Дело № 2а-548/2017
Поступило 23.11.2017 года
В окончательной форме решение изготовлено 25 декабря 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2017 года г.Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.А.
с участием помощника прокурора Чулымского района Тилимович С.Ю.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чулымского района Новосибирской области в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства к администрации Чулымского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по определению видов, объектов и мест отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ, возложении обязанности по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией определить виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чулымского района Новосибирской области обратился в суд с административным иском в защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства к администрации Чулымского района, с учетом уточнения административных исковых требований просит признать незаконным бездействие администрации Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по определению видов, объектов и мест отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ. Обязать администрацию Чулымского района Новосибирской области по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией определить виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 5-8, 73, 247 т.1).
Пом. прокурора Чулымского района Тилимович С.Ю. в судебном заседании заявленные административные исковые требования и доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, что прокуратурой Чулымского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Чулымского района Новосибирской области уголовно- исполнительного законодательства. В ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение положений ст.ст. 25, 39 УИК РФ, ст.ст. 49, 50 УК РФ, ч. 3 ст. 19 Федерального Закона от 06.10.2001 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией муниципального образования Чулымского района Новосибирской области по согласованию с ФИО1 ФКУ УИИ ГУФСИН России по Новосибирской области не определены виды и объекты, места, на которых осужденные должны отбывать наказания в виде обязательных и исправительных работ. Органы местного самоуправления непосредственно ст. ст. 25, 39 УИК РФ, ст. ст. 49, 50 УК РФ наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации в сфере уголовного и уголовно- исполнительного законодательства по определению вида обязательных работ и объектов для их отбывания, места отбывания исправительных работ. При этом, статьями 2, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», именно органы местного самоуправления муниципальных районов определены, как органы, уполномоченные осуществлять вышеуказанные отдельные государственные полномочия. Осуществление администрацией Чулымского района указанных государственных полномочий, не требует каких – либо финансовых затрат. Прокуратурой Чулымского района 13.07.2017 и 25.10.2017 гг. на имя главы Чулымского района направлялись информации № в порядке ст. 9 Федерального Закона 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» о необходимости принятия мер по определению видов и объектов, мест отбытия обязательных и исправительных работ в соответствии с требованиями ст. 39 и 50 УИК РФ. 23.10.2017 года прокуратурой Чулымского района принесены протесты на незаконные правовые акты администрацией поселений Чулымского района Новосибирской области, которыми определены виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ, которые были удовлетворены. Однако, в последующем, по рекомендации администрации Чулымского района главами администрацией некоторых поселений в ноябре и декабре 2017 года повторно приняты такие правовые акты, на которые прокурором Чулымского района в настоящее время вновь принесены протесты. При этом, главой Чулымского района Новосибирской области в адрес прокурора Чулымского района направлены письма от 28.07.2017 года № и от 14.11.2017 гг. №, согласно которым администрация Чулымского района возражает против исполнения возложенных на нее федеральным законодательством вышеуказанных обязанностей. Бездействие администрации Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в неисполнении обязанности по определению видов и объектов, мест для отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ, нарушает интересы государства на безусловное исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает Федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного законодательства и задачи уголовно- исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания. Исходя из информаций органов местного самоуправления поселений Чулымского района, из их правовых актов, на которые прокурором принесены протесты, на территории Чулымского района имеются объекты для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, на которые возможно трудоустроить осужденных лиц. Просит признать незаконным бездействие администрации Чулымского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по определению видов, объектов и мест отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ. Обязать администрацию Чулымского района Новосибирской области по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией определить виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 252 т.1).
В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика - администрации Чулымского района ФИО3 с заявленными административными исковыми требованиями не согласился. В полном объеме поддержал доводы возражений, что административным истцом не представлено доказательств о наличии объектов на территории муниципального района для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ, на которые возможно трудоустроить осужденных лиц /должников/. В соответствии с федеральным законодательством (ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 УК РФ ч 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УИК РФ, ч. 2 ст. 32.13 КоАП РФ) места отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ и виды обязательных работ определяются органами местного самоуправления. При этом, законодатель не указывает уровень органов местного самоуправления имеющих право реализовывать указанные полномочия, в том числе, посредством принятия муниципальных правовых актов.
ФЗ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет реализацию органами местного самоуправления своей деятельности посредством: 1) осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и переданных в рамках межуровневых соглашений между органами местного самоуправления различных муниципальных образований (муниципальный район, городские и сельские поселения) полномочий (ст.ст. 14, 15,16, 16.2,17 ФЗ№ 131); 2) решения вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения (ч. 1 ст. 14.1, ч. 1 ст. 15.1, ч.ч. 1 и 1.1 ст. 16.1 ФЗ № 131), а также иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 1 ч 2 ст. 15 1 ч 2 ст. 16.1 ФЗ№ 131); 3) осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1, ст.ст. 19, 20 ФЗ № 131).
