ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-548/2023 от 13.09.2023 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года г. Ясногорск Тульской области

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Ю.В.,

при секретаре Кулешовой З.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Ясногорского района Тульской области Баранова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-548/2023 по административному исковому заявлению прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Ясногорский район о понуждении создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно номенклатуры,

установил:

прокурор Ясногорского района Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц, к администрации МО Ясногорский район о понуждении ответчика создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно номенклатуры. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ясногорского района Тульской области проведена проверка исполнения администрацией МО Ясногорский район законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией МО Ясногорский район резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно не созданы, экстренное привлечение ресурсов невозможно.

Просит обязать администрацию МО Ясногорский район создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно номенклатуры, утвержденной Приложением № 2 к постановлению администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район».

Представитель административного истца помощник прокурора Ясногорского района Тульской области Баранов М.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО Ясногорский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещался своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, с учетом мнения представителя административного истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся помимо прочего участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон о гражданской обороне) гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона о гражданской обороне одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона о гражданской обороне, органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона о гражданской обороне органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, указанные резервы создаются органами местного самоуправления. Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Согласно п.п. 2, 5 постановления администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район» резерв создается заблаговременно с целью экстренного привлечения необходимых средств для первоочередного обеспечения пострадавшего населения. Создание, хранение и использование резерва осуществляется за счет средств администрации МО Ясногорский район.

В приложении к вышеуказанному постановлению приведена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ясногорского района во исполнение поручения прокуратуры Тульской области проведена проверка исполнения администрацией МО Ясногорский район законодательства о гражданской обороне.

По результатам проведенной проверки в адрес главы администрации муниципального образования Ясногорский район ДД.ММ.ГГГГ внесено представление , которым установлено, что в нарушение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией МО Ясногорский района резервы материальных ресурсов заблаговременно не созданы, экстренное привлечение ресурсов невозможно. Указанные нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Неприятие мер к устранению выявленных нарушений может поставить под угрозу жизнь и здоровье жителей Ясногорского района в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Прокуратура потребовала принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из письма администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление об устранении нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера рассмотрено администрацией МО Ясногорский район. В части наличия и создания в муниципальном образовании Ясногорский район резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрация МО Ясногорский район сообщает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 года № 379 «О накоплении хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств» запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны аварийно-спасательных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В соответствии с п. 6 вышеуказанного постановления Правительства РФ (в редакции постановления Правительства от 07 февраля 2017 года № 143) создание запасов осуществляется, в том числе органами местного самоуправления, для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Так, снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами обеспечивается в соответствии с Планом нормированного снабжения населения муниципального образования Ясногорский район. Контроль за подготовкой и введением нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами возложены на Правительство Тульской области, указания которого по этим вопросам являются обязательными для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, организаций и предприятий торговли и питания, независимо от форм собственности и ведомственной подчинённости. Медицинское обеспечение пострадавшего населения обеспечивается ГУЗ «Ясногорская районная больница». Запасы оборудования и запасных частей для ремонта систем газо-энерго- водоснабжения, водоотведения и канализации создаются обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями. Запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ созданы и поддерживаются в состоянии готовности к использованию по предназначению в соответствии с постановлением администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории муниципального образования Ясногорский район». Объем финансовых средств, необходимых для приобретения материальных ресурсов резерва, определяется при формировании бюджета на очередной финансовый год с учетом возможного изменения цен на них, а также расходов, связанных с размещением, хранением и восполнения резерва. Тем же постановлением утверждена номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации ЧС на территории муниципального образования Ясногорский район. Поставка запасов при необходимости будет производиться в соответствии с требования Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Также, постановлением администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Ясногорский район для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в 2022 году консолидированный резервный фонд для ликвидации аварийных чрезвычайных ситуаций составил руб., соответствует предъявляемым к нему требованиям. Кроме этого, в соответствии с постановлением администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Ясногорского района» в целях бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на объектах ЖКХ и оперативной ликвидации возникающих чрезвычайных и аварийных ситуаций, утверждена номенклатура и объемы запасов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства Ясногорского района. На 2022 год данный резерв составил руб., в 2023 году планируется финансирование на данные цели также в сумме руб.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения дела административным ответчиком не представлены доказательства наличия запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район, номенклатура и объемы запасов которых указаны в приложении к постановлению администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район», а, следовательно, указанные нарушения в сфере законодательства о гражданской обороне, в части защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, административным ответчиком не устранены.

Выводы административного ответчика, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ, о том что, мероприятия по ведению гражданской обороны в муниципальном образовании Ясногорский район (в части создания резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций) выполняются в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1988 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и с Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании Ясногорский район и другими нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, в том числе постановления администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения в материалах дела. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций заблаговременно не созданы, экстренное привлечение ресурсов невозможно.

Непринятие администрацией МО Ясногорский район мер направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Обстоятельств, которые бы по объективным, непреодолимым причинам, не зависящим от деятельности административного ответчика, препятствовали исполнению возложенной законом обязанности, судом не установлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Ясногорский район об обязании создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно номенклатуры, утвержденной Приложением к постановлению администрации МО Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории МО Ясногорский район», являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ясногорского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Ясногорский район создать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно номенклатуры, утвержденной Приложением к постановлению администрации муниципального образования Ясногорский район от ДД.ММ.ГГГГ «О создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера на территории муниципального образования Ясногорский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ясногорский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Ю.В. Филиппова