ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-546/2021 от 22.12.2021 Шипуновского районного суда (Алтайский край)

22RS0064-01-2021-000871-26

№ 2а-546/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2021 года с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Зинковой Е.Г.,

при секретаре Анкудиновой М.В.,

с участием помощника прокурора Потресаевой В.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шипуновского района Алтайского края о признании действия незаконным и о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шипуновского района Алтайского края обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шипуновского района Алтайского края о признании действия незаконным и о возложении обязанности.

В обоснование своих требований указал, что при проведении прокуратурой Шипуновского района проверки по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Т. о нарушении прав жителей многоквартирного жилого <адрес> (далее МКД) на проведение капитального ремонта МКД установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> в <адрес> включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на ДД.ММ.ГГГГ».

Согласно данной программе по дому <адрес> запланировано проведение капитального ремонта по виду работ утепление фасада на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

На ДД.ММ.ГГГГ года собственниками многоквартирного жилого дома накоплено средств в фонд капитального ремонта с начала действия краевой программы в размере 542 143, 51 рублей, процент собираемости по дому составляет 92,55 %.

Согласно протоколу общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ определен вид работ утепление фасада МКД по <адрес>, определена предельная стоимость работ 2 181 753,50 рублей, утвержден минимальный размер ежемесячного взноса – 6 рублей 50 копеек за 1 м2. Общее количество собственников – 23, общее число участников голосования – 22.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками увеличен размер минимального взноса на капитальный ремонт МКД до 11 рублей 40 копеек, принято решение обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта с обращением об изменении срока проведения работ по утеплению фасада на 2021 год.

ДД.ММ.ГГГГ жильцы многоквартирного <адрес> в <адрес> обратились в администрацию Шипуновского района с заявлением о возможности переноса капитального ремонта в многоквартирном доме на более ранний срок – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан ответ о включении многоквартирного <адрес> в <адрес> в краткосрочный план на проведение работ по утеплению фасада на <адрес> год.

Согласно протоколу заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт по утеплению фасада в отношении МКД по адресу: <адрес> запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Шипуновского района срок проведения работ по капитальному ремонту по утеплению фасада по адресу: <адрес> перенесен на ДД.ММ.ГГГГ г.г. Решение о переносе периода проведения капитального утепление фасада указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.

Сроки неоднократно переносились по причине недостаточности денежных средств у муниципального образования Шипуновский район.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации Шипуновского района внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района определено, что перенос срока проведения капитального ремонта МКД по <адрес> в <адрес> обусловлено недостаточностью финансирования, согласованием решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ с Региональным оператором Фонда капитального ремонта и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

Таким образом, администрацией района срок проведения капитального ремонта поставлен в зависимость от наличия или отсутствия необходимых денежных средств. Вместе с тем, действующее законодательство не содержит среди критериев очередности проведения капитального ремонта в МКД достаточность денежных средств для его реализации.

Прокурор просит признать действия Администрации Шипуновского района по переносу срока проведения капитального ремонта по виду работ утепление фасада в отношении МКД по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ годы и обязать Администрацию Шипуновского района в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить данный дом в краткосрочный план реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на ДД.ММ.ГГГГ годы» по виду работ – утепление фасада на ДД.ММ.ГГГГ год.

В судебное заседание представитель административного ответчика ФИО1 с иском не согласился, пояснил, что требования прокурора необоснованны. Жилищной комиссией, проведя рассмотрение вопроса о переносе ремонта фасада, было произведено соотношение домов аналогичного периода построек, на <адрес> уже проводились ремонтные работы в виде ремонта кровли, ремонта инженерных коммуникаций, водопровод, отопление, это было в ДД.ММ.ГГГГ году. Для того, чтобы поменять фасад необходима определенная сумма, которая до ДД.ММ.ГГГГ года жильцами не будет собрана, соответственно, данный дом до ДД.ММ.ГГГГ года не возместит затраты на ремонт этого фасада. Спорный дом перенесен на ДД.ММ.ГГГГ годы, а не исключен из программы. В дальнейшем в нем будет проведен ремонт.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в МКД»», проведено ранжирование домов на дату проведения комиссии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, это <адрес> и <адрес>. Алтайская, 71 по всем критериям набирает 9,4. Указанные баллы складываются из того какие виды работ ранее проводились на данных объектах, год постройки, собираемость.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», были проведены ремонтные работы по адресу: <адрес>, а именно ремонт крыши площадью 1061 квадратный метр, стоимость работ составила 1 079 989 рублей, работы были проведены, закончены ДД.ММ.ГГГГ, так же инженерные системы теплоснабжения на сумму 80000 рублей на эту же дату, и ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения на эту же дату, на сумму 350000 рублей. По адресу <адрес> ремонтных работ не было вообще с момента постройки. На основании вышеизложенного Алтайская,71 набирает большее количество баллов.

