ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-54/2022 от 04.03.2022 Юкаменского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело №2а-54/2022

УИД 18RS0002-01-2021-000011-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2022 года с. Юкаменское

Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сабрековой Е.А.,

при секретаре Невоструевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к Веретенниковой Валентине Аркадьевне о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Веретенниковой В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени. Истец просит взыскать с Веретенниковой В.А. недоимку по налогам и пени в сумме 437,59 руб., в том числе: недоимку по земельному налогу - 288,00 руб., пени - 7,47 руб.; недоимку по налогу на имущество физических лиц - 128,00 руб., пени 14,12 руб. В обоснование исковых требований указано, что Веретенникова В.А. (далее – административный ответчик) является плательщиком налога на имущество физических лиц. В соответствии со ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, сооружение, помещение. В силу п. 2 решения Совета депутатов МО «Красногорское» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории муниципального образования «Красногорское» налога на имущество физических лиц» установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости. Подпунктом 1 пункта 3 решения от ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат) в размере 0,1% Статьей 408 НК РФ установлен порядок расчета налога на имущество. В силу п.1 ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Веретенниковой В.А. принадлежит квартира по адресу: УР, <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость 308245 руб. Расчёт суммы налога на имущество физических лиц за 2015 года следующий: 308245*0,10%=308 руб. С июня 2015 года применена льгота в размере 180,00 руб. для лиц, достигших пенсионного возраста, налог подлежащий уплате за 2015 год, составляет 128,00 руб. = (308 руб.- 180 руб.). В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 13.09.2016 года, что подтверждается сведениями о направлении в личный кабинет налогоплательщика. В связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2015 год в соответствии со ст.75 НК РФ исчислена пеня в размере 14,12 руб. О наличии задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени на образовавшуюся задолженность в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от 22.11.2017 г. в срок до 18.01.2017 года через личный кабинет налогоплательщика. Требование не исполнено в установленный срок.

Веретенникова В.А. является также плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ. Согласно ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Согласно Решению Совета депутатов МО «Красногорское» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном налоге на территории муниципального образования «Красногорское» установлена ставка земельного налога 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных для жилищного строительства); приобретенных, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В собственности Веретенниковой В.А. в 2015-2018 годах имелся земельный участок с кадастровым номером , площадью 700 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, - дата регистрации права собственности - ДД.ММ.ГГГГ. Расчет налога в 2015 году: 19887 (кадастровая стоимость) *0,3% (ставка налога)*1 (доля в праве)=60,00 рублей. Расчет налога в 2016 году: 53067 (кадастровая стоимость) *0,3% (ставка налога)*1 (доля в праве)= 159,00 рублей. Расчет налога в 2017-2019 годах: 53067 (кадастровая стоимость) - 45486 (налоговый вычет) *0,3% (ставка налога)*1 (доля в праве)=23,00 рубля, сумма налога за 2017-2019 годы составила 69 рублей. Общая сумма земельного налога за период с 2015 по 2019 годы составила 288,00 руб. В адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления от 13.09.2016 года, от 20.09.2017 года, от 03.08.2020 года. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015-2019 годы на основании ст.75 НК РФ начислены пени в размере 7,47 руб., в том числе по требованию №6447 от 22.11.2017 года в сумме 6,62 руб., по требованию №17249 от 18.12.2017 в сумме 0,70 руб., по требованию №43285 от 18.12.2020 в сумме 0,15 руб. О наличии задолженности по земельному налогу в соответствии со ст.70 НК РФ направлены требования об уплате налога от 22.11.2017 года в срок до 18.01.2018 г., от 18.12.2017 года в срок до 13.02.2018 г., от 18.12.2020 года в срок до 19.01.2021 г. Взыскание неуплаченных сумм по требованию об уплате от 22.11.2017 года, от 18.12.2017 года, от 18.12.2020 года производилось в соответствии с главой 11.1 КАС РФ. Определением мирового судьи судебного участка Красногорского района от 07.07.2021 года №2а-366/2021 судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с возражениями налогоплательщика.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к Веретенниковой В.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени было принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии с п.3 ст.292 КАС РФ.

