ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/2022 от 11.03.2022 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело №2а-548/2022

73RS0013-01-2022-000891-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Еремеевой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» ФИО2, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, в обоснование указал, что с 06.09.2021 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области на обычных условиях отбывания наказания, является гражданином <данные изъяты>, в связи с чем защиту его прав и законных интересов осуществляют дипломатические представительства <данные изъяты>, в том числе Посольство и Генеральное Консульство. 07.10.2021 им в почтовый ящик ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области было положено письмо (обращение) в адрес Генерального консульства <данные изъяты> в г.Ростов-на-Дону. Однако, 08.10.2021 данное письмо было изъято из почтового ящика, поскольку оно было в закрытом виде (запечатано), возращено ему для оформления в открытом виде и передачи его сотрудникам ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области. Из справки за подписью начальника колонии ФИО2 следует, что адресат не попадает под перечень, указанный в ст.15 УИК РФ и письмо подлежит цензуре. Однако, начальник колонии не учел, что в силу прямого толкования закона, согласно ч.4 ст.15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Генеральное Консульство <данные изъяты> и Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации являются межгосударственными органами по защите прав и законных интересов граждан <данные изъяты> и прямо попадают под запрет цензуре в соответствии с ч.4 ст.15 УИК РФ. Таким образом, действия начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 по возвращению ему обращений в Генеральное Консульство и Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации и отказ от отправки обращений в закрытом виде без цензуры в данные адреса является незаконным, противоречащим нормам уголовно – исполнительного права и нарушающими его конституционные права в части охраны права на тайну переписки.

Просил признать действия начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 по отказу в отправке в закрытом виде обращений гражданина <данные изъяты>ФИО1 в адрес межгосударственных органов по защите прав граждан Посольство и Генеральное Консульство <данные изъяты> в Российской Федерации незаконными, нарушающими его конституционные права и обязать в дальнейшем не допускать подобных нарушений. В силу тяжелого материального положения отсутствия трудоустройства и источника дохода просил оплату государственной пошлины за подачу искового заявления отнести к процессуальным издержкам.

Судом по делу в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России.

Административный истец ФИО1, отбывающий наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, просил рассмотреть дело без его участия, в судебном заседании участвовать отказывается, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФСИН России ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Поступившее на регистрацию и отправку закрытое письмо от осужденного ФИО1, адресованное в Посольство <данные изъяты> в РФ г.Москва, было возвращено осужденному для переоформления, т.к. Посольство <данные изъяты> в РФ г. Москва не является органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В связи с тем, что данный адресат не попадает под перечень, указанный в ст.15 УИК РФ и данное письмо подлежит цензуре, следовательно, для отправки в Посольство <данные изъяты> в РФ г. Москва данное письмо должно быть оформлено осужденным в открытом виде и передано сотрудникам ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области для проверки и направления адресату. Кроме того, истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ст.219 КАС РФ. Просил отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенных в письменных возражениях. Согласно ч.4 ст.15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Генеральное Консульство <данные изъяты> и Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации не попадают под перечень, указанный в данной статье, следовательно, письмо ФИО1 подлежит цензуре, должно быть оформлено в открытом виде и передано сотрудникам ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области для проверки и направления адресату. Кроме того, истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ст.219 КАС РФ. Закрытое письмо было возвращено ФИО1 08.10.2021 за подписью начальника колонии, что подтверждается справкой. Просила отказать в удовлетворении административного иска.

Административный ответчик начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил возражения на административный иск, просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика УФСИН России по Ульяновской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации (ч. 1 и ч.2) решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2,3 ст.10 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.

В соответствии с ч.4 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу ч.1 ст.15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст.15 УИК РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, (ДАТА) г.р., отбывает наказание в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области с 06.09.2021 по настоящее время.

07.10.2021 ФИО1 в почтовый ящик ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области были положены два письма (обращения) в закрытом виде в адрес Генерального консульства <данные изъяты> в РФ в г.Ростов-на-Дону и Посольство <данные изъяты> в РФ г.Москва.

Согласно справкам от 08.10.2021 за подписью начальника ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 данные закрытые письма, изъятые 08.10.2021 из почтового ящика, находящегося на территории ФКУ ИК -10 ФСИН России по Ульяновской области, адресованные в Генеральное консульство <данные изъяты> в РФ в г.Ростов-на-Дону и Посольство <данные изъяты> в РФ г.Москва, были возвращены ФИО1 для переоформления, поскольку данные адресаты не попадают под перечень, указанный в ст.15 УИК РФ и письма подлежат цензуре, следовательно для отправки в Генеральное консульство <данные изъяты> в РФ в г.Ростов-на-Дону и Посольство <данные изъяты> в РФ г.Москва данные письма должны быть оформлены в открытом виде и переданы сотрудникам администрации ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области для проверки и направления адресату.

Представителями административного ответчика ФСИН России ФИО3, административного ответчика ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО4, административным ответчиком начальником ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ФИО2 заявлено о пропуске истцом срока обращения с административным исковым заявлением в суд, установленный ст.219 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений ч.5 ст.138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая, что осужденный ФИО1 опустил письма в почтовый ящик ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области 07.10.2021, на следующий день 08.10.2021 они были ему возвращены для переоформления, что подтверждается справками, выданными ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, и не отрицалось самим ФИО1 в административном иске, каких – либо возражений относительно пропуска срока от ФИО1 суду не поступило, при этом возражения административных ответчиков согласно расписке, имеющейся в материалах дела, ему были вручены 05.03.2022. Срок истек 09.01.2022, административный иск подписан ФИО1 15.02.2022, согласно штампу на конверте отправлен в адрес суда 16.02.2022, зарегистрирован 17.02.2022.

С учетом указанных обстоятельств, оснований считать, что ФИО1 пропустил срок по уважительной причине, не имеется.

Таким образом, пропуск заявителем установленного законом срока является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Согласно п.7 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, подлежит оплате госпошлина, для физических лиц-300 рублей.

ФИО1 осужден и содержится в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.

Согласно ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно справке, выданной бухгалтерией ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области, у осужденного ФИО1 по состоянию на 10.03.2022 на лицевом счете находятся денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Учитывая, что у ФИО1 на лицевом счете имеются денежные средства, суд считает возможным взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к начальнику федерального казенного учреждения «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» ФИО2, федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 18 марта 2022 года.

Судья С.В. Тудиярова