РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2021 г. г. Ереван
5 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Катаяна Р.Г., при секретаре судебного заседания Комовой Я.С., с участием представителя административного истца - <данные изъяты> военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона (далее - № ВПГ) <данные изъяты> ФИО3, представителя по доверенности административного ответчика - командира войсковой части - полевая почта (далее - в.ч. - п.п.) № - <данные изъяты> ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-54/2021 по административному исковому заявлению военного прокурора № ВПГ, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия командира в.ч. - п.п. №, связанного с непроведением специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала воинской части,
установил:
Военный прокурор № ВПГ в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц (работников воинской части из числа гражданского персонала), в котором просит признать незаконным бездействие командира в.ч. - п.п. №, как работодателя, связанное с непроведением специальной оценки условий труда рабочих мест (далее - СОУТ) указанных работников, обязав командира воинской части провести данные мероприятия, предусмотренные законодательством.
Административный истец в административном исковом заявлении с приведением соответствующих обоснований указывает, что в ходе проведенной военной прокуратурой проверкой исполнения должностными лицами в.ч. - п.п. № требований действующего законодательства об охране труда гражданского персонала воинской части выявлены нарушения, связанные с непроведением в воинской части СОУТ рабочих мест гражданского персонала, фактическая численность которых составляет 79 человек. 18.08.2021 под № 676/пу в адрес командира в.ч. - п.п. № внесено представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, однако изложенные в нем требования командованием воинской части до настоящего времени не исполнены. Далее, ссылаясь на положения ст. 2 и 37 (ч. 3) Конституции РФ, ст. 21, 22, 209 (ч. 1), 212, Трудового кодекса РФ и ст. 3 (ч. 1, 2), 7 и 8 (ч. 1, 4) Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ), указывает, что непроведение СОУТ создает угрозу причинения вреда здоровью гражданского персонала воинской части и нарушает их права на безопасные условия труда, вследствие чего выявленные нарушения законодательства подлежат обязательному и незамедлительному устранению.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, и просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО4 (далее - представитель ответчика) в судебном заседании признал факт непроведения в в.ч. - п.п. № с 2014 г. СОУТ рабочих мест гражданского персонала, пояснив, что это было обусловлено поступившим в воинскую часть письмом начальника отдела (охраны труда и организации проведения СОУТ) Южного военного округа (далее - ЮВО) от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому проведение СОУТ в организациях Министерства обороны РФ, расположенных <адрес>, не требуется. В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных комиссией ЮВО по вопросам охраны труда и отраженных в соответствующем акте от 13.08.2021, в адрес начальника отдела (охраны труда и организации проведения СОУТ) ЮВО 11.08.2021 была направлена заявка о выделении бюджетных средств на проведение СОУТ в 2021 г. В ответ в воинскую часть 03.09.2021 поступила телеграмма о выделении на эти цели бюджетных средств в размере <данные изъяты> В целях заключения государственного контракта в адрес руководителей четырех организаций, осуществляющих оказание лицензированных услуг по проведению СОУТ, ныне направлены запросы о предоставлении ценовой информации, что указывает о принятии командованием воинской части необходимых мер для скорейшего проведения СОУТ рабочих мест гражданского персонала.
Административный истец, административный ответчик и его первоначальный представитель ФИО5, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон в рамках предмета судебного спора, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
В соответствии со ст. 21, 212 Трудового кодекса РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда согласно требованиям законодательства.
В силу ст. 3 (ч. 1) и 8 (ч. 1 и 4) Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя и данное мероприятие должно проводится не реже, чем один раз в 5 лет.
Как усматривается из материалов прокурорской проверки, объяснений нештатного инженера по охране труда воинской части ФИО1 от 16.08.2021 на имя военного прокурора и справки в.ч. - п.п. № от 26.10.2021 под № 1308, в указанной воинской части СОУТ рабочих мест гражданского персонала, фактическая численность которого составляет 79 человек, ранее не проводилась, начиная с 2014 г.
Актом проверки соблюдения в в.ч. - п.п. № трудового законодательства и иных нормативных правовых актов РФ относительно охраны труда от 13.08.2021 подтверждается, что в ходе проведенной комиссией ЮВО в период с 9 по 13 августа 2021 г. проверки по вопросам охраны труда в указанной воинской части выявлены отраженные в данном акте различные нарушения трудового законодательства в сфере организации в воинской части охраны труда, в связи с чем командиру воинской части в срок до 31.08.2021 предлагалось разработать план устранения недостатков и организовать проведение СОУТ рабочих мест гражданского персонала, а о выполнении предложенных рекомендаций письменно сообщить к 31.08.2021.
