ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-550/2017 от 20.03.2017 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кореновск 20 марта 2017 года

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Сай Н.В.,

при секретаре Токаревой А.В., с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административному ответчику администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кореновский район о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи ФИО3,

установил:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кореновский район о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи ФИО3, ссылаясь на то, что <...> года заказным письмом получены извещение отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район № <...> от <...> года и постановление администрации МО Кореновский район № <...> от <...> года о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи ФИО3 Указанное постановление издано на основании заключения отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район от <...> года.

Однако, ФИО1 не согласна с вышеуказанными документами.

Так, ФИО3 состоял на учете в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищных субсидий с <...> года с номером 1 в очереди по Кореновскому району, составом семьи - 2 человека. В связи с тем, что ФИО1 не были предоставлены документы, подтверждающие совместный с ФИО3 выезд из районов Крайнего Севера, она была снята с регистрационного учета и исключена из состава семьи.

Решением Кореновского районного суда от <...> года был установлен факт совместного проживания семьи в полном составе (4 человека) в районах Крайнего Севера с <...> года по август <...> года, совместный выезд и совместное проживание в <...>. Данное решение было предоставлено в отдел строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район, однако ни ФИО1, ни ФИО3 не были включены в сводный список граждан - участников подпрограммы «Жилище» на 2016 год.

Действия специалиста отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район были обжалованы ФИО1 в прокуратуру Кореновского района. Согласно ответа помощника прокурора Кореновского района К.Ж.Г. на жалобу ФИО1, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не выявлено.

Бездействие помощника прокурора Кореновского района К.Ж.Г. было обжаловано ФИО1 в прокуратуру Кореновского района. Согласно ответа помощника прокурора Кореновского района Г.П.А. на жалобу ФИО1, были выявлены нарушения действующего законодательства - требование Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2012 года, Жилищного Кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153. Требования администрации МО Кореновский район в части предоставления ФИО3 документов, подтверждающих факт совместного проживания, совместного выезда и совместное прибытие на избранное место жительства признаны незаконными. Главе администрации МО Кореновский район внесено представление с требованием об устранении нарушений законодательства о предоставлении жилищных субсидий.

Постановлением администрации МО Кореновский район от <...> года № <...> внесено изменение в состав семьи ФИО3, включена ФИО1

<...> года ФИО1 получено письмо администрации МО Кореновский район от <...> года, с требованием о предоставлении документов для перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Перерегистрация проводится с 20 апреля 2016 года по 20 апреля 2017 года. Все требуемые документы предоставлялись ФИО1 в отдел строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район в два этапа - <...> года и <...> года.

Однако, согласно заключению отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район от <...> года, имеются основания для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещением семьи ФИО3

Постановлением администрации МО Кореновский район № <...> от <...> года семья ФИО3 снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

По мнению ФИО1, в заключение отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район неправомерно указывается на следующие нормативно - правовые акты (с учетом отношения их к ФИО3):

- ч.2 ст.6 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2004 года № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». Поскольку ФИО3 и членам его семьи не предоставлялись жилые помещения, то применение в данном случае п.2 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ ФИО1 считает необоснованным.

По мнению ФИО1, оснований для снятия с учета семьи ФИО3 нет, т.к. в названных пункте и части статьи указывается на право получения жилого помещения по договорам социального найма. При этом, бюджетные средства от органов государственной власти и органов местного самоуправления на приобретение или строительство жилого помещения ФИО3 не получал с <...> года.

Имеется Решение Исполнительного комитета Краснодарского Совета народных депутатов президиум Краснодарского краевого совета профессиональных союзов от 02 ноября 1990 года № 500 «О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений», которое ФИО1 считает не имеющим юридической силы. В настоящее время на ФИО3 распространяется Закон Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий». Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ, на который имеется ссылка в заключение отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район, разработан на основании Закона № 1077 -КЗ.

Согласно п.2 ст.5 Закона № 1655 - КЗ (в ред. Законов Краснодарского края от 04.06.2009 года № 1760 — КЗ; от 03.07.2012 года № 2525 - КЗ - граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях для целей принятия на учет в качестве нуждающихся по отдельной категории граждан, обеспечение жильем которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) иными федеральными нормативными правовыми актами.

