Дело № 2а-731/2023
24RS0046-01-2022-005011-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Шахматовой Г.А.,
при секретаре м.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО31с. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с ФИО30 задолженность: по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год в размере 8 846 рублей; по пени за неуплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2020 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28,75 рублей; по налогу на имущество с физических лиц за 2020 год в сумме 772 рубля; по пени за неуплату налога на имущество с физических лиц за 2020 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2,51 рубль; по транспортному налогу за 2020 год в сумме 18 116 рублей; по пени за неуплату транспортного налога за 2020 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 58,88 рублей; по земельному налогу за 2019 год в сумме 160 рублей; по пени за неуплату земельного налога за 2019 год со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4,84 рубля; по земельному налогу за 2020 год в сумме 160 рублей; по пени за неуплату земельного налога за 2020 год со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,52 рубля, а всего общую сумму в размере 28 149,50 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещался своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика ФИО32 – т., полномочия проверены, исковые требования не признал, суду пояснил, что согласно представленных решений в пользу ш. была взысканы суммы на основании п.21 ст.12 ФЗ-40 «Об Обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Таким образом, сумма выплаченная Шевелёвой С.А., не подпадает под указанный код налоговым агентом, что свидетельствует о недостоверности выданной справки 2-НДФЛ. Налоговый орган не представил доказательств того, что полученная ш. денежная сумма является доходом, полученным от источников доходов в РФ (ст.208 НК РФ), является объектом налогообложения (ст.209 НК РФ), и следовательно, что ш. является налогоплательщиком (НДФЛ) по выплате по ОСАГО (ст.207 НК РФ), в связи с чем налоговый орган вышел за пределы своей компетенции, достоверно зная, что выплата по Закону об ОСАГО не подлежит налогообложению (НДФЛ) в силу НК РФ, при этом обратилась в суд с несуществующим правом требования. Также указал, что налоговые уведомления, как и налоговые требования формируются единожды и раз в год. Иная информация, кроме перечисленных в НК РФ в Уведомлении на уплату имущественного налога, включая информацию о старой задолженности по налогам и пеням, не указывается. НК РФ не предусматривает возможности неоднократного направления требования об уплате налога в отношении одних и тех же платежей. Внесение налоговым органом сведений в новое уведомление и требования о якобы задолженности по земельному налогу, является превышением полномочий, и приводит к незаконности указанных уведомлений и требований. Также, в материалы дела представлены документы подтверждающие, что ш. не имела автомобиль в <данные изъяты> в 2020 году в собственности (продан в 2016 году), <данные изъяты> (продан в 2019 году) автомобиль <данные изъяты>: 2006 года - продан ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> года - продан ДД.ММ.ГГГГ. Налоговый орган произвел расчет налога полностью на транспортные средства, которые в налоговом периоде не имелись в собственности у ш., или были проданы в налоговом периоде.
Представитель заинтересованного лица САО «ВСК» - г., полномочия проверены, административные исковые требования полагал подлежащими удовлетворению, в том числе по налогу на доходы физических лиц, поскольку САО «ВСК», как налоговым агентом, в адрес налогового органа в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ в отношении административного ответчика представлены сведения по форме 2-НДФЛ за 2020 год суммах дохода в размере 68 045 рублей (код 2301). Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с законом «О защите прав потребителей», с которого не удержан НДФЛ в размере 8 846 рублей.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайств не поступало.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу с п.1 ст. 23, и п.1 ст. 45 НК РФ устанавливается обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ), к которым согласно ст. 13 НК РФ относится и налог на доходы физических лиц.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 1 ст. 207 НК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно ч. 6 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
В соответствии с п.2.2.1 Решения от 08.11.2005г. № В-133 Красноярского городского Совета ставка земельного налога устанавливается в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п.1 ст. 390 НК РФ).
Главой 28 НК РФ и <адрес> от 08.11.2007г. № «О транспортном налоге» на территории <адрес> установлен транспортный налог, определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991г. № (документ утратил силу 01.01.2015г., в связи с принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 284-ФЗ «О налоге на имущество», глава 32 Налогового кодекса «О налоге на имущество) – плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объекта налогообложения. Согласно положениям вышеуказанного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, дачи, гаражи и иные строения, помещения сооружения. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляются на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представленных органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В п. 1 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
При этом, абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО8 к САО «ВСК» о взыскании страхового возмещения, исковые требования удовлетворены частично, с САО «ВСК» в пользу ФИО29 взысканы: неустойка в размере 66 045 рублей, финансовая санкция в размере 2 000 рублей, компенсация морального вреда, убытки в размере 7 000 рублей, судебные расходы в размере 7 917, 49 рублей.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ САО «ВСК» перечислено ФИО9 87 962, 49 рублей, назначение платежа – ИД в пользу ш. по и/л № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по решению Ленинского районного суда <адрес> по делу №.
Налоговым агентом САО «ВСК» в адрес налогового органа в отношении налогоплательщика ФИО10 представлены сведения по форме 2-НДФЛ за 2020 год о суммах дохода в размере 68 045 рублей по виду дохода 2301 - «суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей», с которой не удержан НДФЛ, в сумме 8 846 рублей. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о доходах и суммах налога физических лиц за 2020 год № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98).
Также судом установлено, что ш. в спорные периоды на праве собственности принадлежали: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А; квартира, расположенная по адресу: <адрес>; транспортные средства: «<данные изъяты>
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес административного ответчика МИФНС России № по <адрес>, в отношении ФИО11 произведен расчет земельного налога за 2019 год, который составил 160 рублей.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес административного ответчика МИФНС России № по <адрес>, в отношении ФИО12 был произведен расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2020 год, который составил 8 846 рублей, расчет транспортного налога за 2020 год, который составил 18 116 рублей, расчет земельного налога за 2020 год, который составил 160 рублей, расчет налога на имущество физических лиц за 2020 год, который составил 772 рубля.