10 февраля 2022 года от административного ответчика Веретенниковой В.А. поступили письменные возражения по существу заявленных требований. Возражения мотивированы тем, что требования взыскателя неправомерны, поскольку налоговые обязательства выполняются ею своевременно и в полном объеме. Кроме того, она уже длительное время является пенсионеркой по старости и в соответствии с действующим законодательством как пенсионер освобождена от уплаты указанных платежей.

10 февраля 2022 года в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств судом вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

18 февраля 2022 года от Межрайонной ИФНС России №2 по Удмуртской Республике в электронном виде поступили письменные пояснения по делу, согласно которым инспекция не согласна с возражениями административного ответчика по следующим основаниям. В части предоставления льготы по земельному налогу указано следующее. Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в главу 31 НК РФ внесены изменения, предусматривающие увеличение размера налогового вычета по земельному налогу, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на такой налоговый вычет, а также изменение порядка предоставления налогового вычета. В силу п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте. Перечень категорий граждан, имеющих право на указанный налоговый вычет, дополнен такой категорией как пенсионеры, получающие пенсию, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. На основании п.10 ст.396 НК РФ налогоплательщики имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе предоставить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Согласно п.6.1 ст.391 НК РФ налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке может быть предоставлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога. Также обращают внимание, что п.2 ст.387 НК РФ представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков. В силу п.13 ст.14 Федерального закона №436-ФЗ, положения п.5 абз. 1 п.6.1 и п.7 ст.391 НК РФ и ст.13 настоящего Федерального закона применяются к порядку исчисления земельного налога за налоговые периоды, начиная с 2017 года. Пенсия по старости назначена Веретенниковой В.А. в <данные изъяты>. Поскольку площадь земельного участка Веретенниковой В.А. составляет 700 кв.м., налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды с 2017 года определяется с учетом льготы, установленной пунктом 5 ст. 391 НК РФ, исходя из величины кадастровой стоимости 100 кв.м. Доводы инспекции подтверждаются расчетом земельного налога, содержащимся в тексте административного искового заявления. В части предоставления льготы по налогу на имущество физических лиц указано следующее. Главой 32 НК РФ установлен порядок определения налога на имущество физических лиц. В соответствии с положениями пп.10 п.1 и п.2,3 ст.407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога. В соответствии с имеющимися данными, пенсия по старости назначена Веретенниковой В.А. в июне 2015 года. В тексте административного искового заявления, а также в налоговом уведомлении от 13.09.2016 года содержится расчет налога на имущество физических лиц за 2015 год, согласно которому сумма налога, подлежащая уплате за полный 2015 год, составляет 308 рублей. С учетом применения вышеуказанной льготы, сумма налога, подлежащая взысканию за 2015 год, составляет 180 рублей. В части оплаты налогов с 2015 по 2019 годы указано, что в соответствии с данными программного комплекса, сведения об оплате земельного налога за налоговые периоды с 2015 по 2019 годы, а также налога на имущество физических лиц за 2015 год, отсутствуют. Кроме того, платежные документы административным ответчиком в подтверждение своих доводов не представлены.

В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №2 по Удмуртской Республике не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, от представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

Административный ответчик Веретенникова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила письменные возражения, согласно которым с иском Межрайонной ИФНС №2 о взыскании задолженности по налогам не согласна, все налоговые обязательства она выполняет своевременно и в полном объеме. Кроме того, она длительное время является пенсионеркой по старости, данный факт не нуждается в подтверждении, в соответствии с действующим законодательством она, как пенсионер, освобождена от уплаты указанных платежей. Согласно п.10 ч.1 ст.407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсию, назначаемую в порядке, установленном пенсионным законодательством. В соответствии с п.2 ч.4 ст. 407 НК РФ, данная льгота предоставляется в отношении жилого дома. При выходе на пенсию соответствующее заявление на предоставление льготы ею направлялось в налоговый орган. При этом даже отсутствие такого заявления не является основанием для начисления налога на имущество. В ее собственности находится жилой дом, расположенный по адресу: УР, <адрес>. Полагает, что именно на данное имущество ей незаконно начислен и взыскивается налог на имущество. Иных объектов, с которых взыскивается указанный налог, в ее собственности не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции РФ, п.1 ст.3 НК РФ и п.1 ст.23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Как следует из п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Согласно ст.403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии со ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.