К иным нормативно правовым актам относится Федеральный Закон Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. Федерального закона от 17.07.2011 года № 212-ФЗ).

На основании ч.3 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655 - КЗ ФИО3 имеет право состоять на учете граждан по отдельной категории, а именно - как пенсионер и выехавший из районов Крайнего Севера. При этом, ежегодно подавались заявления в отдел строительства, ЖКХ, транспорта и связи на получение сертификата, как субсидии на строительство жилого дома.

По требованию специалиста отдела строительства, ЖКХ, транспорта и связи ФИО3 и ФИО1, как членом семьи, были предоставлены все документы для перерегистрации. Но перерегистрация на основании распоряжения администрации МО Кореновский район от <...><...> была объявлена в отношении граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. ФИО3 должен был состоять в списках по отдельной категории на получение сертификата.

В оспариваемом заключении указывается на данные технического паспорта, изготовленного на жилой дом по адресу: <...>. При этом, неверно указывается на то, что собственником жилого дома является ФИО1 Жилой дом начат строительством с <...> года. По техническому паспорту <...> года его готовность составляла 19% (прил. 12). Поскольку дом «лит. А» в эксплуатацию до настоящего времени не сдан из-за имеющихся строительных недоделок, то об этом имеется отметка в техническом паспорте от <...> года. Процент готовности жилого дома «лит. А» на техническом паспорте дома от <...> не проставлен.

В техническом паспорте домовладения от <...> в разделе 3 (сведения о правообладателях объекта) указано о том, что правовая регистрация не проведена. Право собственности возникает только при проведении регистрации объекта на основании Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года, ст. 131 ГК РФ (в ред. Федерального Закона от 29.06.2004 года № 58 - ФЗ) и подтверждается свидетельством о регистрации права собственности, выданным регистрирующим органом.

Как утверждает ФИО1, на момент предоставления документов для перерегистрации ни она, ни ФИО3 не являлись и не являются собственниками недостроенного жилого дома.

Ссылка в заключении на наличие у ФИО1 права собственности на однокомнатную квартиру в <...>, общей площадью 31,5 кв.м., жилой - 16,4 кв.м., в результате чего ее семья является обеспеченной, по мнению ФИО1 беспочвенна по следующим основаниям. Согласно ст.16 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 года № 257) норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 42 кв.м, на семью из 2 человек, а общая площадь квартиры - 31,5 кв.м. Дом выстроен в 1964 году. В настоящее время в квартире проживать невозможно, т.к. требуется капитальный ремонт всех коммуникаций, замена сантехнических приборов, реставрация стен и пола.

Необоснованной, по мнению ФИО1, является ссылка в заключении на обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ФИО3 в размере 8,2 кв.м., что больше учетной нормы жилой площади.

Согласно ч.4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой жилого помещения является минимальный размер площади помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При принятии на учет ФИО3 в <...> году состав его семьи был 4 человека, что подтверждается справками из Бураковской сельской администрации от <...> года № <...> и администрации Бураковского сельского округа от <...> года № <...>, размер учетной нормы был выдержан.

Учетная норма жилья, в соответствии с существующим сегодня законодательством о жилищном фонде, рассчитывается в том случае, когда решается вопрос о том, есть ли необходимость ставить в очередь на получение жилья конкретного человека или семью. В <...> году семья ФИО3 была обоснованно поставлена на учет, как нуждающаяся.

Поскольку семья ФИО3 уже состояла на учете, то в данном случае необходимо применить федеральный стандарт социальной, а не учетной нормы - 42 кв.м, на семью из 2 человек, т.е. по 21 кв.м, на человека.

Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 года № 230 - ФЗ) п.2 - используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Как утверждает ФИО1, за весь период нахождения на учете в списках по отдельной категории граждан ФИО3 не предоставлялись денежные средства на строительство жилого дома на земельном участке, выделенном для строительства. Жилье строилось в течение 15 лет за счет собственных средств семьи.

По мнению ФИО4, при подготовке заключения отделом строительства, ЖКХ, транспорта и связи администрации МО Кореновский район от <...> года дается неверное толкование перечисленных в заключение Законов, а также не применение надлежащих Законов и Постановлений Правительства РФ.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.

Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования Кореновский район по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признал, против их удовлетворения возражал, ссылаясь на то, что ФИО3 состоял на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с <...> по категории — граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера. <...> ФИО3 было подано формализованное заявление об изменении состава семьи, к которому было приложено решение Кореновского районного суда от <...> об установлении факта совместного проживания единой семьей в условиях Крайнего Севера и совместного выезда с гражданином ФИО3 Постановлением администрации муниципального образования Кореновский район от <...><...> «Об изменении состава семьи у ФИО3, состоящего в отдельных списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях» состав семьи ФИО3 был изменен на 2 человека: ФИО3, ФИО1 Семья ФИО3 была включена в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в <...> году составом семьи 2 человека.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125- ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в

районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Распоряжением администрации муниципального образования Кореновский район от <...> года № <...> «О проведении перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» объявлена перерегистрации граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Администрацией муниципального образования Кореновский район были направлены запросы в ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав собственности на объекты недвижимости у ФИО3 и ФИО1

Согласно справки ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от <...> года <...> за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: <...>. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения общая площадь жилого помещения — 31,5 кв.м., жилая площадь 16,4 кв.м. В жилом помещении никто не зарегистрирован.

Согласно решению Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов, президиум Краснодарского краевого совета профессиональных союзов от 2 ноября 1990 года № 500 «О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» в городах, поселках городского типа и курортных местностях в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами на момент принятия на учет ФИО3 обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла 6 и менее кв.м.

Соответственно обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ФИО3 составила 8,2 кв.м., что больше учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального Закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 189 - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Учитывая наличие предусмотренных оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, администрацией муниципального образования Кореновский район издано постановление от <...><...> «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях семьи ФИО3», которым семья ФИО3 была снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с чем, действия администрации муниципального образования Кореновский район, по снятию семьи ФИО3 с регистрационного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются законными.

Представитель заинтересованного лица Министерства топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва на административный иск просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что в соответствии с Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно- коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2015 года № 1310, министерство реализует мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, определенных федеральными нормативными правовыми актами. Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера) осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы (далее - правила), отвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153. Для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с правилами, гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей входит в перечень документов, необходимых для включения гражданина в список участников подпрограммы (подпункт «е» пункта 19 правил). В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, снимаются с учета в случаях, установленных пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. ФИО3 был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, <...> года. В соответствии с действовавшими на момент принятия на учет ФИО3 Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденными Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 26.12.1984 года № 734 (в редакции от 02.11.1990 года № 500), граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (п.п. «а» п. 23). Временным положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на территории Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.03.1994 года № 165, установлена норма площади жилья в домах жилищного фонда социального использования (минимальный размер общей площади, предоставляемой по договору найма на одного человека) в размере: 12 кв. метров общей площади для городов, поселков городского типа и курортных местностей; 14 кв. метров общей площади для сельских населенных пунктов. Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...>, супруге ФИО3 ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство от <...> принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 34,5 кв.м., по адресу: <...>. Согласно Выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, выданной ООО «ГУК-Краснодар» от <...><...>, по указанному адресу граждан, зарегистрированных по месту жительства, не имеется. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи ФИО3, состоящей из 2-х человек, составляет 15,75 кв.м., что превышает социальную норму в размере 14 кв.м, общей площади для сельских населенных пунктов, установленную Временным положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на территории Краснодарского края, действовавшим на момент принятия ФИО3 на жилищный учет. Таким образом, основания, которые давали право на получение жилого помещения по договорам социального найма, ФИО3 утрачены. В этой связи, с учетом представленной информации, в связи с утратой эснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, имеются основания для снятия ФИО5 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, на основании части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с вышеуказанными обстоятельствами постановление администрации МО Кореновский район о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи ФИО3 от <...> года № <...> является законным и обоснованным.

Изучив позиции сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд не находит требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ФИО3 состоял на учете в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищных субсидий с <...> года с номером 1 в очереди по Кореновскому району, составом семьи - 2 человека. В связи с тем, что ФИО1 не были предоставлены документы, подтверждающие совместный выезд с ФИО3 из районов Крайнего Севера, она была снята с регистрационного учета и исключена из состава семьи.

