ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/2021 от 10.12.2021 Бородинского городского суда (Красноярский край)

24RS0060-01-2021-001116-35

административное дело № 2а-546/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2021 года г.Бородино

Бородинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Фоменко А.А.,

при секретаре Табакаевой О.А.,

с участием административного истца - помощника прокурора г.Бородино Красноярского края Михайлова А.Н.,

представителя административного ответчика Бородинского городского Совета депутатов ФИО1, действующей на основании доверенности от 08.11.2021,

заинтересованного лица ФИО2,

рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Бородино Красноярского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Бородинскому городскому Совету депутатов о признании незаконным бездействие Бородинского городского Совета депутатов по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленным Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязании Бородинский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец – прокурор г.Бородино Красноярского края обратился в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в Бородинский городской суд Красноярского края с административным иском, а в последствие с уточненным административным исковым заявлением к Бородинскому городскому Совету депутатов о признании незаконным бездействие Бородинского городского Совета депутатов по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленным Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязании Бородинский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 не позднее чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, по тем основаниям, что 29.06.2021 в Бородинский городской Совет депутатов из администрации Губернатора Красноярского края поступила информация о неисполнении депутатом Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 антикоррупционной обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 год. Сведений о том, что ФИО2 обращался с заявлением о невозможности предоставления вышеуказанных сведений по объективным причинам, не имеется.

Вопрос об освобождении от должности депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 рассматривался на десятой очередной сессии Бородинского городского Совета депутатов, 24.09.2021 Бородинским городским Советом депутатов решение о досрочном прекращении ФИО2 полномочий депутата не принято.

В результате не предоставления депутатом ФИО2 сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, нарушены положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с чем, полномочия данного лица подлежит досрочному прекращению. Решение Бородинского городского Совета депутатов от 24.09.2021 противоречит требованиям международного и национального законодательства о противодействии коррупции.

Просит суд признать незаконным бездействие Бородинского городского Совета депутатов по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязании Бородинский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 не позднее чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного истца помощник прокурора г.Бородино Михайлов А.Н. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Бородинского городского Совета депутатов ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании с требованиями не согласился, считает их не подлежащими удовлетворению.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктами 2 и 3 указом Президента РФ от 18.05.2009 №558 "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с настоящим Положением представляют граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлены иные порядок и формы представления указанных сведений.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 7.1).

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 7.2).

При выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд (часть 7.3).

В силу ч.11 ст.40 данного Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В силу п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела, решением от 17.09.2020 избирательной комиссии муниципального образования города Бородино Красноярского края по выборам депутатов Бородинского городского Совета депутатов шестого созыва по общетерриториальному избирательному округу ФИО2 зарегистрирован депутатом Бородинского городского Совета депутатов шестого созыва по общетерриториальному избирательному округу, в связи с чем, обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Председателю Бородинского городского Совета депутатов начальником управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений направлена информация от 23.06.2021 о неисполнении депутатом ФИО2 обязанности по предоставлению сведений имущественного характера за 2020 год.

Согласно протоколу десятой очередной сессии Бородинского городского Совета Депутатов от 24.09.2021, депутаты представительного органа проголосовали и не приняли решение о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2

Сведений о том, что Бородинский городской Совет депутатов в дальнейшем возвращался к обсуждению обозначенных аспектов, не имеется, и административным ответчиком не представлено.

Доказательств направления ФИО2 и получения Администрацией Губернатора Красноярского края сведений имущественного характера за 2020 год материалы дела не содержат и ФИО2 не представлены.

Анализ приведенных правовых положений закона и фактических обстоятельств дела позволяет суду сделать вывод о том, что ФИО2 как депутат Бородинского городского Совета депутатов, обладая особым статусом и выполняя определенные публичные муниципальные функции, обязан на основании вышеприведенных правовых положений представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, при этом в установленный законом срок свою обязанность по предоставлению справок о доходах и расходах не исполнил. С заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок ФИО2 в администрацию губернатора Красноярского края не обращался.

Исходя из того, что Бородинским городским Советом депутатов допущено нарушение упомянутых правопредписаний, ввиду непринятия решения по поступлении из администрации губернатора Красноярского края информации о нарушении депутатом ФИО2 антикоррупционной обязанности, данные обстоятельства в совокупности указывают на бездействие Бородинского городского Совета депутатов по рассмотрению вопроса о принятии мер ответственности за неисполнение антикоррупционного законодательства в виде прекращения полномочий депутата ФИО2

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 апреля 2020 года № 14-П и определениях от 17 июля 2018 года №1710-О, от 25 сентября 2014 года N1858-О, от 28 июня 2018 года N1480-О и от 29 января 2019 года N95-О, применение указанных процедур, в рамках которых решается вопрос, является ли выявленное нарушение обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера основанием для увольнения депутата в связи с утратой доверия, обеспечивается обоснованность соответствующих обращений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представительного органа местного самоуправления, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений.

Законоположение п.2 ч.1 ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» действует и подлежит применению с учетом, установленной для лиц, замещающих муниципальные должности, системы мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных исходя из особенностей правового статуса этих лиц, и не предполагает произвольного лишения статуса лица, замещающего муниципальную должность.

Оценивая представленные по делу доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, анализируя указанные нормы права, принимая во внимание, что предоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является императивной обязанностью депутата, которая ФИО2 в установленном законом порядке надлежащим образом не исполнена, а вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата отнесен к компетенции Бородинского городского Совета депутатов, решением которого к депутату ФИО2 не применены предусмотренные законом последствия в виде прекращения полномочий депутата, суд приходит к выводу о том, что не принятие решения по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов расценивается как бездействие не соответствующее требованиям закона в связи с чем, административные исковые требования прокурора г.Бородино Красноярского края подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования прокурора г.Бородино Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Бородинского городского Совета депутатов по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленным Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на Бородинский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Бородинского городского Совета депутатов ФИО2 не позднее чем через 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - судья А.А.Фоменко

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2021 года