ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-54/2021 от 18.03.2021 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ город Мезень

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Козяйкиной Е.Н.

при секретаре Поповой О.Г.,

с участием прокурора Мезенского района Архангельской области ФИО5, административного истца ФИО1, представителя административного ответчика администрации МО <данные изъяты>ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (постоянное судебное присутствие город Мезень) дело по административному исковому заявлению прокурора Мезенского района Архангельской области ФИО5 в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, об обязании, понуждении обеспечить ФИО1 твердым топливом (дровами),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мезенского района ФИО5 обратился в суд в интересах ФИО1 к администрации МО <данные изъяты> с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района в связи с рассмотрением обращения ФИО1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления МО <данные изъяты> законодательства в сфере теплоснабжения населения и обеспечении твердым топливом. Проведенной проверкой выявлены нарушения закона. Соглашением на реализацию гражданам МО <данные изъяты> топлива печного бытового на нужды отопления, отпускаемого в 2020 году, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> предусмотрено обеспечение твердым топливом (дровами) население МО <данные изъяты> в объеме 5 658 куб.м. Срок действия соглашения до ДД.ММ.ГГГГ включительно. В соответствии с п.2.2 указанного соглашения администрация проверяет списки граждан, фактически получивших топливо печное бытовое (дрова) на соответствие нормам потребления на жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО <данные изъяты> поступило заявление ФИО1, проживающего в жилом помещении с печным отоплением о включении его в реестр на покупку в 2020 г. дров на период отопительного сезона 2019-2020 гг. по адресу: <адрес> в объеме 20 куб. м. Заявление рассмотрено, администрацией принято решение о включении ФИО1 в реестр заявок на покупку дров на 2020 год в размере 20 куб.м. по социальной норме, номер очереди – В декабре 2019 г. ФИО1 поставлены дрова в объеме 14 куб. м. По результатам проверки прокурором главе МО <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении допущенных нарушений закона, организовать обеспечение недополученными дровами ФИО1 в объеме 6 куб. м. Представление рассмотрено 06.08.2020 г., однако фактически нарушения не устранены, в связи с чем ФИО1 был вынужден искать и докупать дрова в 2020 г. самостоятельно. Законодательством на МО <данные изъяты> возложена обязанность по организации в границах поселений снабжения населения топливом. В том числе установлено, что ООО <данные изъяты> ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по заключенному с МО <данные изъяты> соглашению от ДД.ММ.ГГГГ на реализацию гражданам МО <данные изъяты> топлива на нужды отопления, отпускаемого в 2020 г., согласно которому ответчик принял на себя обязательства отпустить населению, льготным категориям граждан топливо в соответствии с потребностями населения МО в топливе в пределах 5658 куб. м. Однако администрация в течение 2020 г. незаконно бездействовала, с исковыми требованиями к ООО <данные изъяты> об обязании обеспечить ФИО1 дровами в количестве 6 куб. м. не обращалась, представление прокурора фактически проигнорировано. Таким образом, администрацией ненадлежащим образом организовано обеспечение населения <адрес> топливом, несмотря на то обстоятельство, что население района проживает на Крайнем Севере и топливо для отопления жилых помещений жизненно необходимо. Просит признать незаконным бездействие администрации МО <данные изъяты> в части ненадлежащей организации населения МО <данные изъяты> твердым топливом (дровами) на 2020 год, обязать понудить устранить выявленные нарушения закона, путем обеспечения ФИО1, проживающего в <адрес> твердым топливом (дровами) в количестве 6 куб.м.

В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца прокурор Мезенского района Архангельской области ФИО5 настаивали на удовлетворении административных исковых требованиях по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации МО <данные изъяты> по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, однако, подтвердил, что ФИО1 в 2020 году ООО <данные изъяты> было недоставленной для отопления жилого помещения 6 куб.м. дров.

Кроме того, пояснил, что на территории МО <данные изъяты> кроме ООО <данные изъяты> услуги по продаже дров предоставляют ИП ФИО10 ИП ФИО11 и физические лица занимающиеся разборкой аварийных зданий, в связи с чем, ФИО1 имел право по своему усмотрению обратиться к вышеуказанным лицам за допоставкой недостающих ему дров.