Предельная стоимость работ по утеплению фасада в соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 4604 рубля 04 копейки. Согласно тех.паспорту <адрес>, дом размером 67 на 13 высотой и 7 метров, общая площадь фасада составляет 1125 метров, то есть предельная стоимость работ по утеплению фасада составляет на сегодняшний день 5 182 307 рублей 42 копейки. Предельная стоимость работ по утеплению фасада в соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ на дату проведения протокола от ДД.ММ.ГГГГ составляет 3925 рублей 92 копейки, то есть предельная стоимость на 2020 год по ремонту фасада составляла 4 419 015 рублей 55 копеек. Но точная стоимость определяется, когда потенциальный подрядчик делает сметную документацию.

На сегодняшний день собираемость по ФИО2 58 с квадратного метра составляет 11 рублей 40 копеек, чего недостаточно. Жители за месяц собрали 12810 рублей 18 копеек, умножив эту сумму на 22 года, которые еще будет действовать программа, получается 3 381 887 рублей 52 копеек плюс ту сумму, которую они собрали (593 341 рубль 67 копеек), и получается на 2043 год они соберут 3 975 000 рублей, тогда как на сегодняшний день на утепление фасада необходимо 5 182 307 рублей 42 копейки.

Представители третьих лиц РО Алтайского края "Фонд капитального ремонта МКД Алтайского края" и Министерста строительства и ЖКХ Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Согласно отзыву представителя Минстроя Алтайского края объем средств, который потребуется направить на выполнения работ, превышает объем средств фонда капитального ремонта, что является не допустимым.

Выслушав, помощника прокурора, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 2 Закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее закона Алтайского края № 37-ЗС) к полномочиям органов местного самоуправления относится создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В силу ст. 6 Закона Алтайского края № 37-ЗС Правительство Алтайского края утверждает краевую программу в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов, а также контроля своевременности проведения региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах. Краевой программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Краевая программа формируется на срок не более 30 лет.

В целях формирования краткосрочных планов реализации краевой программы и внесения в них изменений органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, на территориях которых расположены многоквартирные дома, направляют в уполномоченный орган по утвержденным им формам сведения о многоквартирных домах, подлежащих включению в краткосрочные планы реализации краевой программы, в порядке и сроки, установленные Правительством Алтайского края.

Таким образом, на администрацию Шипуновского района возложена обязанность по ежегодной актуализации краткосрочных планов реализации краевой программы и направлению реестров многоквартирных домов в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 № 37 –ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется исходя из следующих критериев: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативные сроки службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полнота поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы.

Согласно ч. 4 ст. 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Аналогичные нормы закреплены в ч. 3 ст. 6 Закона Алтайского края № 37-ЗС, при этом установлен исчерпывающий перечень случаев, когда не требуется решение общего собрания собственников МКД для изменения сроков проведения капитального ремонта:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторное оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный краевой программой, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном Правительством Алтайского края, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатого оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием такому оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в краевую программу изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов."

Судом установлено, что по краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на ДД.ММ.ГГГГ годы» по дому <адрес> запланировано проведение капитального ремонта по виду работ утепление фасада на период с ДД.ММ.ГГГГ годы.

На ДД.ММ.ГГГГ года собственниками многоквартирного жилого дома накоплено средств в фонд капитального ремонта с начала действия краевой программы в размере 542 143, 51 рублей, процент собираемости по дому составляет 92,55 %.

Согласно протоколу общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ определен вид работ утепление фасада МКД по <адрес>, определена предельная стоимость работ 2 181 753,50 рублей, утвержден минимальный размер ежемесячного взноса – 6 рублей 50 копеек за 1 м2. Общее количество собственников – 23, общее число участников голосования – 22.

ДД.ММ.ГГГГ собственниками увеличен размер минимального взноса на капитальный ремонт МКД до 11 рублей 40 копеек, принято решение обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта с обращением об изменении срока проведения работ по утеплению фасада на ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно протоколу заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт по утеплению фасада в отношении МКД по адресу: <адрес> запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам заседания комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Шипуновского района срок проведения работ по капитальному ремонту по утеплению фасада по адресу: <адрес> перенесен на 2023-2025 г.г.

Таким образом, доводы прокурора о принятии решения о переносе периода проведения капитального утепление фасада указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок без решения общего собрания собственников помещений дома нашли свое подтверждение.

Более того, собственники помещений этого дома неоднократно ставили вопрос о скорейшем проведении капитального ремонта в виде утепления фасада.

Вопреки доводам ответчика, по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в Региональную программу при ее актуализации изменений, предусматривающих, в том числе, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.

Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.

Довод представителя ответчика о недостаточности средств на выполнение данного вида ремонта, в данном случае, с учетом требований прокурора не могут служить основаниям для отказа в иске.

На основании изложенного, суд находит административное исковое заявление прокурора Шипуновского района к администрации Шипуновского района обоснованным и подлежащим удовлетворению полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.226,227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шипуновского района Алтайского края о признании действия незаконным и о возложении обязанности, удовлетворить.

Признать действия Администрации Шипуновского района по переносу срока проведения капитального ремонта по виду работ утепление фасада в отношении дома <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ годы.

Обязать Администрацию Шипуновского района включить <адрес><адрес> в краткосрочный план реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» по виду работ – утепление фасада на ДД.ММ.ГГГГ год в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.Г. Зинкова

Мотивированное решение изготовлено 13 января 2022 года