ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-5477/2022 от 04.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала, 04.10.2022

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.

при секретаре Мухтарове М.М.,

с участием представителя административного истца МВД по РД Тумалаева А.Н.,

административного ответчика Овлиягулыева Б.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МВД по РД к гражданину Туркменистан Овлиягулыеву ФИО8 о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по РД на срок 90 суток до исполнения решения МВД по РД о депортации,

УСТАНОВИЛ:

МВД по РД обратилось в суд с административным иском к гражданину Туркменистана Овлиягулыеву Б.Ч. продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан МВД по РД на срок 90 суток до исполнения решения о депортации.

В обоснование административного иска указано, что распоряжением ФСИН Минюста России от 16.12.2020 пребывание указанного иностранного лица на территории РФ признано нежелательным. 15.11.2021 МВД по РД принято решение о депортации ответчика. Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10.12.2021 ответчик помещен в Центр на срок 90 суток. Депортация административного ответчика произведена не была, в связи с чем административный истец просит продлить срок пребывания ответчика в центре временного содержания иностранных граждан до депортации.

В судебном заседании представитель административного истца МВД по РД Тумалаев А.Н. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Овлиягулыев Б.Ч. возражал против удовлетворения иска, указав на то, что граница с Туркменистаном в ближайшее время не откроется, просил разрешить самостоятельную депортацию.

Прокурор на рассмотрение дела не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 11 ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывая (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

Из распоряжения ФСИН Минюста России от 16.12.2020, вынесенного в отношении административного истца – гражданина Туркменистана Овлиягулыева Б.Ч., следует нежелательность его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации на срок 8 лет. 15.11.2021 МВД по РД принято решение о депортации указанного гражданина за пределы территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении административного ответчика вынесено, вступило в законную силу и является действующим решение о депортации.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 10.12.2021 административный ответчик помещён в ЦВСИГ МВД по РД на срок 90 суток.

В последующем срок пребывания административного ответчика в ЦВСИГ МВД по РД неоднократно продлевался.

Депортация иностранного гражданина производится в соответствии с положениями ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу ч. 9 указанной статьи иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации

Согласно ч. 9.4 указанной статьи, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

Как следует из материалов дела и объяснений сторон, в установленный срок решение о депортации исполнено не было, административный ответчик по настоящее время пребывает в ЦВСИГ МВД по РД.

В силу пункта 6 статьи 32.2 упомянутого ФЗ содержание иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 12 указанной статьи.

Продление срока пребывания иностранного гражданина в центре временного содержания иностранных граждан также производится судом.Как отмечал Конституционный Суд РФ в Определении от 25.09.2014 № 1830-О, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.

При этом Конституционный Суд РФ в базовом Постановлении от 17.02.1998 N 6-П указывает на то, что из ст. 22 Конституции РФ во взаимосвязи с её ст. 55 (части 2 и 3) следует, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и, по сути, является умалением данного права. Поэтому оспариваемое заявителем положение Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" о задержании на срок, необходимый для выдворения, не должно рассматриваться как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении лица без гражданства может затянуться в силу того, что ни одно государство не соглашается принять выдворяемое лицо. В противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению выполнения решения о выдворении превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции Российской Федерации.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.05.2017 года № 14-П, применительно к институту административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, как он урегулирован законодательством Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека неизменно констатировал, что помещение соответствующего лица в специальное учреждение в целях административного выдворения за пределы Российской Федерации подпадает под действие подпункта "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и потому должно соответствовать не только нормам национального законодательства, но и требованиям Конвенции; содержание лица под стражей в таком учреждении, чтобы его нельзя было считать произвольным лишением свободы, должно быть тесно связано с этими целями; место и условия содержания под стражей должны быть приемлемыми, а его продолжительность - хотя она зависит от конкретных обстоятельств, подверженных изменениям, и может быть значительной - не должна превышать срока, обоснованно необходимого для достижения преследуемой цели (постановления от 27.09.2011 по делу «Алим против России», от 05.06.2012 по делу «Шакуров против России», от 18.04.2013 по делу «Азимов против России», от 17.04.2014 по делу «Исмаилов против России» и другие).

Суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения административного дела, административный ответчик Овлиягулыев Б.Ч. находится в ЦВСИГ МВД по РД 9 месяцев, а в случае продления срока пребывания ещё на 90 суток, как то указывается в просительной части рассматриваемого административного иска, срок пребывания административного ответчика в ЦВСИГ МВД по РД составит 1 год.

При этом, из объяснений сторон следует, что в связи с отсутствием авиасообщения между Россией и Туркменистаном какой-либо эффективный механизм возвращения гражданина Туркменистана в данное государство, отсутствует, неоднократное продление срока пребывания административного ответчика в ЦВСИГ МВД по РД не привело к исполнению решения о депортации, какой-либо прогресс в проведении депортации административного ответчика отсутствует. С учётом длительности срока содержания нет оснований полагать, что дальнейшее продление данного срока приведёт к исполнению решения о депортации, в то время, как нахождение административного ответчика на свободе допускает возможность его самостоятельной депортации через территорию любого иного государства.

С учётом изложенного суд приходит к выводу о том, что дальнейшее продление срока пребывания административного ответчика в ЦВСИГ МВД по РД приведёт к несоразмерному ограничению прав административного ответчика, в связи с чем рассматриваемый административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска МВД по РД к гражданину Туркменистана Овлиягулыеву ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в помещении в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по РД на срок 90 суток до исполнения решения МВД по РД о депортации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 рабочих дней со дня вынесения.

Судья Т.Э. Чоракаев