Представитель заинтересованного лица ООО <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

В ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации указано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Вопросы местного значения в силу прямого предписания ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать органы местного самоуправления.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон ), к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон ) организация в границах поселения снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ст. 13 закона Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий Архангельской области» статусом муниципального района наделяется Мезенский район (административный центр - город Мезень) с наименованием: Мезенский муниципальный район Архангельской области. В состав Мезенского муниципального района входят городские и сельские поселения и межселенные территории. Статусом городских поселений наделяются:
«Мезенское» (административный центр - город Мезень) с наименованием: городское поселение «Мезенское» Мезенского муниципального района Архангельской области (далее - муниципальное образование «Мезенское»); <данные изъяты> (административный центр - рабочий <данные изъяты>) с наименованием: городское поселение <данные изъяты> Мезенского муниципального района Архангельской области (далее - муниципальное образование <данные изъяты>»).

Постановлением Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (дров) при наличии печного отопления для отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, расположенных на территории муниципального образования «Мезенский муниципальный район» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (дров) при наличии печного отопления для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кубометров дров в плотной мере на 1 кв. м общей площади жилого помещения в месяц отопительного периода).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мезенского района Архангельской области в связи с рассмотрением обращения ФИО1 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере теплоснабжения и обеспечения твердым топливом населения, проживающего на территории МО <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты> заключено соглашение на реализацию гражданам МО <данные изъяты> топлива печного бытового на нужды отопления, отпускаемого в 2020 году, по условиям которого предусмотрено обеспечение твердым топливом (дровами) население МО <данные изъяты> в объеме 5658 куб. м. Срок действия соглашения – до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Согласно п.2.2 вышеназванного соглашения, администрация проверяет списки-реестры граждан, фактически получивших топливо печное бытовое (дрова), на соответствие норм потребления топлива печного бытового (дров) на жилое помещение.

В соответствии с п.3.2 соглашения администрация несет ответственность по настоящему соглашению за достоверность списков льготных получателей дров.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО <данные изъяты> поступило заявление ФИО1, проживающего по адресу: <адрес> жилом помещении с печным отоплением о включении его в реестр на покупку в 2020 году дров в объеме 20 куб. м. для обеспечения отопления жилого помещения.

На основании заявления ФИО1 включен в реестр заявок на покупку дров в размере 20 куб.м. по социальной норме, номер очереди – 36.

Указанный реестр передан администрацией МО <данные изъяты> в ООО <данные изъяты>

В декабре 2019 года ФИО1 поставлены дрова в объеме 14 куб.м., оставшийся объем дров в размере 6 куб.м. не поставлен, что не оспаривается административным ответчиком.

Неисполнение администрацией МО <данные изъяты> полномочий по проверке списков граждан – жителей <адрес>, фактически получивших топливо печное бытовое (дрова), на соответствие нормам потребления топлива, повлекло нарушение прав ФИО1 и граждан, проживающих на территории <адрес>, на надлежащее и в полном объеме обеспечение топливом, исходя из объема имеющихся потребностей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО <данные изъяты> прокурором района, внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении населения и обеспечении топливом (дровами), которое в настоящее время рассмотрено, однако нарушенные права населения на обеспечение твердым топливом не восстановлены.

В соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация снабжения населения топливом относится к полномочиям муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Устава МО <данные изъяты> принятого решением Собрания депутатов МО <данные изъяты> зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации по северо-Западному федеральному округу ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения относятся: организация в границах Каменского городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Поскольку в судебном заседании установлено, что неисполнение администрацией МО <данные изъяты> законодательства в сфере обеспечения ФИО1 недополученным объемом твердого печного топлива приводит к нарушению его прав, а организация в границах поселения снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения муниципального района и не может быть делегирована хозяйствующим субъектам, поэтому требования прокурора о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

Бездействие административного ответчика влечет нарушение прав ФИО1 на обеспечение твердым топливом в полном объеме, исходя из объема имеющихся потребностей по социальной норме.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Мезенского района Архангельской области в интересах ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация МО <данные изъяты> является органом местного самоуправления, следовательно, в силу закона она освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Мезенского района Архангельской области ФИО5 в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, об обязании, понуждении обеспечить ФИО1 твердым топливом (дровами), - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> в части ненадлежащей организации населения муниципального образования <данные изъяты> твердым топливом (дровами) на 2020 год.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> устранить выявленные нарушения закона путем обеспечения ФИО1, проживающего по адресу: <адрес>, твердым топливом (дровами) в количестве 6 куб. м.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.Н. Козяйкина