ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-549/2021 от 05.10.2021 Суворовского районного суда (Тульская область)

УИД 71RS0019-01-2021-001318-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 октября 2021 г. г.Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Стукалова А.В.,

при секретаре Алексеевой Л.А.,

с участием старшего помощника прокурора Суворовского района Тульской области Колягиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-549/2021 по заявлению прокурора Суворовского района Тульской области, в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» о признании незаконным бездействия в неисполнении обязанности по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведений об изменении статуса исполнения контрактов, обязании устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

установил:

прокурор Суворовского района Тульской области обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, обосновав его тем, что в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выявлен факт нарушения принципов открытости и прозрачности информации, размещаемой в Единой информационной системе, в части актуализации сведений об исполненных контрактах МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова». Указал, что 21.07.2021 по данному факту прокуратурой района в адрес административного ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, но меры к актуализации сведений об исполненных контрактах не приняты, что противоречит требованиям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просил признать бездействие МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» незаконным и обязать направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведения об изменении статуса исполнения контрактов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Суворовского района Тульской области Колягина С.В. поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении, адресованном суду, представитель административного ответчика в лице директора Жариковой Е.А. не возражала против удовлетворения требований административного истца, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом - графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п.п.4, 7 ч.1 ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся особенностей исполнения контрактов и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

На основании п.5 ч.3 ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, единая информационная система содержит, в том числе, информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов.

В силу ч.5 ст.4 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, информация содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.4 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок», официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе.

Согласно ст.6 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На основании ст.7 Федерального закона №44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в ч1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно ч.1 ст.94 Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом №44-ФЗ, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

В соответствии с п.п.10, 13 ч.2 ст.103 Федерального закона №44-ФЗ открытость и прозрачность информации, указанной в ч.1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

В реестр контрактов включаются следующие документы и информация:

10) информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций);

13) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

Согласно ч.3 указанной статьи, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пп.1-7, 9, 12, 14 ч.2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пп.8, 10, 11, 13 ч.2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

В силу ч.6 ст.3 Федерального закона №44-ФЗ, порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с п.п. 6, 7, 11 Правил ведения реестров контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084, ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путем формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными п.7 ст.3 Федерального закона, в соответствии с данными Правилами. Ведение реестра контрактов осуществляется в электронном виде. Информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов направляются заказчиком в электронном виде и подписываются электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом, лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

В соответствии с п.12 указанных Правил, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л», «н» и «п» п.2 настоящих Правил.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Суворовского района проведен анализ размещенной в Единой информационной системе информации о статусе заключенных контрактов, в ходе которого установлено, что у МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» имеются записи о 16 контрактах со статусом «Исполнение» - со сроком исполнения, который на момент проверки истек: контракт №0366200035615004636-0086471-01 от 12.10.2015 на поставку ноутбуков на сумму 21752 руб.; срок исполнения по контракту 31.12.2015, контракт исполнен; контракт №149964046126 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 13200 руб., срок исполнения контракта 31.01.2018, контракт исполнен; контракт №58 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 29700 руб., срок исполнения контракта 31.01.2018, контракт исполнен; контракт №0866300018117000005-0086471-02 от 24.04.2017 на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории на сумму 2160 руб., срок исполнения контракта 30.06.2017, контракт исполнен; контракт №5 от 25.02.2016 на услуги водоснабжения на сумму 72300руб., срок исполнения контракта 31.01.2017, контракт исполнен; контракт №0866300018160000114 от 22.06.2016 на поставку лимонов свежих, апельсинов свежих, бананов свежих на сумму 6335,62 руб., срок исполнения контракта 30.06.2016, контракт исполнен; контракт №0866300018116000343-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку жиров и масел животного прочие и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но не подвергнутые химической модификации на сумму 27742,50 руб., срок исполнения контракта 22.12.2016, контракт исполнен; контракт №0866300018116000342-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мандаринов, включая танжерины, клементины и аналогичные гибриды цитрусовых культур на сумму 13182,80 руб., срок исполнения контракта 22.12.2017, контракт исполнен; контракт №0866300018116000346-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мяса кур, в том числе цыплят на сумму 16086 руб., срок исполнения контракта 22.12.2017, контракт исполнен; контракт №6000100 от 13.03.2017 на поставку электроэнергии на сумму 709344 руб., срок исполнения контракта 31.01.2018, контракт исполнен; контракт №0866300018117000008-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку консервов рубленых мясных на сумму 4668,90 руб., срок исполнения контракта 21.04.2017, контракт исполнен; контракт №0866300018117000007-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку масла сливочного на сумму 15085 руб., срок исполнения контракта 21.04.2017, контракт исполнен; контракт №0866300018117000014-0086471 -01 от 21.04.2017 на поставку чая черного (ферментированного), гороха овощного, огурцов, кофе без кофеина, крупы гречневой на сумму 25830,70 руб., срок исполнения контракта 21.04.2017, контракт исполнен; контракт №71538100139 от 19.12.2019 на поставку электроэнергии на сумму 764776,98 руб., срок исполнения контракта 31.01.2021, контракт исполнен; контракт №0866300018120000073 от 18.12.2020 на поставку тушек цыплят-бройлеров охлажденных на сумму 28518,00 руб., срок исполнения контракта 31.05.2021, контракт исполнен; контракт №08663000181210000250001 от 11.05.2021 на поставку напитка кисломолочного сладкого на сумму 63754,13 руб., срок исполнения контракта 21.06.2021, контракт исполнен.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова», в нарушение принципов открытости и прозрачности информации, размещаемой в Единой информационной системе в сфере закупок, до настоящего времени не актуализированы сведения об исполненных контрактах.

