ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-550/2023 от 24.08.2023 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-550/2023

УИД 65RS0003-01-2023-000600-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2023 года г. Анива

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

с участием представителя административного истца Герасимовой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Рафальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ», департаменту по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» о возложении обязанности организовать работы по ремонту жилого помещения, обеспечить финансирование выполнения работ по ремонту жилого помещения,

у с т а н о в и л:

29 июня 2023 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципальным образованием «Анивский городской округ» требований жилищного законодательства.

В ходе проверки установлено, что по состоянию на 01 июня 2022 года на территории Анивского городского округа на жилищном учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма состоит 155 семей (465 человек), в том числе 5 семей (5 человек) состоят на очереди получения жилой площади во внеочередном порядке, их них 3 семьи (3 человека) проживают в жилых помещениях, признанных ветхими, аварийными и непригодными для проживания.

Вместе с тем, на территории Анивского городского округа находится пустующее жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2, находящееся в собственности муниципального образования «Анивский городской округ» и не соответствующее санитарно-техническим требованиям, требующее проведения ремонта, в связи с чем не может быть предоставлено гражданам для проживания.

Согласно объяснению директора ДУМИ МО «Анивский гороской округ» Ошанина В.В. от 27 июня 2022 года, средства на ремонт муниципальных жилых помещений предусматриваются муниципальной программой «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом МО «Анивский городской округ», утвержденной постановлением администрации Анивского городского округа от 16 октября 2019 года № 2023-па; в связи с тем, что предусмотренных настоящей программой средств на ремонт жилых помещений недостаточно, не представляется возможным обеспечить выполнение ремонтных работ в отношении всех квартир, нуждающихся в ремонте. До настоящего времени локально-сметный расчет не составлен. Средств на оплату ремонта вышеуказанной квартиры не имеется, денежные средства в программе на ремонт отсутствуют.

Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями для осуществуления отдельных государственных полномочий переданных органом местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области (часть 1 статьи Устава МО «Анивский городской округ»).

Пунктами 2, 3 и 4 Положения «О Департаменте по управлению муниципальным имуществом МО «Анивский городской округ» определено, что Департамент является уполномоченным органом администрации Анивского городского округа, осуществляющим от имени МО «Анивский городской округ» полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности МО «Анивский городской округ».

Основанием обращения прокурора в суд с настоящим иском является защита жилищных прав неопределенного круга лиц, имеющих право, как на внеочередное обеспечение муниципальными жилыми помещениями по договорам соцального найма, в том числе по решениям суда, так и в порядке очередности, а также в целях выполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого фонда.

На основании изложенного, административный истец просит:

- возложить на ДУМИ МО «Анивский городской округ» обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2, в целях приведения его в в соответствие с требованиями статьи 15 и частей 1, 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- возложить на администрацию МО «Анивский городской округ» обязанность обеспечить финансирование выполнения работ по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2.

Определением от 25 июля 2023 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Анивского района Герасимова Е.В. настаивала на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представители административных ответчиков ДУМИ МО «Анивский городской округ», администрации МО «Анивский городской округ» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представителем административного ответчика администрации МО «Анивский городской округ» по доверенности Ломовой А.А. представлен отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что квартира является муниципальной собственностью, однако в настоящее время квартира комиу-либо по договору социального гайма не предоставлена, в связи с чем статьи 65, 66 Жилищного кодекса РФ не применимы.

Поскольку выполнение органом местного самоуправления администрацией Анивского городского округа своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по ремонту в отсутствие запланированных денежных средств приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса РФ.

Прокурор, заявляя требования в интересах неопределенного круга лиц, не указывает какие права и законные интересы нарушены, с учетом того, что собственник распоряжается имуществом по своему усмотрению. Данная квартира может иметь любой статус незапрещенный Жилищным кодексом РФ, включая статус служебного жилого помещения.

В 2023 году были отремонтированы иные жилые помещения, указанное жиле помещение стоит в плане на 2024 год, в случае если денежные средства будут утверждены бюджетом на 2024 год. Решение о распределении денежных средств принимается только при наличии согласия депутатов Собрания Анивского городского округа. Бюджет будет утвержден в декабре 2023 года.

