Дело № 2а-548/2020
24RS0007-01-2020-000631-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года с.Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Толстых М.М.
при секретаре Жигаловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Призывной комиссии Богучанского и <адрес>ов Красноярского края, Военному комиссариату Богучанского и <адрес>ов Красноярского края ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к административным ответчикам об оспаривании решения о призыве на военную службу.
В обоснование заявленного иска указал, что после получения основного общего образования (9 классов) он поступил в Аэрокосмический колледж ФГБОУВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева », в 2019 году окончил обучение по программе среднего профессионального образования, в этом же году поступил в ФГБОУ ВО « Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» для обучения по получении высшего образования по программе бакалавриата.
В 2019 году он обратился в призывную комиссию Богучанского и <адрес>ов Красноярского края с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, в связи с прохождением обучения очно в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» для получения высшего образования по программе бакалавриата, но получил отказ.
Полагает решение о призыве его на военную службу в период получения высшего образования не законным, поскольку законом ему предоставлено право на получение второй отсрочки от армии, так как он был зачислен в образовательную организацию для получения высшего образования непосредственно после получения среднего профессионального образования в Аэрокосмическом колледже ФГБОУВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева»,
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края».
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования, изложенные в административном иске поддержал, по указанным в нем основаниям.
Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», ФКУ «Военный комиссариат Богучанского и <адрес>ов», призывной комиссии Богучанского и <адрес>ов Красноярского края - военный комиссар Богучанского и <адрес>ов Красноярского края С, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что поскольку ФИО1 первая отсрочка была предоставлена в период обучения в образовательном учреждении среднего профессионального, а не общего образования, следовательно, право на повторную отсрочку от военной службы, он не имеет.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В частности, подлежат установлению, в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действующей на период принятия оспариваемого решения) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, который, по общему правилу, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона № 53-ФЗ).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ).
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии (пункт 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ).
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из решений, установленных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ, государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац 9).
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на воинский учет в военном комиссариате Богучанского и <адрес>ов Красноярского края.
В августе 2015 года после окончания 9 классов ФИО1 поступил в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева» Академический колледж по специальности "технология машиностроения".
Решением призывной комиссии <адрес> Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, ФИО1 в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением среднего профессионального образования.
По окончании колледжа ФИО1 выдан диплом о среднем профессиональном образовании по квалификации "Техник".
В августе 2019 года ФИО1 поступил в ГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» для получения высшего образования по программе бакалавриата.
Распоряжением Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№-рг «Об организации призыва граждан 1992-2001 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2019 года» на территории Красноярского края на период проведения призывной кампании осенью 2019 года созданы призывные комиссии, в том числе призывная комиссия <адрес>.
В октябре 2019 года ФИО1 обратился в призывную комиссию <адрес> Красноярского края с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»
Решением призывной комиссии <адрес> Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 призван на военную службу.
В соответствии с п.3 ст. 29 Закона №53-ФЗ призывная комиссия Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ протокол № вынесла решение об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве ФИО1 на военную службу.
Разрешая административное исковое заявление, суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона № 53-ФЗ на военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
В соответствии подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 2); в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац 3); в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования (абзац 5); в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац 7), программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета (абзац 8); программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными
Согласно абзацу десятому подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона №53-ФЗ предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев если:
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта (абзац 11);
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта (абзац 12);
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта (абзац 13).
Таким образом, в силу абзацев одиннадцатого и двенадцатого данного подпункта граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в период освоения образовательных программ среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования, могут повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и (или) отсрочкой от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета.
Возможность предоставления повторной отсрочки для получения высшего образования гражданам, которым первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена на основании абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, законом не предусмотрена.
В этой связи, приведенные административным истцом доводы для удовлетворения административных исковых требований, не основаны на нормах материального права.
Отмена решения о призыве ФИО1 на военную службу, как не реализованного в течение года, в данном случае правового значения не имеет, и не влияет на признания решения о призыве, незаконным.
При указанных обстоятельствах административные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Кроме того, административным ответчиком заявлено ходатайство о применении срока давности к требованиям административного истца.
Согласно п.7 ст. 28 Закона №53-ФЗ решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Истец с административным исковым заявлением об обжаловании решения призывной комиссии <адрес> обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
О том, что в отношении него вынесено решение о призыве на военную службу истцу стало известно, как он указывает в административном исковом заявлении, пояснил в судебном заседании - ДД.ММ.ГГГГ при прохождении медицинской комиссии во время проведения призывной кампании осенью 2019 года, что также подтверждается распиской в личном деле призывника об ознакомлении с решением призывной комиссии.
ФИО1 обращался с заявлением об отмене решения призывной комиссии <адрес> Красноярского края в октябре 2019года в ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», в декабре 2019 года в военную прокуратуру Красноярского края, штаб объединенного стратегического командования Центрального военного округа.
Согласно копии ответов ( от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно) ФИО1 были даны разъяснения об обоснованности отказа призывной комиссией <адрес> в предоставлении второй отсрочки от призыва на военную службу.
Срок для обжалования решения призывной комиссии <адрес> истек по истечении 3 месяцев со дня, когда ФИО1 достоверно стало известно о нарушении его прав и свобод, то есть с 07. 01.2020 года.
В Богучанский районный суд Красноярского края за защитой нарушенного права ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ согласно штампу входящей корреспонденции Богучанского районного суда Красноярского края, то есть за пределами установленного законом срока для обжалования.
Процессуальный срок для подачи административного искового заявления пропущен заявителем в связи с тем, что он обращался в ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», военную прокуратуру Красноярского края, штаб объединенного стратегического командования Центрального военного округа о незаконности решения призывной комиссии <адрес> Красноярского края.
При этом, административным истцом доказательств, с достоверностью подтверждающих невозможность обращения с исковым заявлением о признании указанного решения призывной комиссии <адрес> Красноярского края незаконным в установленный законом срок не представлено, судом не установлено. Доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока истцом суду не представлено, как и не представлено оснований для его восстановления.
Суд приходит к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд с указанными требованиями.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований к Призывной комиссии Богучанского и <адрес>ов Красноярского края, Военному комиссариату Богучанского и <адрес>ов Красноярского края ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Призывной комиссии Богучанского и <адрес>ов Красноярского края, Военному комиссариату Богучанского и <адрес>ов Красноярского края ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.М.Толстых
Мотивированное решение изготовлено 22.06.2020года
Решение не вступило в законную силу. Подлинник находится в деле №а-548/2020 Богучанского районного суда Красноярского края.
Копия верна
Судья М.М.Толстых
Секретарь О.Ю.Жигалова