ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-550/19 от 16.09.2019 Ачхой-мартановского районного суда (Чеченская Республика)

дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ачхой-Мартановский районный суд Чеченской Республики в составе председательствующего судьи Абдулхалимова М.И.,

при секретаре ФИО1,

с участием административного истца - помощника Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора ФИО2,

административного ответчика - представителя администрации Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора Чеченской Республики к администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации права собственности и об обязании административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем осуществления государственной регистрации права собственности 21 мест погребения кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское) расположенных на территории <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора Чеченской Республики обратился в суд с административным иском к администрации Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики, в котором просит:

признать незаконным бездействие административного ответчика, выражающееся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, общественных кладбищ, расположенных на территории <адрес> Чеченской Республики;

обязать административного ответчика в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем осуществления государственной регистрации права собственности 21 мест погребения кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское) расположенных на территории <адрес>

В обоснование иска прокурор указывает, что в ходе проверки исполнения администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района (далее - Администрация) требований земельного законодательства при содержании мест захоронения, в ходе, которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер к их устранению.

Проверкой установлено, что администрацией до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности 21 мест погребения кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское), расположенных на территории <адрес>.

Выявленные в ходе проверки нарушения законов послужили основанием для внесения в мае 2019 г. в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих.

Между тем, в ходе контрольной проверки в июле 2019 г. установлено, что требования межрайонной прокуратуры в части государственной регистрации право собственности на места погребения, не исполнены.

Ненадлежащее исполнение требований названного законодательства создают препятствия к осуществлению конституционных прав и свобод неопределенного круга лиц, имеющих право участвовать в правоотношениях, возникших в связи со смертью близкого человека.

В судебном заседании помощник Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора ФИО2 требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР ФИО3 в судебном заседании признала факт непринятия административным ответчиком мер по постановке на учет общественных кладбищ, расположенных на территории <адрес> Чеченской Республики, при этом, ссылаясь на то, что проведение работ по оформлению земельных участков требует значительных временных и финансовых затрат, просила суд предоставить время для устранения выявленных нарушений до трех месяцев

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные или муниципальные.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ч. 4 ст. 14, п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) решение вопросов, связанных организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения, содержанием на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, отнесено к компетенции муниципальных районов.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения может находиться в муниципальной собственности.

На основании ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее-ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления (ч. 1 ст. 131 ГК РФ).

Частью 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления.

Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесена к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N8-ФЗ) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

На основании п.п. 4 и 5 ст.16 Федерального закона N 8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Судом установлено, что административным ответчиком до настоящего времени не произведена государственная регистрация права собственности 21 мест погребения кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское), расположенных на территории <адрес>.

Данный факт в частности подтверждается: объяснениями начальника отдела архитектуры, градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации Ачхой-Мартановского муниципального района ФИО4, из которых видно, что регистрация права собственности кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское), расположенных на территории <адрес> не произведена; представлением прокурора района ФИО5, согласно которому входе проверки выявлен факт нарушения администрацией Ачхой-Мартановского муниципального района требований действующего законодательства, выразившихся в непринятии мер по оформлению прав собственности на недвижимое имущество - общественных кладбищ, расположенных на территории <адрес> Чеченской Республики; письмом заместителя главы администрации Ачхой-Мартановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по выявленным нарушениям проводится служебная проверка.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными, поскольку факт нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства нашел свое подтверждение в судебном заседании.

В тоже время доводы административного ответчика о предоставлении времени для устранения выявленных нарушений до трех месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит убедительными, поскольку проведение работ по оформлению право собственности на земельные участки требует больше времени, чем заявлено административным истцом.

В судебном заседании помощник Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора ФИО2 не возражал против предоставления административному ответчику срока для устранения выявленных нарушений до трех месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что срок для устранения административным ответчиком нарушений, выразившихся в непринятии мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество общественных кладбищ, расположенных на территории <адрес> Чеченской Республики, надлежит определить в три месяца, со дня вступления настоящего решения в законную силу. При определении указанного срока суд учитывает объем подлежащих проведению работ, мнения сторон, а также требования разумности.

С учетом изложенного суд считает, что административный иск заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора Чеченской Республики подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора Чеченской Республики удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации права собственности.

Обязать администрацию Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения закона путем осуществления государственной регистрации права собственности 21 мест погребения кладбищ (20 мусульманских, 1 христианское) расположенных на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения через Ачхой-Мартановский районный суд ЧР.

Судья М.И. Абдулхалимов

Копия верна

Судья М.И. Абдулхалимов