Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Бохан 30 сентября 2016 года
Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутуханова А.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-550/2016 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО <адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО <адрес> о признании незаконным бездействия администрации МО <адрес>, выразившееся в не разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в соответствии с требованиями к программе, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1050 и не размещению проекта программы на официальном сайте муниципального образования незаконным и возложении обязанности разработать и представить на утверждение Думы МО <адрес> программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселенияв соответствии с требованиями к программе, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1050, указав следующее:
<адрес> по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения градостроительного законодательства в деятельности администрации муниципального образования <адрес>.
В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 8 Устава МО <адрес> установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями, в том числе, по разработке и утверждению программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п.8 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, в соответствии с ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые, в том числе, предусмотрены программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В силу требований частей 5.1 и 5.2 ст.26 Градостроительного кодекса РФ программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения в силу требований пунктов 27 и 28 ст.1 Градостроительного кодекса РФ на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Во исполнение требований п.4.1 ст.6 Градостроительного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 №1050 были утверждены Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Пунктом 6 вышеуказанных Требований №1050 установлено, что программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам.
Программы социальной инфраструктуры в силу п.7 вышеуказанных Требований №1050 включают в себя: а) паспорт; б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры; в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей; г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения; д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, сельского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или сельского округа; ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.
Кроме того, частью 5.3 ст.26 Градостроительного кодекса РФ установлено, что проекты программ комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры поселения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за тридцать дней доих утверждения.
В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства на территории МО <адрес>, имеющего статус сельского поселения, программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения не разработана и не утверждена в установленном законом порядке, что препятствует реализации утвержденного генерального плана поселения и развитию муниципального образования, не обеспечено размещение проекта программы в установленном ч.5.3 ст.26 Градостроительного кодекса РФ порядке.
В соответствии с информацией администрации поселения от <дата> программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения находится в процессе доработки, следовательно, не разработана и не утверждена.
Вместе с тем, ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2014 №456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что при наличии генеральных планов поселений, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований к таким программам, то есть, не позднее 01.04.2016. Учитывая, установленный ч.5.3 ст.26 Градостроительного кодекса РФ срок для размещения проекта программы и ее опубликования, проект подлежит разработке и размещению не позднее 01.03.2016 для программы в сфере социальной инфраструктуры. Отсутствие проекта программы в настоящее время препятствует реализации установленных законом требований к ее разработке и утверждению, повышению эффективности функционирования социальной системы жизнеобеспечения поселения, повышению качества предоставляемых услуг, привлечению внебюджетных средств, в том числе, частных инвестиций, что в свою очередьспособствует увеличению износа объектов социальной инфраструктуры и создает угрозу для нормальной жизнедеятельности неопределенного круга лиц - граждан, постоянно или временно проживающих на территории поселения.
На основании ст.34 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования <адрес> администрация обеспечивает исполнительно-распорядительные функции, в том числе, по решению вопросов местного значения.
В нарушение требований градостроительного законодательства на территории поселения программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения не разработана и не утверждена в установленных законом порядках, что препятствует реализации утвержденного генерального плана поселения и развитию муниципального образования, не обеспечено размещение проекта программы в соответствии с установленным ч.5.3 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке.
Администрацией поселения меры к разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры не приняты, на сайте администрации муниципального образования <адрес> проект вышеуказанной программы не размещен.
В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Круг лиц, права которых нарушаются, может изменяться, в связи с чем, не может быть конкретно определён.
По ходатайству административного истца и отсутствии возражений административного ответчика рассмотрение настоящего дела осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора <адрес> в полном объеме по следующим основаниям.
Прокурор обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселенийобладают полномочиями по разработке и утверждении программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, требованиям к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п.8 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ.
Понятие программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, а также некоторые положения, касающиеся ее разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе РФ.
Согласно ч.5 ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
В силу ч.5.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
В настоящее время требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений установлены в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2015г. №1050.
Согласно п.10 ч.1 ст.8 Устава МО <адрес> администрация поселения разрабатывает программы развития поселения, в том числе программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Как указано в ч.5.1 ст.26 Градостроительного кодекса РФ программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения должна быть разработана органом местного самоуправления и утверждена им в 6 месячный срок с даты утверждения Генерального плана поселения.
В соответствии с ч.2 ст.5 ФЗ от 29.12.2014г. №456-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены в течение шести месяцев со дня установления Правительством Российской Федерации требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Административный ответчик является исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования <адрес> сельского поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, переданных органам местного самоуправления сельских поселений Законом Иркутской области №96-ОЗ от 02.11.2015г. «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», и закрепленным в уставе МО <адрес>.
Судом установлено, что администрацией МО <адрес> разработан и принят Генеральный план сельского поселения, в целях реализации которого в соответствии с приведенным выше законодательством принимаются различные программы, в том числе программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения.
Согласно сообщению главы администрации МО <адрес> программа комплексного развития социальной инфраструктуры поселения не разработана.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что, несмотря на то, что законом полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселения, они в свою очередь, администрацией МО <адрес> не реализуются и не исполняются, до настоящего времени администрацией не разработана и не утверждена данная программа, что, по мнению суда, свидетельствует о бездействии со стороны администрации. Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации сельского поселения нашло свое подтверждение.
Не выполнение администрацией МО <адрес> действий по разработке и утверждению программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку при отсутствии такой программы невозможно обеспечить безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, обеспечение населения в необходимых объектах местного значения поселения в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры.
Отсутствие возможности решать вопросы местного значения, принимая для этого все зависящие от администрации МО <адрес> меры, из материалов дела не усматривается.
В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Следовательно, административный ответчик обязан исполнить указанную обязанность, установленную законом.
В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО <адрес> выразившееся в не разработке программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения в соответствии с требованиями к программе, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1050 и не размещении проекта программы на официальном сайте муниципального образования незаконным.
Обязать администрацию МО <адрес> разработать программу комплексного развития социальной инфраструктуры поселенияв соответствии с требованиями к программе, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015г. №1050 и представить ее на утверждение Думы МО <адрес> в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Административному ответчику администрации МО <адрес> в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения необходимо сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения по административному делу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения административным истцом и административным ответчиком копии решения.
Судья Боханского районного суда А.В. Бутуханов