Раскрывая сущность осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, законодатель предусматривает несколько форм их реализации: 1.обязательное участие в осуществлении государственных полномочий, предусмотренных законодательством (ст. 19 ФЗ № 131). Такое участие в соответствии позицией Конституционного Суда РФ должно осуществляться в форме «обязанностей органов местного самоуправления по содействию в выполнении отдельных государственных функций» с адекватной компенсацией, либо в форме конкретных полномочий местного самоуправления; 2.добровольное участие в осуществлении государственных полномочий, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 14.1, ч. 2 ст. 15.1, ч. 2 ст. 16.1 ч 4 ст. 20 ФЗ № 131).
Для того, чтобы участие в осуществлении отдельных государственных полномочий было для органов местного самоуправления обязательным, необходимо соблюдение совокупности установленных ст. 19 ФЗ № 131 требований: 1. принятие нормативного правового акта соответствующего уровня в форме закона, содержащего: вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты; перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ч.ч. 2 и 6 ст. 19 Ф3№ 131); 2. предоставление местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов в целях финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (ч. 5 ст. 19 ФЗ № 131); 3. наличие и осуществление государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 21 ФЗ № 131).
Для добровольного участия органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий необходимо принятие представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий (ч. 4.1 ст. 20 ФЗ № 131).
Учитывая, что соответствующий федеральный закон не принят, а специальные требования, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, перечисленные в ст. 19 ФЗ № 131, в УК РФ, УИК РФ, КоАП РФ отсутствуют, не осуществляются государственный контроль и финансирование полномочий, положения ст. 19 ФЗ № 131, к рассматриваемым правоотношениям не применимы. В данном случае возможно говорить лишь о добровольном участии органов местного самоуправления в осуществлении отдельных государственных полномочий, предусмотренных законодательством, с соблюдением положений ч. 4.1 ст. 20 ФЗ № 131, либо о решении ими иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, такое участие органов местного самоуправления поселений напрямую предусмотрено ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № 131 и непосредственно ими реализовывалось до момента принесения прокурором Чулымского района протестов. Данная позиция наиболее соответствует положениям федерального законодательства, предусматривающего отбывание осужденными и должниками наказания именно по месту их жительства, т.е. по месту нахождения наименьшей административно-территориальной единицы публично-правового образования, в пределах которой обязанное лицо имеет возможность, с учётом регламентации времени, ежедневно добираться на работу и возвращаться с неё. Данная правовая позиция соответствует разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, правовой позиции Министерства юстиции Новосибирской области.
Просят признать администрацию Чулымского района ненадлежащим административным ответчиком по делу, в удовлетворении заявленных административным истцом требований к администрации Чулымского района отказать в полном объёме. (л.д. 27-36 т.1),
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации (пункт "о" статьи 71).
В соответствии с ч. 1 ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В силу ч. 1 ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Согласно ч. 1 ст. 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
В соответствии с ч. 1 - 3 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельным государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ, муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Чулымского района Новосибирской области в 2017 году проведена проверка соблюдения уголовно – исполнительного законодательства, по результатам которой установлено, что в нарушение приведенных положений законодательства, виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области были определены муниципальными нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления сельских поселений Чулымского района, а не администрацией Чулымского района. В связи с чем, прокурором было направлено главе администрации Чулымского района информационное письмо № от 13.07.2017 года (л.д. 13-14 т.1). И.о. главы Чулымского района в адрес прокурора Чулымского района направлен ответ № от 28.07.2017 года на вышеуказанную информацию прокурора, не согласившись с требованием прокурора, указали, что ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № предусматривает участие органов местного самоуправления поселений в определении видов обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ. (л.д. 15-17 т.1).
23.10.2017 года прокуратурой Чулымского района принесены протесты на незаконные распоряжения и постановления глав администрацией города Чулыма, Большеникольского, Воздвиженского, Базовского, Большеникольского, Куликовского, Кабинетного, Кокошинского, Каякского, Иткульского, Пеньковского, Осиновского, Серебрянского, Ужанихинского, Чикманского сельсоветов Чулымского района Новосибирской области, которыми определены виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ. (л.д.74 – 171 т.1), о чем главе Чулымского района прокурором направлена информация от 25.10.2017 года № (л.д. 18-20 т.1). Администрация Чулымского района, вновь не согласившись с позицией прокурора Чулымского района, направила в его адрес информацию № от 14.11.2017 года (л.д. 10-12 т.1).