В установленный в налоговых уведомлениях срок обязательные налоги ФИО27 не уплатила. В связи, с чем ФИО28 было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с имеющейся задолженностью по земельному налогу в размере 160 рублей, с начисленными пени в сумме 4,84 рубля, установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с имеющейся задолженностью по налогу на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом в сумме 8 846 рублей, по транспортному налогу в размере 18 116 рублей, по налогу на имущество с физических лиц в размере 772 рубля, по земельному налогу в размере 160 рублей, с начисленными пени в сумме 90,66 рублей, установлен срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которые административным ответчиком не исполнены.
Поскольку в сроки, указанные в требование об уплате, налоги и пени ФИО25 не уплатила, то в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган правомерно обратился к мировому судье судебного участка 72 в <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика недоимки и пени.
Впоследствии, после отмены по заявлению ФИО26 судебного приказа определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган в установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа предъявил требование о взыскании налога, пеней в порядке административного искового производства.
Суд соглашается с расчетом задолженности по недоимке произведенным налоговым органом, и не оспоренным административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, доказательств оплаты задолженности суду не представил.
Доводы стороны ответчика о том, что сумма, выплаченная ш. по решению суда в размере 68 045 рублей, не подпадает под указанный налоговым органом код дохода 2301, поскольку данная сумма была взыскана на основании ФЗ «Об ОСАГО», являются несостоятельными в силу следующего.
Перечень доходов физических лиц, которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), установлен статьей 217 НК РФ. При этом, данная статья содержит исчерпывающий перечень доходов, освобожденных от обложения НДФЛ.
Между тем, суммы возмещения организацией неустойки и иных выплат названной статьей ФЗ предусмотрены и, следовательно, такие выплаты подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке, поскольку полученный истцом доход в виде присужденной в ее пользу неустойки и иных выплат не подпадает под понятие страховой выплаты. Согласно обстоятельствам дела и требованиям указанных положений законодательства, выплаченная налогоплательщику страховой компанией по решению суда неустойка и иные выплаты не носят компенсационный характер, и они правомерно отнесены налоговым органом к налогооблагаемым доходам, а потому подлежат обложению налогом.
В связи с чем, доводы стороны административного ответчика от недостоверности представленной справки 2-НДФЛ с учетом данного кода дохода, являются несостоятельными, и подлежат отклонению судом.
Ссылки стороны административного истца на внесение в новое уведомление и требования налоговым органом об имеющейся задолженности у ш. по земельному налогу и их направление, что является превышением полномочий налогового органа, судом также не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела, в частности представленными налоговыми и требованиями, которые двойное внесение сумм налоговой задолженности не содержат.
Судом были проверены и доводы стороны административного ответчика о том, что транспортный налог за транспортные средства: «<данные изъяты>» не должен оплачиваться ФИО13 за спорный период в связи с их продажей, и они признаются судом несостоятельными, не соответствующими положениям статьи 358 НК РФ, поскольку из сведений ГИБДД следует, что указанные транспортные средства в спорные периоды зарегистрированы за ФИО14 а заключение договора (договоров) купли-продажи, без снятия транспортных средств с регистрационного учета, само по себе, не снимает ответственность по оплате транспортного налога с зарегистрированного собственника транспортных средств.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.
С учетом положений ст.ст. 114 КАС РФ, 333.19 НК РФ, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 044,48 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО24с. о взыскании недоимки по обязательным платежам и санкциям – удовлетворить.
Взыскать с ФИО17 в доход государства налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами, за 2020 год в сумме 8 846,00 рублей (УИН: 18202464210032608025).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка: 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210102030011000110.
Взыскать с ФИО18 в доход государства пени за неуплату налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами за 2020 год с 02.12.2021 года по 14.12.2021 года в сумме 28,75 рублей (УИН:18202464210034666081).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России БИК: 010407105, корреспондентский счет банка: 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210102030012100110.
Взыскать с ФИО19 в доход государства налог на имущество с физических лиц за 2020 год в сумме 772 рубля (УИН: 18202464210032608009).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка: 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210601020041000110.
Взыскать с ФИО20 в доход государства пени за неуплату налога на имущество с физических лиц за 2020 год с 02.12.2021 года по 14.12.2021 года в сумме 2,51 рубль (УИН: 18202464210035296423).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка: 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210601020042100110.
Взыскать с ФИО21 в доход государства налог на транспорт с физически лиц за 2020 год в сумме 18 116 рублей (УИН: 18202464210032608017).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210604012021000110.
Взыскать с ФИО22 в доход государства пени за неуплату транспортного налога за 2020 год с 02.12.2021 года по 14.12.2021 года в сумме 58,88 рублей (УИН:18202464210035139182).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04701000, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка: 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210604012022100110.
Взыскать с ФИО23 в доход государства земельный налог:
- за 2019 год в сумме 160 рублей (УИН: 18202452200017149945);
- за 2020 год в сумме 160 рублей (УИН: 18202452210032693102).
Получатель: УФК по Красноярскому краю (Межрайонная ИФНС России №22 по Красноярскому краю), код ОКТМО 04631410, ИНН 2464070001, КПП 246401001, банк получателя: отделение Красноярск Банка России, БИК: 010407105, корреспондентский счет банка 40102810245370000011, счет УФК: 03100643000000011900, КБК 18210606042041000110.
Взыскать с ФИО15с. в доход государства пени за неуплату земельного налога:
- за 2019 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4,84 рубля (УИН: 18№);
- за 2020 год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,52 рубля (УИН: 18№).
Получатель: <данные изъяты>
Взыскать с ФИО16с. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 044,48 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.А. Шахматова
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2023 года.