В целях устранения нарушения трудового законодательства, выявленных комиссией ЮВО по вопросам охраны труда и отраженных в соответствующем акте от 13.08.2021, несмотря на то, что заявка о выделении бюджетных средств на проведение СОУТ в 2021 г. в адрес начальника отдела (охраны труда и организации проведения СОУТ) ЮВО была направлена 11.08.2021, а бюджетные средства в размере <данные изъяты> были выделены воинской части 03.09.2021, мероприятия по определению специализированных организаций, с которыми возможно заключить контракт на выполнение СОУТ рабочих мест гражданского персонала воинской части согласно требованиям ст. 93 Закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выполнены спустя более чем 1,5 месяца – 26.10.2021 путем подготовки и направления в адрес 4 организаций запросов о предоставлении ценовой информации (исх. №№ 1301-1304).
О бездействии командования в.ч. - п.п. № по заключению контрактов на проведение СОУТ рабочих мест гражданского персонала воинской части вытекает и из объяснений на имя военного прокурора № ВПГ от 13.10.2021, данных офицером указанной воинской части ФИО2
Нештатные специалисты по охране труда офицеры ФИО1 и ФИО2, назначенные приказами врио командира в.ч. - п.п. № соответственно от 06.08.2021 № 934 и от 13.09.2021 № 1097, при этом первый из них назначенный перед самой проверкой и на короткий период, а второй - спустя месяц после подписания акта от 13.08.2021 о выявленных недостатках в сфере организации охраны труда, не обученные и не имеющие опыта работы в этом качестве, суд также признает фактами бездействия и ненадлежащей организации мероприятий по охране труда в этом отношении со стороны командования воинской части.
Не принято надлежащих мер командованием в.ч. - п.п. № и по поступившему в часть представлению от 18.08.2021 (исх. № 676/пу) заместителя военного прокурора № ВПГ об устранении выявленных в ходе проверки нарушений трудового законодательства, в том числе в связи с непроведением СОУТ рабочих мест гражданского персонала, поскольку, несмотря на выделение еще 03.09.2021 на соответствующие цели бюджетного финансирования, врио командира в.ч. - п.п. № в ответе от 15.09.2021 № 1633 на это представление указал, что обозначенные в акте и представлении нарушения трудового законодательства будут устранены после поступления денежных средств на лицевой счет.
Принимая во внимание указанные выше положения действующего законодательства и представленные суду доказательства, пояснения представителя ответчика, согласно которым требования административного истца по проведению СОУТ рабочих мест гражданского персонала в.ч. - п.п. № до настоящего времени не выполнены, суд приходит к выводу, что административного ответчика необходимо обязать устранить нарушения трудового законодательства, провести СОУТ рабочих мест гражданского персонала, так как неисполнение требований законодательства о труде влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов гражданского персонала воинской части на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Доводы представителя ответчика со ссылкой на письмо начальника отдела (охраны труда и организации проведения СОУТ) ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ№, о том, что проведение СОУТ рабочих мест гражданского персонала в организациях МО РФ, находящихся <адрес>, якобы не требуется, суд признает необоснованными, поскольку изложенное в этом письме толкование действующего законодательства и международных договоров (соглашений) о порядке их применения командованием воинских частей, <адрес>, указанным должностным лицом дано неправомочно. Оно не наделено функциями органов государственной власти, обладающими исключительным правом по официальному толкованию действующего внутреннего и международного законодательства Российской Федерации.
При этом согласно положениям ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ командование воинских частей МО РФ, дислоцированных <адрес>, как работодатели, не относятся к той их категории, которые освобождены от проведения СОУТ рабочих мест гражданского персонала (работников).
Более того, письмо начальника отдела (охраны труда и организации проведения СОУТ) ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ№ по запросу начальника ФГКУ «№ Военный клинический госпиталь» МО РФ было направлено только в его адрес, в связи с чем не могло быть использовано командованием в.ч. - п.п. № в своей деятельности по применению действующего законодательства.
Таким образом, требования военного прокурора № ВПГ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд, учитывая требования п/п 19 п. 1 ст. 333.36, п/п 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, согласно которым уплата государственной пошлины не может быть возложена на административного ответчика при условии, когда обе стороны освобождены от её уплаты.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд -
решил:
Административное исковое заявление военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия командира войсковой части - полевая почта №, связанного с непроведением специальной оценки условий труда, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части - полевая почта №, связанное с непроведением специальной оценки условий труда гражданского персонала воинской части.
Обязать командира войсковой части - полевая почта № провести специальную оценку условий труда гражданского персонала воинской части и сообщить об этом в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня получения для исполнения копии судебного решения, вступившего в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через 5 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Р.Г. Катаян