Кроме того, указанные нарушения существенным образом нарушают принципы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не способствуют результативности их обеспечения.

Таким образом, суд находит административные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области к МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» о признании незаконным бездействия в неисполнении обязанности по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведений об изменении статуса исполнения контрактов, обязании устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области, в интересах неопределенного круга лиц, к МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» о признании незаконным бездействия в неисполнении обязанности по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведений об изменении статуса исполнения контрактов, обязании устранить нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова», выразившееся в неисполнении обязанности по направлению в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведений об изменении статуса исполнения контрактов: №0366200035615004636-0086471-01 от 12.10.2015 на поставку ноутбуков на сумму 21752 руб.; №149964046126 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 13200 руб.; №58 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 29700 руб.; №0866300018117000005-0086471-02 от 24.04.2017 на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории на сумму 2160 руб.; №5 от 25.02.2016 на услуги водоснабжения на сумму 72300руб.; №0866300018160000114 от 22.06.2016 на поставку лимонов свежих, апельсинов свежих, бананов свежих на сумму 6335,62 руб.; №0866300018116000343-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку жиров и масел животного прочие и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но не подвергнутые химической модификации на сумму 27742,50 руб.; №0866300018116000342-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мандаринов, включая танжерины, клементины и аналогичные гибриды цитрусовых культур на сумму 13182,80 руб.; №0866300018116000346-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мяса кур, в том числе цыплят на сумму 16086 руб.; №6000100 от 13.03.2017 на поставку электроэнергии на сумму 709344 руб.; №0866300018117000008-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку консервов рубленых мясных на сумму 4668,90 руб.; №0866300018117000007-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку масла сливочного на сумму 15085 руб.; №0866300018117000014-0086471 -01 от 21.04.2017 на поставку чая черного (ферментированного), гороха овощного, огурцов, кофе без кофеина, крупы гречневой на сумму 25830,70 руб.; №71538100139 от 19.12.2019 на поставку электроэнергии на сумму 764776,98 руб.; №0866300018120000073 от 18.12.2020 на поставку тушек цыплят-бройлеров охлажденных на сумму 28518 руб.; №08663000181210000250001 от 11.05.2021 на поставку напитка кисломолочного сладкого на сумму 63754,13 руб.

Обязать МКОУ «Черепетская СОШ ЦО им.Н.К.Аносова» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сведения об изменении статуса исполнения контрактов: №0366200035615004636-0086471-01 от 12.10.2015 на поставку ноутбуков на сумму 21752 руб.; №149964046126 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 13200 руб.; №58 от 02.03.2017 на услуги связи (местная телефонная связь, междугородняя) на сумму 29700 руб.; №0866300018117000005-0086471-02 от 24.04.2017 на поставку яйца куриного пищевого столового первой категории на сумму 2160 руб.; №5 от 25.02.2016 на услуги водоснабжения на сумму 72300руб.; №0866300018160000114 от 22.06.2016 на поставку лимонов свежих, апельсинов свежих, бананов свежих на сумму 6335,62 руб.; №0866300018116000343-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку жиров и масел животного прочие и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но не подвергнутые химической модификации на сумму 27742,50 руб.; №0866300018116000342-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мандаринов, включая танжерины, клементины и аналогичные гибриды цитрусовых культур на сумму 13182,80 руб.; №0866300018116000346-0086471-01 от 22.12.2016 на поставку мяса кур, в том числе цыплят на сумму 16086 руб.; №6000100 от 13.03.2017 на поставку электроэнергии на сумму 709344 руб.; №0866300018117000008-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку консервов рубленых мясных на сумму 4668,90 руб.; №0866300018117000007-0086471-01 от 21.04.2017 на поставку масла сливочного на сумму 15085 руб.; №0866300018117000014-0086471 -01 от 21.04.2017 на поставку чая черного (ферментированного), гороха овощного, огурцов, кофе без кофеина, крупы гречневой на сумму 25830,70 руб.; №71538100139 от 19.12.2019 на поставку электроэнергии на сумму 764776,98 руб.; №0866300018120000073 от 18.12.2020 на поставку тушек цыплят-бройлеров охлажденных на сумму 28518 руб.; №08663000181210000250001 от 11.05.2021 на поставку напитка кисломолочного сладкого на сумму 63754,13 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или представления в Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 12.10.2021.

Судья А.В.Стукалов