Протесты прокурора от 23.10.2017 года удовлетворены (л.д. 74 -171 т.1). Однако, главами администрацией Воздвиженского, Базовского, Куликовского, Кабинетного, Кокошинского, Каякского, Иткульского, Пеньковского, Осиновского, Ужанихинского, Чикманского сельсоветов Чулымского района Новосибирской области в ноябре и декабре 2017 года повторно приняты распоряжения и постановления об определении видов обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ, на которые прокурором Чулымского района вновь принесены протесты (л.д. 188-217 т.1).
В ходе прокурорской проверки, в суде, также установлено, что представительными органами местного самоуправления поселений Чулымского района решения о реализации органами местного самоуправления указанных в ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 39 УПК РФ полномочий – не принимались (л.д. 172-185, 223-242 т.1).
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона, Российской Федерацией органам местного самоуправления переданы отдельные государственные полномочия в сфере уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации в сфере уголовного и уголовно- исполнительного законодательства, а именно, определять вид обязательных работ и объекты для их отбывания, места отбывания исправительных работ, осуществлено федеральными законами путем прямого указания в статьях 49 и 50 УК РФ и статьях 25 и 39 УИК РФ.
Статьей 19 ч. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов определены как органы, уполномоченные осуществлять отдельные государственные полномочия.
Понятия "муниципальный район" и "городской округ" даны в ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В ней прямо установлено, что органы местного самоуправления муниципального района и городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления сельского, либо городского поселения названным Федеральным законом не предусмотрено.
Следовательно, федеральный закон прямо определяет органы местного самоуправления, обязанные в силу закона выполнять переданные отдельные государственные полномочия, в том числе, определять по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией виды и объекты отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ - органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В связи с чем, доводы административного ответчика, что законом не определен уровень органов местного самоуправления, имеющих право реализовывать указанные полномочия, как и доводы административного ответчика о том, что указанные отдельные государственные полномочия должны осуществлять органы местного самоуправления поселений, суд находит несостоятельными.
Таким образом, в силу действующего законодательства, виды и объекты отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией должны определяться Администрацией Чулымского района. Администрация Чулымского района является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования – Чулымский район (л.д. 49-55 т.1), зарегистрирована в качестве юридического лица (л.д. 57-62 т.1).
Неисполнение администрацией Чулымского района обязанности по определению видов и объектов отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ нарушает интересы государства на исполнение вступивших в законную силу приговоров суда, лишает Федеральную службу исполнения наказаний возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия, нарушает цели уголовного законодательства и задачи уголовно- исполнительного законодательства, а также нарушает права осужденных на порядок, сроки и условия отбывания наказания.
В связи с чем, административное исковое заявление прокурора Чулымского района Новосибирской области подлежит удовлетворению. Бездействие администрации Чулымского района, выразившееся в непринятии мер по определению видов, объектов и мест отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ, следует признать незаконным. На администрацию Чулымского района следует возложить обязанность по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией определить виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация Чулымского района должна совершить вышеуказанные действия – в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным и достаточным для исполнения настоящего решения суда.
В суде установлено, что на территории муниципального Чулымского района имеются предприятия, учреждения и организации, на которые возможно трудоустроить осужденных лиц для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ. Это следует из информаций органов местного самоуправления поселений Чулымского района, из их правовых актов об определении таких объектов, на которые прокурором принесены протесты (л.д. 186, 187, 188-217, 74-171 т.1).
То обстоятельство, что положения федерального законодательства, которыми органам местного самоуправления переданы полномочия по определению вида обязательных работ и объектов, на которых они отбываются, а также мест отбывания осужденными исправительных работ, не содержат всех перечисленных в ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» условий, не является основанием для неисполнения требований федерального законодательства. В силу ч. 2 ст. 5 Устава муниципального образования Чулымского района, предусмотрено, что органы местного самоуправления Чулымского района вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами.
Иные доводы административного ответчика суд находит несостоятельными, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют юридического значения для принятия судебного акта по существу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чулымского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чулымского района, выразившееся в непринятии мер по определению видов, объектов и мест отбывания осужденными лицами наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Обязать администрацию Чулымского района по согласованию с уголовно- исполнительной инспекцией определить виды обязательных работ, объекты для отбывания наказания в виде обязательных работ и места отбывания наказания в виде исправительных работ на территории Чулымского района Новосибирской области, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского райсуда: О.А.Жданова