Согласно ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщик является плательщиком налога на имущество физических лиц на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в налоговые органы, в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Веретенниковой В.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: квартира по адресу: УР, <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость 308245 руб., дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Совета депутатов МО «Красногорское» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении на территории муниципального образования «Красногорское» налога на имущество физических лиц» установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости. Ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат) установлена в размере 0,1%.

В соответствии с положениями пп.10 п.1 ст.407 НК РФ право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно п.2 ст.407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

Согласно материалам дела пенсия по старости назначена Веретенниковой В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом произведен следующий расчетналога на имущество физических лиц за 2015 год:308245 (кадастровая стоимость)*0,10%=308 руб., данная сумма налога подлежала уплате за полный год.

С учетом применения льготы сумма налога, подлежащая взысканию за 2015 год (до назначения пенсии), составила 128,00 рублей = (308 руб.-180 руб.).

Налоговым органом было сформировано и направлено Веретенниковой В.А. через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 13 сентября 2016 года о необходимости уплаты в срок до 1 декабря 2016 года налога на имущество физических лиц за 2015 год.

Поскольку уплаты налога не последовало, налоговый орган направил ответчику требование по состоянию на 22 ноября 2017 года об уплате налога в срок до 18 января 2018 года.

Учитывая, что Веретенникова В.А., как плательщик налога на имущество, не исполнила требование по уплате в добровольном порядке, тем самым, не выполнила в установленные сроки обязанности, возложенные на нее действующим законодательством, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно.

Расчет, предоставленный административным истцом, судом проверен и признан правильным.

С учетом изложенного, правовых оснований для освобождения Веретенниковой В.А. от уплаты налога на имущество не имеется.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, начисление пени непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Налоговым органом расчет пени произведен с ДД.ММ.ГГГГ (со дня истечения обязанности по уплате налога, установленного налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (до предъявления требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ).

В представленном суду требовании от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом был указан размер начисленных пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц. Налоговым органом в установленном законом порядке приняты меры по уведомлению ответчика о необходимости уплаты налогов в определенном им размере и сроки, чего ответчиком сделано не было.

Поскольку ответчиком обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнена, имеются основания для взыскания пени в указанном истцом размере.

В соответствии с главой 31 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога.

В соответствии со ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно абз.3 п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Совета депутатов МО «Красногорское» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном налоге на территории муниципального образования «Красногорское» установлена налоговая ставка земельного налога - 0,3% от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных для жилищного строительства), приобретенных, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Налогоплательщику Веретенниковой В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 700 кв.м, находящийся по адресу: <адрес><адрес>.

Налоговым органом начислена сумма земельного налога за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы.

Налоговым органом были сформированы и направлены Веретенниковой В.А. через личный кабинет налогоплательщика: налоговое уведомление от 13 сентября 2016 года об уплате в срок до 1 декабря 2016 года земельного налога за 2015 год в размере 60,00 руб.; налоговое уведомление от 20.09.2017 года об уплате в срок до 1 декабря 2017 года земельного налога за 2016 год в размере 159,00 руб.; налоговое уведомление от 03.08.2020 г. об уплате земельного налога за 2017 год в размере 23,00 руб., земельного налога за 2018 год в размере 23,00 руб., земельного налога за 2019 год в размере 23,00 руб., всего в сумме 69,00 руб.

Поскольку уплаты налогов не последовало, в соответствии со ст.70 НК РФ в адрес налогоплательщика через личный кабинет направлены требования об уплате налога от 22.11.2017 года в срок до 18.01.2018 г., от 18.12.2017 года в срок до 13.02.2018 г., от 18.12.2020 г. в срок до 19.01.2021 г.