Изложив в отзыве указанные обстоятельства, представитель административного ответчика Лупанова А.А. просит отказать в удовлетворении административного иска.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

Выслушав представителя административного истца Герасимову Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон общих принципах организации местного самоуправления), пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 3, 6 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В силу положений частей 3, 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 7, части 1 статьи 40 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого Решением Собрания Анивского городского округа от 22 мая 2014 года № 77, к вопросам местного значения городского округа относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.

Из пункта 2 статьи 1, подпунктов 1, 5 пункта 5 статьи 3 Положения о ДУМИ МО «Анивский городской округ», утвержденного Решением Собрания Анивского городского округа от 21 ноября 2017 года № 303, следует, что департамент является уполномоченным органом администрации Анивского городского округа, осуществляющим от имени муниципального образования «Анивский городской округ» полномочия при решении вопросов местного значения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Анивский городской округ»;

в области жилищных отношений: ведет учет муниципального жилищного фонда, выступает заказчиком проведения капитальных ремонтов отдельно взятых муниципальных жилых помещений, а также текущего ремонта пустующих жилых помещений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с 22 февраля 2023 года по 23 марта 2023 года прокуратурой Анивского района проведена проверка в администрации МО «Анивский городской округ» в сфере исполнения жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в муниципальной собственности Анивского городского округа находится жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2.

Из акта проверки от 26 июня 2023 года следует, что представителями административного истца и административного ответчика ДУМИ МО «Анивский городской округ» проведен осмотр вышеуказанного жилого помещения, в ходе которого установлено, что двери, окна, стены, полы, радиаторы, сантехника и электрика в квартире находятся в ненадлежащем состоянии, требующем проведения капитального ремонта; изложенное в акте подтверждено фотоматериалом.

Согласно сообщению МКУ «Центр жилищных отношений» от 16 июня 2023 года, по состоянию на 01 июня 2022 года на территории Анивского городского округа на жилищном учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма состоит 155 семей (465 человек), в том числе 5 семей (5 человек) состоят на очереди получения жилой площади во внеочередном порядке, их них 3 семьи (3 человека) проживают в жилых помещениях, признанных ветхими, аварийными и непригодными для проживания.

Из информации, предоставленной администрацией Анивского округа от 21 июня 2023 года, спорное жилое помещение пустует, требуется ремонт, никому не предоставлено; ремонты проводятся по мере выделения финансирования, конкретные сроки установить не представляется возможным.

Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2 как не соответствующее санитарно-техническим требованиям, требующее проведения ремонта, не может быть предоставлено гражданам для проживания.

Из материалов дела усматривается, что постановлением администрации Анивского городского округа от 16 октября 2019 года № 2023-па (с учетом внесенных изменений постановлением от 30 декабря 2022 года № 4051-па) утверждена муниципальная программа «Совершенствование системы управления муниципальным имуществом МО «Анивский городской округ», в рамках которой предусматриваются денежные средства на ремонт муниципальных жилых помещений, разрабатываются планы мероприятий по ремонту муниципального жилищного фонда.

При этом приоритетной является необходимость проведения первоочередного ремонта в тех жилых помещениях, в которых проживают (должны проживать) граждане.

Вместе с тем, денежные средства на производство ремонта спорной квартиры указанной программой (планом) не предусмотрены.

Принимая во внимание, что жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2, относящееся к муниципальному жилому фонду, требует ремонта в целях приведения его в надлежащее санитарно-техническое состояние, в силу вышеприведенных положений законодательства, уставных положений обязанность по надлежащему содержанию муниципального жилищного фонда возложена на ДУМИ МО «Анивский городской округ», обязанность по организации финансирования мероприятий по надлежащему содержанию муниципального жилищного фонда возложена на администрацию МО «Анивский городской округ», суд приходит к выводу о возложении обязанности на указанных административных ответчиков организовать работы по ремонту жилого помещения и обеспечить финансирование выполнения работ по ремонту жилого помещения соответственно.

В силу положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание объем выполнения работ, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – не позднее 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Доводы административного ответчика о вмешательстве прокурора в хозяйственную и бюджетную деятельность органа местного самоуправления подлежат отклонению, поскольку в силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Руководствуясь статьей 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать департамент по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН 6510010342, ОГРН 1026500548161) организовать работы по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2, в целях приведения его в соответствие с требованиеями статьи 15, частей 1, 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» (ИНН6510003232, ОГРН 1036500602093) обеспечить финансирование выполнения работ по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Анива, ул. Дьяконова, д. 15, кв. 2.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 04 сентября 2023 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова