Дело № 2а- 547 / 2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нелидово 28 ноября 2018 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе :
председательствующего судьи Новиковой С.А.,
при секретаре Лапенок Н.Г.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Голубева А.С.,
представителя административного ответчика - администрации Нелидовского района Тверской области – Васильевой А.А., действующей на основании доверенности ....... от 27 ноября 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Нелидовского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
у с т а н о в и л :
Нелидовский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нелидовского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
В обоснование своих требований указал, что Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Нелидовский район» Тверской области требований исполнения налогового законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в данной сфере, выразившиеся в следующем.
Согласно пп.2 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В соответствии с пп.2, 3 ст.34.2 Налогового кодекса Рф финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Нелидовского района до настоящего времени не принято мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, чем нарушены права заявителей-налогоплательщиков на обращение в администрацию Нелидовского района Тверской области по указанному вопросу.
Выявленные в ходе проведенной Нелидовской межрайонной прокуратурой проверки нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Нелидовского района Тверской области полномочий в сфере налогового законодательства, что требует принятия незамедлительных и исчерпывающих мер к их устранению и недопущению в дальнейшей деятельности.
Просил признать бездействие администрации Нелидовского района Тверской области, выразившееся в отсутствии разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, незаконным. Возложить на администрацию Нелидовского района Тверской области в срок до 1 января 2019 года разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
В судебном заседании помощник Нелидовского межрайонного прокурора Голубев А.С. доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал по вышеизложенным основаниям, просил удовлетворить предъявленные им требования и дополнил, что не возражает установить срок для исполнения решения суда – до 1 апреля 2019 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Нелидовского района Тверской области – Васильева А.А., требования Нелидовского межрайонного прокурора не признала и пояснила, что на сегодняшний день подобная муниципальная услуга в реестре муниципальных услуг Нелидовского района отсутствует. В настоящее время идёт преобразование в Нелидовский городской округ и, соответственно, будет создан новый реестр муниципальных услуг. Таким образом, необходимости в разработке и принятии указанного административного регламента в настоящее время не имеется. Кроме того, указанный прокуратурой срок, в течение которого они просят обязать районную администрацию исполнить решение суда, не является разумным, поскольку ст.13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает, что проект административного регламента должен быть размещён на сайте Администрации и в течение 30 дней с момента его опубликования в него могут вноситься изменения и дополнения. Таким образом, исполнить требования прокуратуры в указанный в исковом заявлении срок не представляется возможным. Указанный прокурором срок для исполнения обязанности – до 1 апреля 2019 года - считает разумным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела суд, приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении подтверждены представленными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
На основании п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Согласно ч.2, 3 ст.34.2 Налогового кодекса РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу пп.2, 3, 4 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления -деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований; заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме; административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии с п п.1, 4 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
При этом в соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что администрацией Нелидовского района в нарушение действующего законодательства не разработан и не утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Учитывая изложенное, суд приход к выводу, что бездействие администрации Нелидовского района Тверской области, выразившееся в отсутствии разработанного административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, нарушает права граждан - потребителей муниципальных услуг.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов.
В связи с указанным, заявленные Нелидовским межрайонным прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц требования к администрации Нелидовского района суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» федеральные органы исполнительной власти, органы государственных внебюджетных фондов, государственные корпорации, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, являющиеся разработчиками административных регламентов, размещают проекты административных регламентов на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п.5 Правил раскрытия Федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года №851 срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта, за исключением проекта федерального закона, срок общественного обсуждения которого составляет 15 календарных дней.
С учётом изложенного суд полагает разумным и достаточным установить срок для исполнения указанных требований – до 1 апреля 2019 года.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы…
Статья 104 КАС РФ предусматривает, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины… устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Нелидовского района Тверской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и о возложении обязанности разработать административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нелидовского района Тверской области, выразившееся в отсутствии разработанного и утвержденного административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Возложить на администрацию Нелидовского района Тверской области обязанность в срок до 1 апреля 2019 года разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 ноября 2018 года.
Председательствующий С.А. Новикова.