ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-550/2021 от 10.06.2021 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Административное дело № 2а-550/2021

УИД 67RS0008-01-2021-000805-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» июня 2021 года город Ярцево Смоленской области

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе: председательствующего (судьи) Коржаковой О.И., при секретаре Аксеновой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам и сборам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области (далее – МРИ ФНС России №3 по Смоленской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам и сборам.

В обоснование требований указано, что ФИО1 в период с 09.03.2004г. по 17.12.2019г. являлся индивидуальным предпринимателем и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. С 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. Административным истцом ФИО1 за 2019 год начислены: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в общей сумме 45 760 руб., и в связи с несвоевременным исполнением должником обязательств по уплате страховых взносов, произведено начисление пеней в общей сумме 220,88 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в общей сумме 10 608 руб. и пени в общей сумме 51,20 руб.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 6 032 руб. и пени в общей сумме 29,12 руб.

Кроме того, согласно представленной ФИО1 налоговой декларации 6-НДФЛ за 2019 год, общая сумма исчисленного налога по ставке 13% составила 131 722 руб. Исчисленная сумма НДФЛ уплачена налогоплательщиком не полном объеме. Общая сумма задолженности составляет 122 013 руб. За неуплату (несвоевременную оплату) налога произведено начисление пени в общей сумме 337,99 руб. Исчисленная сумма пени налогоплательщиком уплачена не в полном объеме. Остаток непогашенной задолженности по пени составляет 154,37 руб.

Также ФИО1 является владельцем транспортных средств. В силу ст. 357 НК РФ, ФИО1 за 2018 год был начислен транспортный налог в общей сумме 18 650 руб. За неуплату (несвоевременную оплату) налога произведено начисление пени за 2019 год в сумме 68,07 руб.

С 25.07.2012г. ФИО1 зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика. Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 1277730 от 28.06.2019г., в котором указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Поскольку обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена (исполнена с нарушение срока), административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика были направлены требования об уплате налогов №33383 от 20.12.2019г., № 34044 от 23.12.2019г., № 34427 от 25.12.2019г. по установленным срокам уплаты.

Однако, административный ответчик в добровольном порядке не исполнил обязательства по уплате налогов, в связи с чем, образовалась задолженность за 2018-2019гг в общей сумме 203586,64 руб.

В порядке ст. 48 НК РФ административный истец обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который 16.12.2020г. был отменен, в связи с поступившими от должника возражениями.

Просит взыскать с административного ответчика в доход бюджета за счет имущества должника суммы налога и пени в общей сумме 203 586,64 руб. (из них: налоги - 203063 руб., пени – 523,64 руб.), в том числе:

-за 2019 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в общей сумме 45 760 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ в общей сумме 220,88 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в общей сумме 10 608 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в общей сумме 51,20 руб.; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 6 032 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 29,12 руб.; налог на доходы физических лиц в общей сумме 122 013 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 154,37 руб.;

-за 2018 год: транспортный налог в общей сумме 18 650 руб., пени по транспортному налогу в общей сумме 68,07 руб.

Представитель административного истца - МРИ ФНС России №3 по Смоленской области в судебное заседание не явился, подав заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещался надлежащим образом.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Положениями ст. 57 Конституции РФ и ст.ст. 3, 23 НК РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с главой 34 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов (подпункт 2 пункт 1 статьи 319 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 232 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 ст. 48 указанного Кодекса заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Судом установлено, что в период с 09.03.2004г. по 17.12.2019г. ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем (л.д.20-22) и плательщиком страховых взносов на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование.

Согласно представленному МИ ФНС №3 расчету, за 2019г. ФИО1 были исчислены страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в сумме 45 760 руб., на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 6 032 руб., на обязательное медицинское страхование работающего населения в сумме 10 608 руб. (л.д.13-15).

Кроме того, как установлено судом, что ФИО1 в 2018-2019гг. являлся собственником транспортных средств – легковых автомобилей, а также в 2019 году им была подана налоговая декларация по форме 6-НДФЛ (л.д.55-57).

Согласно представленным МИ ФНС №3 расчетам, за 2018г. ФИО1 был исчислен транспортный налог в сумме 18 650 руб., а также налог на доходы физических лиц по ставке 13% в сумме 131 722 руб. (л.д.13,16,55-57).

В адрес ФИО1 было направлено налоговое уведомление № 1277730 от 28.06.2019г. с указанием суммы налогов, подлежащих уплате, объектов налогообложения, налоговой базы, а также срока уплаты налога (л.д. 18,23-34).

Однако ФИО1 налоги и страховые взносы в установленный срок не уплатил.

Согласно расчетам, предоставленным истцом (л.д.38-39), в связи просрочкой исполнения ФИО1 обязанности по уплате налогов и страховых взносов, размер пени составил: на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации - 220,88 руб.; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 29,12 руб.; на обязательное медицинское страхование работающего населения - 51,20 руб.; по налогу на доходы физических лиц - 337,99 руб.; по транспортному налогу - 68,07 руб. (л.д.13-16,46-47,48-54). Расчет пени произведен в соответствии с ч.ч.3,4 ст.75 НК РФ.

По истечении срока, установленного в уведомлениях об уплате налогов и страховых взносов, в соответствии со ст.ст. 45, 69-70 НК РФ, административный истец направил в адрес ФИО1 требования об уплате недоимки по налогам и взносам, а также пени за просрочку платежей: №33383 от 20.12.2019г. со сроком оплаты до 21.01.2020г., № 34044 от 23.12.2019г. со сроком оплаты до 22.01.2020г., № 34427 от 25.12.2019г. со сроком оплаты до 24.01.2020г. (л.д.35-37,40-41,43-45).

С 25.07.2012г. ФИО1 зарегистрирован в личном кабинете налогоплательщика, где отражены его фамилия, имя отчество, ИНН, ФИД, код места жительства (л.д.19).

Налоговые уведомления и требования об уплате налогов и взносов были направлены в адрес ответчика с соблюдением положений статей 11.2, 52, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Правовая позиция, высказанная в определение Конституционного суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года N 468-О-О, закрепляет презумпцию получения налогоплательщиком требования об уплате налогов и пени на 6 день после его отправки.

Таким образом, налогоплательщик, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленными в его адрес налоговыми уведомлениями, а также требованиями об уплате налогов, взносов и пени.

Однако требования об уплате вышеуказанных налогов, взносов и пени ФИО1 в добровольном порядке исполнены не были.

С учетом приведенных правовых норм, исходя из того, что требования о взыскании обязательных платежей и санкций, о которых заявлен административный иск, содержало максимальный срок исполнения до 24.01.2020г., то срок подачи административного иска истек 24.07.2020г.

Вместе с тем, с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в Ярцевский городской суд Смоленской области лишь 14.05.2021 года, то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного ст. 48 НК РФ (л.д.5).

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока МРИ ФНС России №3 по Смоленской области не заявлено.

Пени являются платежом, производным от суммы основного долга, и не могут быть взысканы при отсутствии оснований для взыскания суммы налога (взноса), на которую начислены.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения вышеприведенных норм права, определяющих сроки направления налогового уведомления и требования об уплате налога, пеней и порядок взыскания недоимки, налоговый орган на дату обращения с настоящим административным иском в суд утратил право на принудительное взыскание с ФИО1 вышеуказанной задолженности по налогам, страховым взносам и пени.

В этой связи суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском срока для обращения в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки и пени по налогам и сборам за 2018-2019 годы в общей сумме 203 586 рублей 64 копейки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.И. Коржакова