые в суд с данным заявлениемк мировому судье судебного участка №*<...> судебного района г.Тулы дата, то есть, за пределами установленного законодательством шестимесячного срока для обращения в суд с таким заявлением. Также судом установлено, что административный истец до дата с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления не обращался.

Доводы представителя административного истца о том, что процессуальный срок для обращения в суд с данными требованиями пропущен по уважительной причине, а именно, в виду отсутствия денежных средств для оплаты государственной пошлины, являются необоснованными и несостоятельными.

Иных доказательств уважительности пропуска административным истцом срока на обращение в суд с требованием о взыскании с Полуниной О.Е. задолженности по страховым взносам и пени за дата, не представлено.

Оценив в совокупности доказательства, суд полагает правильным отказатьадминистративному истцу Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области в удовлетворении административного искак Полуниной О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, в связи с пропуском процессуального срока для обращения в суд с данным иском, и оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с таким административным иском, не находит.

В силу ч.1 ст.103Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Руководствуясь ст.ст. 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.ст.333.19, 333.20 НК Российской Федерации, суд полагает правильным взыскать с Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области государственную пошлину в размере <...> рублей в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области к Полуниной О.Е. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням, отказать.

Взыскать с Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Туле Тульской области государственную пошлину в размере <...> рублей в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 11 апреля 2016года.

Председательствующий Л.А. Щербакова