Решением Кореновского районного суда от <...> года был установлен факт совместного проживания семьи в полном составе (4 человека) в районах Крайнего Севера с <...> года по август <...> года, совместный выезд и совместное проживание в <...>. Общественная организация не представила в орган, принявший решение о ее государственной регистрации сведения, предусмотренные абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» за 2015 год.

Постановлением администрации МО Кореновский район от <...> года № <...> внесено изменение в состав семьи ФИО3, включена ФИО1

Постановлением администрации МО Кореновский район № <...> от <...> года семья ФИО3 снята с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В обоснование принятого администрацией муниципального образования Кореновский район решения о снятии семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях указано, что семья ФИО3 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...> Согласно домовой книги по указанному адресу зарегистрировано 2 человека: ФИО3, <...> года рождения и ФИО1, <...> года рождения.

Согласно данным технического паспорта назначение жилого помещения - жилой дом, фактически используется по назначению, <...> год постройки, общая площадь жилого помещения 179,1 кв.м., жилая площадь 46,2 кв.м. Жилое помещение не сдано в эксплуатацию.

За ФИО1 <...> года на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию и свидетельства о государственной регистрации права от <...> года <...> зарегистрировано право собственности на жилое помещение по адресу: <...>.

Согласно выписке из лицевого счёта жилого помещения общая площадь данного жилого помещения - 31,5 кв.м., жилая площадь - 16,4 кв.м. В жилом помещении никто не зарегистрирован.

Согласно решению Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов, президиум Краснодарского краевого совета профессиональных союзов от 2 ноября 1990 года № 500 «О внесении изменений и дополнений в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений» в городах, поселках городского типа и курортных местностях в личных домах и в отдельных квартирах со всеми коммунальными удобствами на момент принятия на учет ФИО3 обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи составляла 6 и менее кв.м.

Соответственно обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ФИО3 составила 8,2 кв.м., что больше учетной нормы площади жилого помещения.

В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, часть 3 статьи 40 Конституции РФ предусматривает бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов как малоимущим, так и иным гражданам, нуждающимся в жилище, указанным в законе.

В силу статьи 33 Жилищного кодекса РСФСР, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Жилищный кодекс РСФСР утратил силу с 01.03.2005 года.

Согласно ч. 1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу ч.2 ст. 56 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Обеспечение жильем граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992 года, имеющих право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года№ 153.

Для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с правилами, гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, снимаются с учета в случаях, установленных пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

ФИО3 был принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, <...> года. В соответствии с действовавшими на момент принятия на учет ФИО3 «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений», утвержденными решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 26.12.1984 года № 734 (в редакции от 02.11.1990 года № 500), граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (п.п. «а» п. 23).

Временным положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на территории Краснодарского края», утвержденным Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.03.1994 года № 165, установлена норма площади жилья в домах жилищного фонда социального использования (минимальный размер общей площади, предоставляемой по договору найма на одного человека) в размере: 12 кв. метров общей площади для городов, поселков городского типа и курортных местностей; 14 кв. метров общей площади для сельских населенных пунктов.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...>, супруге ФИО3 ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство от <...> принадлежит на праве собственности квартира, общей площадью 34,5 кв.м., по адресу: <...>

Согласно Выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, выданной ООО «ГУК-Краснодар» от <...><...>, по указанному адресу граждан, зарегистрированных по месту жительства, не имеется. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи ФИО3, состоящей из 2-х человек, составляет 15,75 кв.м., что превышает социальную норму в размере 14 кв.м, общей площади для сельских населенных пунктов, установленную Временным положением о порядке и условиях предоставления жилых помещений по договору найма в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов на территории Краснодарского края», действовавшим на момент принятия ФИО3 на жилищный учет.

Таким образом, основания, которые давали право на получение жилого помещения по договорам социального найма, ФИО3 утрачены.

С учетом совокупности приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Кореновский район о признании незаконным постановления администрации муниципального образования Кореновский район о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи ФИО3 отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца.

Судья Кореновского

районного суда Н.В. Сай