ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-549/20 от 04.08.2020 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-549/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Володарск 04 августа 2020 года

Володарский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Моисеева С.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатова С.С.,

при помощнике судьи Таракберовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коломис Евгения Юрьевича к Избирательной комиссии муниципального образования Золинского сельсовета Володарского района Нижегородской области о признании незаконными решения об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы местного самоуправления, регистрации в качестве кандидата на должность главы местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Коломис Евгений Юрьевич обратился в суд с административным иском, мотивировав тем, что он ДД.ММ.ГГГГ подал документы в Избирательную комиссию (далее ИК) на участие в выборах Главы местного самоуправления Золинского сельсовета Володарского муниципального района, которые назначены на 13.09.2020г, что подтверждается Подтверждением получением документов, представленных при самовыдвижении. В этот же день он получил на руки формы подписных листов для сбора подписей.

Указал, что ДД.ММ.ГГГГ он предоставил собранные подписи в количестве 122 шт., при сдаче подписных листов никаких замечаний со стороны председателя ИК Бобровой О.К. не поступило. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> председатель ИК позвонила административному истцу по телефону и в устной форме сообщила, что ему отказано в регистрации, так как в подписных листах в графе: «Фамилия Имя отчество» были указаны Фамилии и инициалы подписантов.

Считает действия ИК незаконными, т.к. нарушены требования п. 20 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) где указано, что Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата. Срок такой проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более 10 дней. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата о результатах проверки, а также п. 4 статьи 28 Закона Нижегородской области № 109-3 от 06.09.2007 где указано, что Избирательная комиссия выдает кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.

Полагает, что ИК нарушила сроки рассмотрения более 10 дней, не уведомила административного истца о выявленных нарушениях за три дня до вынесения решения о регистрации, не выдала документ в подтверждение приема подписных листов.

Указал, что ДД.ММ.ГГГГ был последним днем предоставления документов, в связи с чем он утратил возможность быть зарегистрированным в качестве кандидата на должность главы местного самоуправления Золинского сельсовета.

Административный истец просит суд отменить решение ИК об отказе ему в регистрации в качестве кандидата и обязать ИК допустить его к выборам с имеющимися подписными листами.

Административный истец Коломис Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, также указал, что если бы избирательная комиссия в соответствии с законом за три дня до принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата известила его о допущенных нарушениях, он бы нашел законные способы для устранения указанных нарушений, либо выдвинул свою кандидатуру и собрал подписи в свою поддержку заново.

Административный ответчик в лице председателя избирательной комиссии муниципального образования Золинский сельсовет Бобровой О.К. заявленные требования не признала, указав, что решением избирательной комиссии в связи с нарушениями в оформлении подписных листов отказано в регистрации кандидата Коломис Е.Ю. на должность главы местного самоуправления.

Заинтересованное лицо в лице председателя Территориальной избирательной комиссии Володарского района Нижегородской области Мастрюков М.А. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления, пояснил, что допущенные избирательной комиссией муниципального образования сельского поселения Золинский сельсовет нарушения не могут повлечь признания решения об отказе в регистрации Коломис Е.Ю. в качестве кандидата, незаконным.

Заслушав стороны, старшего помощника прокурора Игнатова С.С., полагавшего заявленные требования не подлежащие удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 10 той же правовой нормы предусмотрено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ч. 1 ст. 240 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Положениями ч. 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

На территории Нижегородской области гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов глав муниципальных образований, порядок назначения, подготовки, проведения этих выборов устанавливаются указанным выше Федеральным законом, а также Законом Нижегородской области от 06.09.2007 г. № 109-3 "О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области".

Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов.

Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 9 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З (ред. от 30.10.2019) «О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З) согласно которым днем голосования на выборах является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий глав муниципальных образований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на 13 сентября 2020 года решением Сельского совета Золинского сельсовета Володарского муниципального района Нижегородской области № 333 от 22.06.2020 «О назначении выборов главы местного самоуправления Золинского сельсовета и депутатов сельского совета» назначены выборы главы местного самоуправления Золинского сельсовета.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец Коломис Е.Ю. собрав необходимый пакет документов, подал в избирательную комиссию муниципального образования Золинский сельсовет в порядке самовыдвижения, заявление о согласии баллотироваться на должность главы местного самоуправления Золинского сельсовета Володарского района. В этот же день административный истец получил формы подписных листов для сбора подписей в поддержку своего выдвижения на должность главы местного самоуправления Золинского сельсовета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, среди прочего, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

В поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата (за исключением кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) собираются подписи избирателей (ч.1 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З).