Поскольку обязанность по уплате земельного налога плательщиком своевременно не была исполнена, на сумму недоимки начислены пени за период со 02.12.2016 года по 21.11.2017 года в размере 6,62 руб., за период с 02.12.2017 года по 17.12.2017 года в размере 0,70 руб., за период с 02.12.2020 года по 17.12.2020 года в сумме 0,15 руб.

Доводы административного ответчика о том, что являясь пенсионером, она имеет право на освобождение от уплаты земельного налога, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Земельный налог является местным налогом, который определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Напрямую освобождение от уплаты земельного налога либо предоставление налоговых льгот такой категории физических лиц, как пенсионеры, главой 31 «Земельный налог» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут вводиться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Федеральным законом от 28.12.2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в главу 31 НК РФ внесены изменения, предусматривающие увеличение размера налогового вычета по земельному налогу, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на такой налоговый вычет, а также изменение порядка предоставления налогового вычета.

В силу п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте. Перечень категорий граждан, имеющих право на указанный налоговый вычет, дополнен такой категорией как пенсионеры, получающие пенсию, назначаемые в порядке установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Согласно п.10 ст.396 НК РФ налогоплательщики имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде налогового вычета, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Если налогоплательщик, относящийся к одной из категорий лиц, указанных в подпунктах 2 - 4, 7 - 10 пункта 5 статьи 391 Налогового кодекса, и имеющий право на налоговую льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.6.1 ст.391 НК РФ налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Поскольку площадь земельного участка, принадлежащего Веретенниковой В.А., составляет 700 кв.м., налоговая база по земельному налогу за налоговые периоды с 2017 года определена налоговым органом с учетом льготы, установленной пунктом 5 статьи 391 НК РФ, исходя из величины кадастровой стоимости 100 кв.м.

Расчеты земельного налога и пени проверены судом и признаны правильными.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно п.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из материалов дела усматривается, что в установленный законом срок Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике обратилась к мировому судье судебного участка Красногорского района УР с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Веретенниковой В.А. суммы задолженности по налогам и пени, в связи с чем мировым судьей судебного участка Красногорского района УР 28 июня 2021 г. был вынесен судебный приказ.

Определением мирового судьи судебного участка Красногорского района УР от 7 июля 2021 года №2А-366/2021 судебный приказ о взыскании задолженности был отменён в связи с возражениями налогоплательщика.

Согласно абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №2 по УР направлено в суд в электронной форме 10 января 2022 года.

Поскольку 7 января 2022 года (последний день подачи иска в суд) являлся праздничным нерабочим днем, первым рабочим днем являлось 10 января 2022 года, срок обращения в суд с административным иском налоговым органом не пропущен.

Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, составляет 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Удмуртской Республике к Веретенниковой Валентине Аркадьевне о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворить.

Взыскать с Веретенниковой Валентины Аркадьевны, ИНН задолженность в сумме 437 руб. 59 коп., в том числе:

по земельному налогу в размере 288 руб. 00 коп., КБК 18210202140061110160, ОКТМО 94630466;

пени по земельному налогу в размере 7 руб. 47 коп.; КБК 18210202140062110160, ОКТМО 94630466;

по налогу на имущество физических лиц в размере 128 руб. 00 коп., КБК 18210601030101000110, ОКТМО 94630466;

пени по налогу на имущество физических лиц в размере 14 руб. 12 коп.; КБК 18210601030102100110, ОКТМО 94630466;

и перечислить на расчетный счет в Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России УФК по Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России №2 по Удмуртской Республике ИНН 1829014293, КПП 183701001, БИК 019401100, номер счета получателя (номер казначейского счета.

Взыскать с Веретенниковой Валентины Аркадьевны в бюджет муниципального образования «Муниципальный округ Красногорский район Удмуртской Республики» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики через Юкаменский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 5 марта 2022 года.

Судья Е.А. Сабрекова