Подписи избирателей могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата (ч.2 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З).

Правила оформления подписных листов, а также требования об обязательных данных избирателей, подлежащих внесению в подписные листы, определены ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, в соответствии с ч.11 которой избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Из формы подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы местного самоуправления Золинского сельсовета, являющегося приложением 1 к Закону Нижегородской области от 06.09.2007 N 109‑З также следует, что в подписном листе должны быть указаны фамилия, имя, отчество избирателя.

Кроме того, согласно ч.10 и ч.11 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно пункту 6.1 и подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1); недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (пп. "и" п. 6.4).

При этом, согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичные положения предусмотрены статьями 27, 28 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 109-3 "О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области".

В соответствии пп. "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Аналогичное основание предусмотрено пунктом 7 части 24 статьи 28 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Коломис Е.Ю. в избирательную комиссию муниципального образования Золинский сельсовет представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата в количестве 122 штук.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного десятидневного срока избирательной комиссией проведена проверка представленных кандидатом подписных листов. По итогам проверки рабочей группой недействительными были признаны все 122 подписи.

В результате проверки, в том числе судом, подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Коломис Е.Ю. установлено, что часть сведений об избирателях имеет сокращения. В частности, на всех подписных листах в сведениях об избирателях, поставивших свои подписи имеются сокращения в написании имени и отчества избирателей, что препятствует идентификации избирателей и проверке достоверности внесенных об избирателях сведений.

Согласно пункту 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Частью 9 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в пункте 4 части 1 статьи 3 настоящего Закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.

Таким образом, вышеназванные нормы федерального и регионального законодательства четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает. Таким образом, возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об избирателе, которые должны содержаться в подписных листах, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, все 122 подписи избирателей, чьи имена и отчества указаны в сокращении подлежат признанию недействительными по подпункту "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и соответственно по пункту 4 части 12 ст. 28 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109‑З.

Также судом установлено, что каждый подписной лист представленный административным истцом в избирательную комиссию в нарушение ч.11 ст. 27 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109-З не заверен подписью кандидата, отсутствует дата внесения такой подписи, что является самостоятельным основанием, для признания всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными по подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и соответственно по пункту 8 части 12 ст. 28 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109‑З.

Признание всех представленных в избирательную комиссию подписей недействительными в соответствии с п.п. «д» ч.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидата, при этом суд учитывает, что признание рабочей группой избирательной комиссии всех представленных подписей недействительными и принятие избирательной комиссией решения об отказе в регистрации Коломис Е.Ю. кандидатом на должность главы местного самоуправлению, по иному основанию, а именно по подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и соответственно по пункту 3 части 12 ст. 28 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 109‑З не является основанием для признания отказа в регистрации кандидата незаконным.

Не влекут признание отказа в регистрации Коломис Е.Ю. кандидатом на должность главы местного самоуправления незаконным доводы административного истца о нарушениях, допущенных избирательной комиссией при проверке подписных листов и извещении о результатах такой проверки административного истца в установленный законом срок и как следствие то, что Коломис Е.Ю. не была предоставлена возможность устранить недостатки в подписных листах, как не основанные на нормах закона, поскольку согласно положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и части 5 статьи 49 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей и в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, представленные в избирательную комиссию для уведомления регистрации кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Доводы административного истца о том, что в случае принятия избирательной комиссией решения об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в установленный законом десятидневный срок, с момента представления подписных листов, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, и извещении его о наличии недостатков в подписных листах за три дня до указанной даты, у него была бы возможность, заново подать в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться на должность главы местного самоуправления Золинского сельсовета Володарского района с приложением всех необходимых документов, в том числе с приложением новых подписных листов с необходимым количеством подписей для регистрации его в качестве кандидата, основаны на предположениях административного истца, и объективно ничем не подтверждены.

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Коломис Евгения Юрьевича к Избирательной комиссии муниципального образования Золинского сельсовета Володарского района Нижегородской области о признании незаконными решения об отказе в регистрации в качестве кандидата на должность главы местного самоуправления, регистрации в качестве кандидата на должность главы местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня вынесения в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд Нижегородской области.

Судья С.Ю. Моисеев

Резолютивная часть объявлена 04 августа 2020 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2020 года